Сегодня в Челябинском молодежном театре покажут премьеру «Дневник 12-летнего. «Пиранья»
08.02.2013 16:30
А вчера здесь провели сдачу спектакля, на которой побывала наш корреспондент. Свободных мест здесь не будет, ведь спектакль рассчитан всего лишь на 80 зрителей. И эти 80 откроют для себя совершенно иной театр - и по форме, и по содержанию.
Содержанием стал реальный дневник 12-летнего мальчика из Ростова-на-Дону, которого зовут Андрей Руденко. Андрей вел дневник, прекрасно отдавая себе отчет в том, что его могут прочитать родители. Более того, это стало своеобразной формой общения мальчика с мамой и папой. А мама, драматург, с согласия Андрея послала дневники на международный конкурс драматургов «Евразия», где «Пиранья» стала лауреатом. Через театрального и кинохудожника Лешу Лобанова текст попал в руки режиссера Веры Поповой. Готовясь к участию в творческой лаборатории «Молодые режиссеры - детям», проходившей в молодежном театре в ноябре, Вера (в отличие от других участников) непременно хотела подыскать для эскиза спектакля что-нибудь молодежное. И очень обрадовалась, увидев дневник.
Андрей Руденко - школьник, то есть его знание о школьных годах очень свежее и идет изнутри. Одна из главных ценностей дневника - подробности, которые взрослый драматург, будь он хоть учителем словесности, написать никак не сможет. Например, что учительнице словесности по прозвищу БИВ посвящена группа Вконтакте - «Мы ненавидим БИВ». Или что в XXI веке из двух авторучек приходится мастерить одну, потому что дорогие ручки ломают однокашники.
Надо признать, что не только Андрей, но и режиссер с актерами предлагают немало любопытных сцен из школьной жизни. Когда Кристина Короткова, играющая роль Яны, выжимает тряпку двумя пальцами и вытирает не всю доску, а лишь линию букв, сердца и бабушек, и подростков начинают учащенно биться: точно так. А момент приглашения на медленный танец показан столь комично, что зал покатывается со смеху.
- Мы начали репетиции вовсе не с чтения дневника, - признается режиссер Вера Попова. - А с того, что просто сидели и вспоминали, что было в школе. Из воспоминаний рождались актерские этюды, вошедшие потом в спектакль.
Первое действие идет на балконе. Некоторые зрители видят актера Артура Саркисяна, играющего роль автора дневника Андрея, даже ближе, чем «на расстоянии вытянутой руки». А где-то далеко внизу развернется пространство школы с равнодушной ко всему происходящему учительницей, бандой киндеров, другом-игроманом Мишкой, зависающим в клубе «Пиранья». Во втором действии зрителей усадят прямо на сцену, где разыграется кульминация отношений Андрея с одноклассниками.
Андрей, и это сразу чувствуется, хороший человек. И вполне может стать ориентиром для подростков. В отличие от главного героя спектакля «Собаки-якудза», предпоследней премьеры молодежного театра, у этого персонажа есть замечательное качество: не может никого ударить.
Он вынужден вспоминать про эту свою особенность постоянно, и чем дальше, тем чаще. Потому что внешний мир - школа - постоянно подталкивают его к агрессии. Наступает момент, когда Андрею становится страшно за свою жизнь.
Дневник (а вместе с ним и спектакль) замечателен тем, что не рисует мир одной лишь черной краской. Андрей с удовольствием ходит в конную секцию (живая лошадь станет одним из персонажей спектакля) и ездит на каникулах в ЛДПР - летнюю детскую поющую республику. Песня Сергея Никитина «Большой лошадиный секрет», спетая всеми актерами у «костра», станет достойным завершением спектакля.
Олеся Горюк Источник -
http://www.mediazavod.ru/articles/131316 Еще ссылки на публикации и отзывы есть
тут.