Подводные камни

May 22, 2013 15:46

Сегодня, 22 мая 2013 г состоялась встреча с овощеводом (стаж около 15 лет) Танасогло Федором Петровичем. Знакомы мы с ним давно, еще с тех пор, как реализовывали программу поддержки сельхозпроизводителей CNFA/PDBA совместно с ACSA. Познакомил нас  консультант ACSA  в с Кирсово Сукман Иван Софронович.

Визит наш был спонтанным, оказавшись в с Кирсово по рабочим вопросам, и спросив у Ивана Софроновича, как поживает Федор Петрович, получили ответ: "А давайте мы к нему проедем и поговорим".  Не прошло и  пяти минут как мы были в хозяйстве Танасогло Федора Петровича.



Листовой салат на капельном орошении между молодых кустов столового винограда.

За  ряд лет в хозяйстве произошли некоторые изменения: отстроена новая теплица, часть которой отведена на выращивание овощей с обогреваемым грунтом. Обогрев осуществляется за счет закладываемого биотоплива - навоза. Разогреваясь, он обогревает и грунт, что над ним с рассадой овощей. Произошли изменения и в огороде.

Тогда участок выглядел так:





Огород, 2008 год
А сегодня на территории бывшего огорода небольшой виноградник. Хотя, надо сказать, что там и сейчас выращиваются овощные культуры: листовой салат, любисток, лук на перо. Как сказал Федор Петрович "Виноградные кусты служат для затенения основных культур. Ну и порадовать семью гроздьями столового винограда."





Виноградные кусты, 2013 год
Федор Петрович отметил, что часть кустов в зиму не были укрыты и результат не заставил себя ждать - не укрытые кусты замерзли. На фото выше как раз ряд таких кустов и виден. Теперь заново отрастают.
В ходе нашего общения, Федор Петрович посетовал на то что стало труднее работать, то холодильник полетел, деньги нужны, то ветер потреплет так теплицу, что хоть заново перекрывай. Но основная трудность и она, с одной стороны грусть, а с другой, вроде и радость, это отъезд детей ( дочь и сын) на учебу, за границу. «Когда дети были дома, многие технологические вопросы сами собой решались: прополоть грядку, провести пасынкование, подвязку кустов томатов или огурцов, высадить луковицы на выгонку, все это дети делали быстро, аккуратно и с большой любовью. Сейчас приходится все это проделывать самому. Я теперь очень хорошо понял, где был запрятан подводный камень. Вот он сегодня и дал о себе знать. Но не беда, выучившись, став специалистами, они смогут твердо стать на ноги, а это сегодня для меня, как для отца, самое главное».


Федор Петрович Танасогло, 2013
Скажу от себя. Если и обозначить пределы влияния этого краеугольного камня, то сегодня отблеск его граней вы увидите  в виде обезлюдевших улиц во многих  селах  Гагаузии, да и не только Гагаузии.  Село, а вместе с ним и Гагаузия в целом, медленно стареет. Спросишь какого-нибудь знакомого: «Мол, как поживает наш общий знакомый, например, Константин?»  А в ответ: «Так уехал он. Что тут делать?» «Так вроде сын его уезжал?»  « Да, вот и Константин за сыном уехал. Вроде там  неплохо устроились». И таких знакомых, уехавших даже не за длинным рублем, а за возможностью просто заработать, чтобы элементарно прожить, оплатить расходы по газу, электроэнергии, одеться-обуться, детей в школу собрать, становиться все больше и больше. Великое переселение народов началось и то ли еще будет.
Но вернемся к нашему герою. Даже несмотря  на то, что в глазах появилась некоторая нотка грусти, он не унывает. В нем всегда присутствовал  тот самый, настоящий мужской стержень, который помогает сопротивляться  любым невзгодам,  выдерживать тот шквал постоянных (!) перемен, которые  всем нам преподнесла история в начале 90-х.



Луковицы на выгонку, 2013


Листья салата, 2013



Любисток, 2013

Очень показательна будет его история как он стал овощеводом.  «Тогда, в начале 90-х, я работал на колхозной пасеке. Работы становилось все меньше и меньше, ну и естественно,  денег в доме тоже. Однажды, дошло до того, что в доме не оказалось денег за электроэнергию заплатить. А не заплатил - отключают. А за подключение дополнительно надо платить. Вот и думай. А период был как раз когда уже помидоры в огороде поспели, и мы  их собрали в ящики. Пришла мысль выйти на местный точёк (это даже и не рынок) и попробовать продать свою продукцию. Признаюсь, не ожидал. Продалось, и денег даже хватило и  электроэнергию оплатить, и  хлеб-соль купить.   Вот и зародилась у меня мысль начать выращивать все что затребовано будет на рынке: в цене сегодня ранний картофель - я его выращиваю, в цене будут кабачки и салат к Православной Пасхе - я к тому времени должен выйти на рынок с продукцией. В нашем деле ты САМ И ВСЕ. И агроном, и маркетолог, и продавец. А без опыта все это часто несет убытки. Что делать, учился на своих ошибках. Помню, решил заняться выращиванием рассады томатов на продажу, да не учел, что это дело уже подхватили многие. И что? Если бы вы видели меня, как я орудовал в теплице косой по рассаде ( а она уже выросла по колено!). И слезы, и злость, и мысли - как быть, что дальше делать? Вот так я становился овощеводом.


Картофель под агроволокном в теплице, 2008 год.



Огурцы -вертикальная культура на сетке, 2013 год.

Потом уже было обустройство своего подвала под холодильную камеру (весной-летом там огурцы, помидоры, выгоночная зелень, а осенью на зиму  - столовый виноград закладывал, лук, чеснок. Плюс научился, чтобы моя теплица (600 м²) круглый год приносила какую-либо продукцию. Весной-летом- кабачки, капуста, огурцы, помидоры, а на зиму - лук на перо, укроп. Так и живем.  А что делать?».
И вопрос «А что делать?», часто звучащий в беседах среди людей нашего края, уже и не вопрос вовсе, а нечто  другое, больше напоминающее историю главного героя в повести Джека Лондона «Зов предков». Тот, кто читал, поймет, кто не читал- рекомендую.

И мне кажется, что МЫ ВСЕ всё дальше и дальше, подобно главному герою этой книги уходим на Север. А у Севера свои Законы. И нам придется их принимать.
А ЧТО ДЕЛАТЬ?

Удачи тебе Федор Петрович, да и  всем нам!

Достойные Люди, Мои тексты

Previous post Next post
Up