ВУЗы пойдут в след за участью полей НИИ сельского хозяйства "Немчиновка", у которого были ведущие специалисты генетики и цитологи ставящие эксперименты на полях 80 лет, а теперь распрощавшиеся с 250 га. лучших опытных земель, в пользу модного "Сколково". Не известно заработает ли "Сколково" и оправдает ли надежды правительства, но генетика у нас видимо будет отброшена далеко назад, не смотря на то, что мы итак отстаем по этому стратегически важному для государства направлению. Семенным материалом выведенным в НИИ "Немчиновка" засевалось 1/4 - 1/5 всех пахотных земель России. После закрытия банков семян, агрохимических центров и семеноводческих хозяйств добивают аграрную науку - закрывают аграрные вузы.
В списке "неэффективных вузов" Минобразования не только агарные, но нас интересует именно сельское хозяйство, поэтому на нем и акцентируем внимание.
Подготовка специалистов, конечно, отстает от современных требований сельского хозяйства, но правильнее было бы подготовить альтернативную, более качественную систему подготовки кадров для села. Построить, запустить, отработать взаимодействие новых ВУЗов и систем обучения, а потом ликвидировать, то что есть сегодня. А пока мы разрушаем имеющееся в угоду чьих то корыстных интересов, не создав нового. Вот, что обидно.
В СССР разместить Тимирязевскую академию в Москве решили ввиду обязательного распределения выпускников. После окончания специалисты в Советском союзе получали распределение, жилье и работу и обязаны были отработать по специальности и в том регионе где они были необходимы, поэтому место расположения не имело ключевого значения. С перестройкой распределение выпускников по регионам в агропредприятия было отменено, а заказы от агрохолдингов так и не стали поступать. Минусом послужил и дисбаланс заработных плат на селе и в городе, что сопутствовало активному желанию выпускников оседать в мегаполисах. В столице положение еще больше отличалось не в пользу занятия сельским хозяйством. Выпускникам аграрных вузов не важно какая работа, т.к. редко менеджеры это редко специалисты в соответствующей отрасли.
Но при этом при всём в Москве: Тимирязевская академия признана эффективным ВУЗом, а Московский агроинженерный университет им. Горячева не эффективным. Хотя все говорят о необходимости выпуска агротехнологов, а не теоретиков.
Не лучше было бы перейти на заочно-очную форму обучения с видео лекциями по интернету, лабораторных работах в онлайн режиме на агрохимических лаботаториях и т.д., агротехнической базой для изучения новых технологий преподавательским составом, опытными полями для исследований, выездом преподавателей по хозяйствам на практику со студентами соответствующих регионов работающих на агропредприятиях по контракту? Соответственно всех преподавателей собрать в стенах одной академии снабдив их всеми современными новшествами прогресса?
Дмитрий Востриков.