В понедельник, 24 июня Башкан Гагаузии Михаил Формузал провел рабочее совещание Исполнительного комитета Гагаузии.
Глава автономии поручил подготовить состав аналитической группы, которая займется изучением последствий предстоящего подписания Соглашения о свободной торговле между Молдовой и Европейским Союзом. В состав аналитической группы войдут специалисты в области экономики, сельского хозяйства и представители аграрных предприятий Гагаузии. «Мы должны проанализировать возможные последствия подписания этого соглашения, когда они наступят для нас и что мы должны сделать, чтобы сохранить собственное товаропроизводство. Мы хотим знать все детали этого договора», - сказал Башкан. Для участия в работе аналитической группы будут также приглашены представители Министерства экономики Республики Молдова.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Согласно докладу «Глобальная Европа: конкурируя в мире», подготовленному Европейской Комиссией еще в 2006 г., определяя необходимость заключения
соглашений о свободной торговле, ЕС использует следующие ключевые экономические критерии:
--- потенциал рынка (экономический размер и рост) и
--- уровень протекционизма против интересов европейского экспорта (тарифные и нетарифные барьеры).
Кроме того, принимаются во внимание переговоры потенциальных партнеров с конкурентами ЕС и возможное влияние таких переговоров на интересы стран-членов Евросоюза.
В списке стран и региональных объединений, с которыми Евросоюз уже заключил или планирует заключить соглашения о свободной торговле, значатся: Мексика
(соглашение вступило в силу в 2000 г.), Южная Африка (1 мая 2004 г.), Чили (1 марта 2005 г.), Корея (1 июля 2011 г.), АСЕАН, Канада, Индия, Малайзия, Сингапур,
Совет сотрудничества стран Персидского залива, страны Центральной Америки, Андского сообщества, МЕРКОСУР.
Кроме того, ЕС пригласил шесть стран постсоветского пространства (Украину, Молдову, Азербайджан, Армению, Грузию и Беларусь) к участию в Восточном
партнерстве.
Все эти договоренности, по оценкам ЕС, позволят повысить конкурентоспособность Европы в глобальной экономике, создадут дополнительные рабочие места, будут способствовать укреплению внутреннего рынка и росту экономики/
Подробнее о переговорах между ЕС и Молдовой - в статье Войцеха Пачинского -(Научный сотрудник CASE Центра социальных и экономических исследований ,
Варшава, Польша) «Последствия принятия возможных торговых соглашений ЕС - Молдова и ЕС - Грузия»
В статье обобщены результаты исследований, проводимых консорциумом Ecorys (Нидерланды) и CASE (Польша) в сотрудничестве с CASE (Грузия) и CASE (Молдова) по заказу Генерального Директората Европейской Комиссии по вопросам торговли. В частности, проанализированы возможные последствия соглашений о свободной торговле, переговоры о которых в настоящее время ведутся между Молдовой и ЕС, а также между Грузией и ЕС.
Основное внимание в исследовании сосредоточено на оценке возможных последствий для Молдовы и Грузии - из-за различий в уровнях экономического
развития сторон переговоров ожидается, что воздействие соглашений на Евросоюз будет незначительным. Работа основана на некотором реалистичном
сценарии будущих глубоких и всеобъемлющих соглашений о свободной торговле с ЕС (ГВССТ). При этом проведено сравнение количественных и качественных аспектов двух возможных вариантов развития событий:
• ГВССТ заключается в рамках изначальных договоренностей сторон;
• базовый сценарий, при котором ГВССТ не заключается.
Таким образом, вопрос подписания ГВССТ является главным и единственным отличием двух сценариев развития событий. Для правильной интерпретации
обоих прогнозов в исследовании не учитывалось применение сторонами дополнительных инструментов торговой политики. Однако такие сопутствующие
меры, скорее всего, будут использоваться как Евросоюзом, так и Молдовой и Грузией для повышения выгод от интеграции в общий рынок и/или смягчения
возможных негативных последствий. Кроме того, очевидно, что окончательные результаты переговоров могут отличаться от тех оценок, которые приведены в
исследовании.Ожидаемые экономические эффекты
Предполагается, что подписание ГВССТ в общем будет иметь положительный эффект как для Молдовы, так и для Грузии. В долгосрочной перспективе ВВП
Молдовы при этом увеличится на 5%, а для Грузии рост ВВП прогнозируется на уровне 4%. В обеих странах будет наблюдаться увеличение роста экспорта
(16% в Молдове и 12% в Грузии) по сравнению с импортом (8% и 7,5% соответственно). Однако, учитывая имеющийся существенный начальный дефицит
торгового баланса обеих стран, это не обязательно приведет к его ликвидации.
Возможные изменения на рынке труда также оцениваются положительно - при условии неизменного уровня занятости при подписании ГВССТ, в Молдове рост
уровня зарплаты составит 5%, а в Грузии - 4%. При этом общий индекс уровня потребительских цен уменьшится соответственно на 1,3 и 0,6%. Таким образом,
в среднем уровень покупательной способности граждан Молдовы и Грузии возрастет.
ГВССТ будет предусматривать целый ряд мер по либерализации торговли товарами и услугами, в частности, снижение тарифов и сокращение нетарифных
барьеров, в том числе тех, которые относятся к санитарным и фитосанитарным мерам и техническим барьерам в торговле.
Как для Молдовы, так и для Грузии сокращение нетарифных мер является наиболее важным последствием подписания ГВССТ. Его можно было бы ожидать даже при отсутствии низкого уровня тарифных барьеров, который предполагается в модели.
Грузия и Молдова получат выгоды на рынке ЕС в рамках режимов дополнительных торговых преференций (GSP+) и автономных торговых преференций ЕС (ATP).
Кроме того, подписание ГВССТ предполагает приближение нормативно-правовых баз Молдовы и Грузии к стандартам ЕС.
Последствия для отраслей экономики
Подписание ГВССТ будет иметь разное влияние на различные отрасли экономики. Для одних отраслей хозяйства это влияние будет положительным,
для других - отрицательным. В Молдове, согласно прогнозам, от подписания ГВССТ выиграют такие отрасли, как сельское хозяйство, текстильная и легкая
промышленность, воздушный транспорт и сахарная промышленность (зависит от уровня либерализации тарифов и квот ЕС на молдавский сахар). Отрицательные
последствия ощутят на себе такие отрасли, как скотоводство и мясная промышленность, алкогольная и табачная промышленность, рынок производства
транспортных средств, электроники и компьютеров.
В Грузии в выигрышном положении окажутся химическая промышленность, производство резины и пластмасс, машиностроение и приборостроение, а также
металлургия. В проигрышном положении окажутся животноводство и мясное производство, пищевая промышленность, производство электроники и другие
отрасли. Было бы неправильным считать данные прогнозы окончательными, так как на текущий момент очень сложно предугадать реальную ситуацию. В
исследовании рассматриваются лишь общие различия между двумя возможными сценариями: при подписании ГВССТ и без него.
Социальные последствия
Эффекты, связанные с ростом занятости и зарплаты при подписании ГВССТ, как ожидается, станут основными движущими силами социального подъема
в рассматриваемых странах. Расчетная модель общего равновесия, которая использовалась для количественной оценки возможного эффекта в Молдове
и Грузии, предполагает увеличение заработной платы при фиксированной занятости населения. В действительности же, скорее всего, будет наблюдаться
как рост зарплаты, так и незначительный рост занятости населения. Все это в сочетании с прогнозируемым снижением уровня инфляции будет способствовать
поддержанию и улучшению среднего уровня жизни в странах.
Как и при любом другом процессе либерализации торговли или глобализации, после подписания соглашения потребуется перераспределение трудовых ресурсов
и капитала между отраслями экономики - от менее выгодных к более выгодным. Анализ показывает, что при подписании ГВССТ потребуется перераспределение
5% рабочей силы в Молдове и 4% - в Грузии. Легкость и быстрота, с которой будет осуществлено это перераспределение, будет иметь решающее значение
для определения масштабов и сроков получения ожидаемого положительного эффекта. В частности, ключевой вопрос - смогут ли рабочие повысить свою
квалификацию в соответствии с требованиями тех отраслей, где будут созданы новые рабочие места.
Как уже было отмечено, средний доход на душу населения в Молдове и Грузии будет расти. Тем не менее, малоимущие слои населения получат меньшую выгоду
от подписания соглашения, чем средний класс населения. Это связано в основном с тем, что, в то время как будет проходить снижение общего уровня потребительских цен, незначительно вырастут цены на продукты питания, а малоимущие слои населения тратят на них значительную часть своего бюджета. Из-за этих факторов существуют риски роста нищеты в обеих странах, что может особенно затронуть около 5-10% наиболее бедных домашних хозяйств. Таким образом, подписание ГВССТ может незначительно увеличить социальное неравенство и расслоение в обществе, хотя шансы на это относительно невысоки.
Ожидаемые экологические эффекты
В настоящее время Молдова и Грузия сталкиваются с рядом экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха, воды и почвы. Недостаточный
уровень переработки отходов, не соответствующая принципам устойчивого развития практика ведения сельского хозяйства и ненадлежащее управление
лесным хозяйством вызывают значительную деградацию земель и ущерб биоразнообразию в странах.
Подписание ГВССТ, как ожидается, принесет сочетание положительного и отрицательного эффектов для экологического состояния водных ресурсов, почв
и биоразнообразия. В то время как экономический рост от подписания ГВССТ вызовет увеличение загрязнения окружающей среды, важным вопросом станет
«озеленение» роста Молдовы и Грузии. Одним из эффективных механизмов поддержки этого процесса может стать реализация международных экологических
конвенций. Подписание ГВССТ даст небольшой, но в целом положительный стимул для реализации международных природоохранных соглашений в Молдове
и Грузии. Это должно постепенно способствовать решению некоторых важных экологических проблем в обеих странах.
Предлагаемые рекомендации
Приведенные выше основные выводы об экономических, социальных и экологических последствиях подписания ГВССТ предполагают осуществление
политических мер с целью минимизации выявленных рисков и увеличения потенциальных выгод. Эти меры могут напрямую иметь отношение к ГВССТ (то
есть быть связаны с осуществлением отдельных положений этого соглашения) или находиться вне его рамок (сопутствующие меры по не связанным с торговлей вопросам). Выработанные в ходе исследования рекомендации относительно необходимых мер предназначены для ЕС, национальных правительств Молдовы и
Грузии, а также частного сектора и гражданского общества.
В целом проведенные исследования показывают, что и Грузия, и Молдова получат больше выгод от подписания ГВССТ, чем от отказа от него. В то же время ясно, что реализация ГВССТ на практике может быть сложной и достижение положительных эффектов (а также сведение к минимуму рисков в проблемных отраслях экономики) потребует значительных усилий со стороны правительств обеих стран, деловых кругов и других заинтересованных сторон. Подписание ГВССТ можно рассматривать как часть общего процесса модернизации обеих стран.
В некотором смысле со многими из будущих задач, которые возникнут в связи с подписанием ГВССТ, странам все равно придется столкнуться в результате других процессов, связанных с глобализацией.
Заключительный отчет
http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/february/tradoc_150562.pdf____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не о Молдове, но Г
глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на встрече с сотрудниками министерства: России необходимо максимально стимулировать несырьевой экспорт, чтобы занимать достойное место - в меняющейся структуре глобальной экономики.
В ближайшие годы мы столкнемся с принципиальным изменением - баланса глобальной торговли.
США в скором времени могут превратиться из импортера - в экспортера топлива, добившись если не положительного, то нулевого торгового баланса.
Это значит, что эмиссия мировой ликвидности будет совсем другая.
Меняются темпы роста экономик Китая и Индии.
Это означает, что глобальный спрос, скорее всего, будет невысоким, мировая торговля вряд ли будет развиваться темпами, существенно выше, чем темпы роста мирового ВВП (потому очевидно и нужно ЕС Соглашение о свободной торговле ).
Будет наблюдаться некоторая локальная деглобализация, то есть страны будут возвращать производства, которые прежде переводили в развивающиеся страны,
на свою территорию.
Это совсем меняет и осложняет условия глобальной конкуренции.
Жизнь не будет проще.
В этой ситуации мне кажется, что диверсификация нашей экономики через стимулирование несырьевого экспорта - это неизбежно.
Диверсификация российской экономики невозможна без массированного развития малого и среднего бизнеса. Здесь нам очень много предстоит что сделать…
Мы должны выстраивать более качественную систему гарантий заимствований.
эмиссия мировой ликвидности будет совсем другая.
круглый стол на тему «Таможенный союз и Зона свободной торговли с Европой: проблемы и перспективы для Украины».
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=GvJ_qKgwCNA ( c 7.25 минуты.....)