Оригинал взят у
podoprigora74 в
«Тихая революция» губернатора Дубровского Вот что действительно важно, когда страна и регион находятся под давлением кризиса и санкций: иметь твердые основания считать, что главные вещи здесь делаются правильно, а трудно выработанная политика дает результат. Есть ли у нас сегодня такие основания?
Вчера долго говорили на эту тему с экономистом Сергеем Гордеевым, проработавшим в разном качестве со всеми областными администрациями, начиная с Вадима Соловьева, и лучше других экспертов понимающим скрытую механику региональной экономики. Он сказал неожиданную фразу: «за последний год Челябинская область впервые в своей новой истории стала регионом положительного тренда».
Действительно, многие ключевые показатели сейчас стагнируют или сокращаются (хотя другие - растут). Но дело в том, что кризис «корежит» и «сбивает» стандартную систему экономических индикаторов, делает неуместными привычные сравнения и «бухгалтерский подход» к социо-экономическому анализу, хорошо работающие в периоды стабильного роста - потому что структурно трансформирует экономику, делает ее другой.
Да, инвестиции и стройка в кризис не растут, это понятно.
Но есть главные вещи и тренды, на которые следует обратить внимание, если мы хотим действительно что-то понимать в происходящем.
Впервые (в ХХ1 веке - точно) в регионе зафиксирован перелом тренда - Челябинская область демонстрирует ключевые экономические показатели заметно выше среднероссийских.
Даже в «тучные» годы правления губернатора Сумина, когда сверхудачная экономическая конъюнктура обеспечивала сверхдоходы бюджета, темпы роста в регионе отставали от среднероссйских. То же самое было при Юревиче. Сейчас картина обратная - по РФ в целом промышленный спад на уровне 4-5%, а у нас первое полугодие 2015-го дало рост порядка 1,5%. В большинстве других регионов страны ситуация значительно хуже. Говорят, это заслуга металлургов. Но и прежде именно они определяли лицо региональной экономики, однако результаты на общероссийском фоне были куда скромнее.
Это очень важно, потому что является прямым свидетельством эффективности проводимой в конкретном регионе экономической политики. Возможно, ей недостает в резонансном пиаре и оттого эти, настоящие успехи почти незаметны на фоне «пиар-бомб» прежних администраций. Но они реальны и это главное. Ведь хорошо известно, что социально-экономическая динамика любого региона на 70% определяется ситуацией и действиями на федеральном уровне. Но свои 30% область на сей раз отработала, похоже, на все сто.
В регионе случилась очень тихая революция. Я бы назвал это победой политики реализма.
Впервые за долгие годы бюджет Челябинской области (в условиях кризиса) уменьшил свою задолженность и растет по доходам в среднем на 5%, не меняя своей структуры - при том, что социальная сфера избежала сколько-нибудь значительных сокращений.
При губернаторе Юревиче финансовая политика была принципиально иной: даже в условиях крайне благоприятной экономической конъюнктуры и роста всех значимых для региона рынков, искусственно создавался бюджетный дефицит, под который область и ее столица загонялись в долги перед коммерческими банками, а собственные инвестиции экспортировались; регион методично лишался капиталов (Челябинск до сих пор не знает что делать с 2,5 млрд долгов, освоенных на «дорожной революции»). Сегодня область привлекает, при необходимости, дешевые, а не нарочито дорогие заемные деньги.
«Впервые власти региона стали на деле соизмерять затраты и результаты» - говорит Сергей Гордеев. При Сумине не считали ни того, ни другого. При Юревиче был важен лишь сиюминутный эффект - неважно, какой ценой: по сей день расплачиваемся за его «достижения».
Мало кто обратил на это внимание, но Борис Дубровский фактически поставил на кон свой главный политический капитал, принципиально изменив характер отношений с крупным бизнесом, с промышленниками: они стали действительно партнерскими в интересах региона, а не окружения губернатора и его лично.
Хорошо помню, как в посткризисном 2009 году ММК предъявил вдруг опустевшему бюджету области возврат избыточно уплаченного авансом налога на прибыль примерно на 5 млрд рублей (имели на это полное законное право). В бюджете в начале года неожиданно образовалась огромная дыра, Петр Сумин был в ярости публично заявил: «Область грабят!» В 2015-м такого не произошло. Стороны поняли друг друга и загодя зафиксировали баланс интересов социума и бизнеса: теперь это вопрос доверия, а не давления. Доверие же в кризисное время эффективно конвертируется в стабильность.
Мы говорили недавно на встрече экспертов с Борисом Дубровским о возможности настоящих интегральных (а не бухгалтерских) оценок деятельности правительства и ситуации в регионе. И вышли на тему доверия как ключевую. Так вот, согласно выводам свежего исследования динамики социального капитала, проведенного Общественной палатой РФ, самый высокий уровень доверия в УрФО зафиксирован именно в Челябинской области. Это говорит в наши дни о большом политическом успехе.
Главный, пожалуй, результат прошедшего года можно сформулировать так: область стабилизировалась в самый тяжелый, а не в самый удачный момент. Это никак нельзя объяснить везением и удачной конъюнктурой: это результат работы. И это вызвало рост доверия к проводимой в регионе политике реализма.
Кстати, это был первый год правления Бориса Дубровского, избранного губернатором в сентябре 2014-го. Это не повод для наших рассуждений, а лишь констатация факта.