Интервью порталу agroru.com
В России с сегодняшнего дня (15/02/2010) отменена обязательная сертификация продуктов питания: без обязательных сертификатов будут попадать на прилавки питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты, ароматизаторы. Теперь качество продукции на совести производителя, который теперь сам заполняет декларацию о качестве товара. Это может вызвать вал некачественной продукции по самым часто употребляемым продовольственным товарам.
При всех недостатках системы сертификации, которая существовала по настоящее время в стране, она имела и свои плюсы. Сертифицирующий орган брал на себя ответственность в том случае, когда действительно продукция была опасна. Если там содержались вредные вещества, скорее всего, сертификат вы бы не получили. Наличие обязательной сертификации было хоть каким-то тормозом для тех, кто пытался провести на рынок опасные для здоровья товары.
Если провести аналогию с Европейским союзом, то надо отметить, что вопросы обеспечения безопасности пищевых продуктов в Европе регламентируются "Белой книгой" Комиссии ЕС. "Белая книга" вводит принципы, в соответствии с которыми политика в области безопасности пищевой продукции должна основываться на всеобъемлющей и единой концепции, охватывающей всю цепь производства и сбыта пищевой продукции - от производителя до потребителя ("от поля к столу"), и включающей всех его участников. Для реализации этих принципов создана и эффективно функционирует система технического законодательства в области продовольственного производства.
Особое значение в системе европейского законодательства отводится нормативным документам, устанавливающим требования ко всей пищевой продукции: Регламент ЕС 178/2002 "Общие принципы и требования законодательства в области пищевых продуктов", Регламент ЕС 852/2004 "О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов и кормов", Регламент ЕС 853/2004 "Специальные санитарно-гигиенические правила производства пищевых продуктов животного происхождения", Регламент ЕС 854/2004 "Специальные правила по организации официального контроля продуктов животного происхождения, предназначенных для употребления человеком", Регламент ЕС 882/2004 "Контроль пищевых продуктов и кормов".
Перечисленные регламенты охватывают практически все вопросы безопасности продукции по всей цепочке производства и потребления готовой продукции, обеспечивают необходимое правовое регулирование. Прямое внедрение этих технических регламентов позволяет выстроить нормативно-правовое поле пищевой цепочки "от поля к столу". Не имея соответствующих общих требований в целом к пищевой продукции, сырью и компонентам для ее производства, предоставления информации потребителям, системе контроля безопасности на протяжении всей цепи поставок продукции нецелесообразно отменять обязательную сертификацию на продовольственные товары первой необходимости.
Отмена обязательной сертификации в России при игнорировании системного подхода к разработке нормативно-правовых актов для конкретных видов продукции, на которые отменена сертификация, не обеспечит их безопасности. При этом следует учитывать, что за последние годы стремительно возникают и исчезают многочисленные мелкие предприятия и предприниматели без образования юридического лица, нередко не ориентирующиеся в тонкостях дела, за которое они взялись, и не имеющие даже желания и возможности проводить долговременную политику обеспечения качества и безопасности выпускаемой и реализуемой пищевой продукции. И, как правило, для этих производителей характерно отсутствие собственных испытательных лабораторий.
В такой ситуации декларирование производителем соответствия качества превращается в профанацию. Нам еще далеко до цивилизованного рынка с ответственными производителями и уровень контроля пищевых продуктов явно недостаточный. Поэтому отмена "дорыночного контроля" (обязательной сертификации) и ослабление государственного контроля (надзора) ничем не оправдано.
Требования технических регламентов, на мой взгляд, носят общий характер, и для пищевых продуктов они не достаточны, поскольку степень риска, учтенного техническим регламентом "О безопасности пищевых продуктов", может быть недостаточной для обеспечения безопасности для отдельных пищевых продуктов (в частности, для пищевых добавок и ароматизаторов). Дополнительные требования, учитывающие более высокую степень риска, еще не установлены в технических регламентах, и не известно, когда будут приняты. Озадачивает отсутствие надлежащей ответственности производителей продуктов питания и неопределенность процедур следования техническому регламенту, например, каким образом производитель должен контролировать отсутствие модифицированной первичной молекулярной структуры или изменение ДНК?
Наличие в списке пищевых концентратов и ароматизаторов делает опасным приобретение любого продукта питания, т.к. современная пищевая промышленность без них практически не обходится. Возможно, речь можно вести о "продовольственной опасности" в случае поставки данных категорий без сертификатов. Отставание по технологиям в области пищевых концентратов у России огромное, и львиная их доля завозится из-за рубежа.
Отмена обязательной сертификации дает возможность поставки концентратов с неизученными свойствами, которые могут привести к массовым отравлениям или распространению неизвестных заболеваний. Контролирующие органы смогут отреагировать лишь на последствия таковых случаев. У многих пищевых добавок и ароматизаторов не изучен "синергетический эффект", который заключается в реакции концентрата или ароматизатора с другими веществами и воздействиями. Отмена обязательной сертификации на данные категории составляющих пищевого производства, мягко говоря, вызывает недоумение.
You can watch this video on www.livejournal.com