«Ценовые тенденции рынка и фундаментальные параметры урожая 2012 года»

Jun 06, 2012 18:10



Основные моменты из докладов АГРОСПИКЕРА:

«Ценовые тенденции рынка и фундаментальные параметры урожая 2012 года»

на конференциях: «Зерновой Кавказ» г.Пятигорск 22 мая 2012 г.
«Зерновой и масличный рынок» г.Ростов-на-Дону 24 мая 2012 г.


Я приветствую участников конференции и расскажу сегодня о важных событиях российского рынка зерновых и масличных культур. Для себя все проблемы сельского хозяйства, я делю на две группы - бытовые и стратегические. Связь между ними следующая: если стратегический вектор развития сельского хозяйства выбран не совсем правильно, то бытовые проблемы, которые сопровождают процесс производства, хранения и транспортировки, растут как снежный ком, и с ними справиться нет возможности. И наоборот, если стратегия развития правильная, то с течением времени многие бы­товые проблемы сами собой снимаются, или появляются хорошие возможности для их решения. Сегодня мы не заниматься стратегическими проблемами сельского хозяйства, поэтому его перспективы развития ограниченны, а последствия проявляются даже в ценовых тенденциях рынка.

Основная проблема мировой конъюнктуры рынка - цены на сою и кукурузу находятся вблизи сво­их исторических максимумов, тогда как индексы пшеницы и подсолнечника более чем на 30% ни­же этих уровней. Это значит, что мировой рынок хорошо финансирует американских фермеров и огра­ничивает в средствах российских, у которых основными культурами производства остаются пше­ница и подсолнечник. Такое поведение рынка объясняют балансовые показатели из ежемесячных отчетов МСХ США.

Рис 1. Индекс пшеницы - ASP-_Wheat (RUB)


Рис 2. Индекс подсолнечника - ASP_Sunflower (RUB)



Рис 3. Индекс кукурузы - ASP_Corn (RUB)



Рис 4. Индекс соевых бобов - ASP_Soybean (RUB)



Рис. 5 Динамика конечных запасов подсолнечника, сои, рапса



Рис. 6.  Динамика конечных запасов пшеницы МСХ США


     Запасы пшеницы с августа прошлого года росли до февраля, чем и обеспечили медвежьи настрое­ния на рынке и слабый отскок от декабрьского дна. В секторе маслосемян тренд конечных запасов несколько раз менялся. С августа по декабрь 2011 года мы наблюдали их рост и снижение индекса маслосемян ASP_Oilseeds (RUB). В 2012 году на фоне засухи в Южной Америке запасы стали таять и привели к бычьему тренду рынка с обновлением исторических максимумов индекса в российских рублях. Последний столбец на диаграммах рис 2 и 4 - конечные запасы нового урожая. По пшенице они существенно ниже уходящего сезона, а по масличным не значительно выросли. Это дает воз­можности укрепления рынка пшеницы и нет причин для медвежьих настроений на рынке маслосемян.
     У российских фермеров была уникальная возможность в первые два квартала 2012 года хорошо за­работать на мировом рынке маслосемян, когда их производство в Южной Америке упало на -13 млн.тн. из-за засухи, а внутренне производство в России достигло очередного рекорда. Но нашим аграриям не дали этого сделать, благодаря действующим экспортным пошлинам. Этот факт нужно внести в летопись печальных событий российского аграрного сектора - таких как закрытие экспор­та зерна, при высоких ценах мирового рынка, или рекордные объемы его экспорта, когда мировые цены проходят своё дно. Во всех этих случаях российский аграрный сектор терял огромные средст­ва, необходимые для его развития. А принимаемые на верху решения, поддерживали доходы ми­ровых сельхозпроизводителей, ущемляя интересы собственных.
   Теперь взглянем на новые параметры урожая 2012 года, которые опубликовал МСХ США в майском отчете. Высокие цены на сою и кукурузу увеличат их посевные площади в мире на +10 млн.га., а валовой сбор увеличится на +110 млн.тн. со всей посевной площади, к прошлому году. В регио­нальном разрезе этот прирост урожая обеспечивает США по кукурузе и Южная Америка по сое, где ожидается восстановление погодных условий в новом сезоне. По другим культурам параметры рын­ка значительно не меняются, а значит они не предоставляют аграриям существенных перспектив развития производства.

7. Изменение балансовых показателей мирового рынка 2012 к 2011 . МСХ США май 2012



Рис 8. 20-ти летняя история развития рынков.



Но как охарактеризовать рост рынка сои и кукурузы в 2012 году-случайность или за­кономерность?

Для ответа на этот вопрос следует посмот­реть на 20-ти летнюю историю развития рынка. И она показывает, что совокупное потребление рынка сои и кукурузы выросло на +600 млн.тн., тогда как пшеницы в три раза меньше - менее +200 млн.тн. Локомо­тивом роста стали культуры, обеспечиваю­щие протеиновую и жировую кормовую ба­зу для животноводства и сырье для биотоп­лива. Спрос на ячмень, овёс и рожь сильно сжался в пользу кукурузы и маслосемян. Прошли времена, когда экономике был ну­жен гужевой транспорт и живые лошадиные силы. Тогда углеводный корм был основным источником энергии. Сегодня экономике нужны мясо, молоко, яйца - а это требует совсем другого рациона. Рентабельное производство этих продуктов достигается на протеиновой и жировой диете поголовья.
   Трейдеры и аналитики так пристально следят за балансовыми показателями рынка, совсем забы­вая о том, что они отражают возможности реального сектора экономики. Именно наличие перера­батывающей промышленности определяет какие товары из зерна и маслосемян она может произве­сти и какое количество сырья востребует. Чтобы рынок стимулировал развитие сельского хозяйства, перерабатываю­щая промышленность должна наращивать объемы переработки сырья. Также немаловажное значе­ние имеет покупательский спрос населения.
   Я полагаю, что перспективы развития рынка зависят не столько от количества населения планеты, сколько от способности этого населения потреблять продукты переработки зерновых и масличных и диверсификации перерабатывающей промышлен­ности. Рис. 9 схематично показывает потребителей с высоким, средним и низким спросом.

Рис 9. Покупательский спрос на зерновые и масличные на душу населения в зависимости от наличия промышленности .





Пояснения к расчетам:

•           На 120 кг хлеба, муки и крупы примерно расходуется те же 120 кг зерна, поскольку выход хлеба выше, крупы и муки        
        ниже, в целом примерно столько же и получается.

•           Норма потребления мяса в развитых странах около 90 кг/год. В России этот показатель поднимался в лучшие годы к 70 кг/год. Рентабельная конверсия зерна в мясо 4:1, что обеспечивает потребность в зерне около 360 кг = 90 х 4. Пото­лок потребления зерна животноводством России 143 млн.чел х 360 кг = 51,5 млн.тн.

•           Норма потребления масла примерно 30 кг/год. В России она 13 кг, а в развитых странах более 40 кг. Такая разница из-за того, что не все масло идет в пищу, а расходуется при приготовлении пищи, например картофеля фри. На произ­водство 30 кг масла с выходом 40% из подсолнечника требуется 75 кг маслосемян, а из сои при выходе 18% - 167 кг соевых бобов.

•           Используя биотопливо, владелец автомобиля может потреблять в год более тонны зерна. Если водитель расходует бак бензина в неделю - около 40 кг, то 10% этанола в нем составляют 4 кг. За 52 недели потребность в этаноле составит 208 кг или при выходе 35% около 600 кг. зерна. Плюс полтонны зерна и маслосемян, конвертированных в мясо, хлеб и масло, получается общий объем потребления зерна и масличных в год более тонны.

Наличие высокотехнологичной переработки позволяет получить потребителя с высоким спросом. Такой потребитель есть в США и Евросоюзе. Он потребляет в год более тонны зерна и маслосемян. В ЕС население 0,5 млрд. человек, которое в 3,5 раза превышает российское при сравнимых посев­ных площадях. Это население имеет хороший доход и создает колоссальный продовольственный спрос, но Евросоюз принимает программу биодизеля, чем обеспечивает свой аграрный сектор по­требителем высокого спроса. Бедный покупатель производство не профинансирует, потребуются огромные дотации со стороны. Поэтому, чтобы кормить бедных, нужно одновременно получать до­ходы с других рынков, на которых и цены на продукцию выше.

Российский АПК производит только часть товаров, необходимых мировому рынку. Слабая диверси­фикация производства ограничивает успешную торговлю. Но к тому же, в России отсутствуют це­лые перерабатывающие отрасли продукции сельского хозяйства, и в первую очередь - производст­во топливного этанола. Без этой переработки сельхозпроизводители не имеют выхода на потреби­теля с высоким спросом, а животноводство лишается дешевого белкового концентрата, и потому теряет свою конкурентоспособность.

В развитых странах животноводство - это вторичная ступень переработки зерна и маслосемян. Для кормов используются отходы первичной переработки, которые имеют высокое содержание белка, а часть их стоимости оплачена первичными продуктам - топливным этанолом, растительным маслом или биодизелем. В России доля производства маслосемян низкая, а производства топливного этано­ла нет, поэтому у нас стоимость зерна в полном объеме ложится на плечи животновода и мы не мо­жем уйти от углеводной кормовой базы. В связи с этим невозможно рентабельно перерабатывать своё лишнее зерно, которое вывозим на экспорт, в мясо, поскольку у нас отсутствует важное звено промышленности по первичной переработке зерна. И пока его нет, сидеть и «ждать погоды с рын­ка» можно до бесконечности - балансовые показатели не будут радовать аграриев. Посмотрим на изменение балансовых показателей российского рынка нового урожая к старому-рис 10. Мы видим скучную картину - балансы в легкой волатильности. Тренда нет, да и откуда ему взяться, когда нет реальной промышленности?
  Нам не мукомольные заводы нужно строить, а промышленность, кото­рая обеспечит нашему аграрному сектору покупателя с высоким спросом. Слабость перерабаты­вающей промышленности ведет к очень волатильному рынку-избыточный урожай проваливает цены и вынуждает разворачивать закупочные интервенции.

Рис 10. Изменение балансовых показателей российского рынка 2012 к 2011. МСХ США май 2012




Сегодня сельхозпроизводите­лей пытаются увлечь спекуля­циями на рынке. Но это от­дельное ремесло. Всех аграри­ев этому не научить. Прибыль хлебороба должна обеспечи­ваться не спекулятивной иг­рой, а его трудом в поле. Да и рис 11 схематично показывает, что уйти от убытков при бога­том урожае у него нет никакой возможности. Себестоимость производства зерна, как пра­вило, окупается ценой рынка при среднем урожае. Но каж­дый год фермер вкладывает свой огромный труд в увеличе­ние производства, и не всегда этот труд вознаграждается рынком. На схеме показано, что в не урожайный год фермер собрал лишь 2000 тн зерна с 2000 га .Цена рынка выросла на 2000 руб/тн, но продавать по этим ценам особо нечего - на складе только 2000 тн зерна. Премия рынка невелика: 2000 руб/тн х 2000 руб = 4 млн.руб. В урожайный год цены на рынке падают на те же 2000 руб/тн, только позиция фермера в рынке в 4 раза больше. У него 8000 тн зерна на складе и убытки от средней цены рынка уже: -16 млн.руб. Отыграть их потом фермер не может.

Рис. 11. При полных амбарах цены не растут.




Только финансовые институты могут извлекать прибыль из спекулятивной торговли, поскольку выбирают свою позицию в рынке и работают с плечом. Сельхоз производитель вырастил урожай и сразу в рынок вляпался. Поэтому аграриям нужна реальная перерабатывающая промышленность, которая возьмет весь его урожай по хорошей цене, чем и будет мотивировать развитие аграрного производства. Хеджирование рисков на бирже, как и вся спекулятивная торговля-это отдельное ремесло, которым СХП не обязан заниматься. К тому же хеджирование требует дополнительных денег, которых у фермера нет. По статистике, рынок чаще делает трейдеров дураками, нежели вознаграждает. Именно с этого нужно начинать беседу о рынке.

Теперь поговорим о ценовых тенденциях в новом сезоне. На формирование цен очень сильно влияет погода. В черноморском регионе сформировались значимые погодные риски по засухе. Очень теплый апрель обеспечил быстрые темпы роста сельхозкультур, но также способствовал быстрому расходу влаги. И потребность в дополнительных осадках в мае значительно возросла. Именно в конце апреля и первой половине мая стояла сухая погода на юге и востоке Украины, в южных областях России.

Рис 12. Индекс здоровья растительности   



Вегетационный индекс от 19 мая показывает плохое состояние растительности в этом регионе. Данные опасения привели к понижению оценок производства зерна нового урожая в странах быв­шего Советского Союза на -20 млн.тн. Если погода будет улучшаться, то эти оценки будут пере­сматриваться. В третьей декаде мая ожидаются осадки, но насколько они будут продуктивными предстоит увидеть. Однако, на летние месяцы осадков по черноморскому региону ожидается ниже нормы, что будет поддерживать рынок в состоянии напряжения. Высока вероятность снижения уро­жайности летних культур. Для сохранившихся озимых теплый и влажный апрель сыграл очень важную роль в формировании их урожайности. Осадки конце мая снова улучшат ситуацию. Но сбор летних культур пока под большими рисками.

Вегетационный индекс - это подтверждающий индикатор погодных условий. Он реагирует на осадки и температуры, которые были ранее за 1-2 недели. Растениям необходимо время для усвоения вла­ги. Для получения опережающей системы контроля погодных условий АГРОСПИКЕР разработал сис­тему тройных экранов (рис 13), в которой отслеживаются три важных параметра формирования урожая: влага, вегетационное тепло и жара.

Индикатор жары отражает суммарные максимальные температуры - выше +25°C без продуктивных осадков - менее 5 мм в сутки. Это количество влаги на растения влияния практически не оказыва­ет, поскольку испаряется при такой жаре. Жара крадет урожай и быстро снижает запасы влаги в почве. Если индикатор жары растет при осадках ниже нормы - дела совсем плохи. Это значит, что запасы влаги в почве при сильной жаре осадками не восполняются. Проблемные регионы по этому показателю указаны красными стрелками.

Если вегетационные осадки выше нормы, и при этом индикатор жары низкий, то это очень хорошие условия, когда дожди не приводят к избыточной влажности почвы. Такие регионы тоже есть.

Рис 13. Система тройных экранов.
АНАЛИЗ ПОГОДЫ для роста ранних ЯРОВЫХ урожая 2012 года. 





Чтобы посмотреть перспективы дви­жения рынка, нужно взглянуть на тен­денции основных фьючерсов. Сигналы теханализа подтверждают­ся фьючерсами: индексы кукурузы и сои находятся вблизи исторических максиму­мов, поэтому эти рынки показывают бэк-вардацию (снижение), а индексы пшеницы и риса находятся на низких уровнях, в итоге фьючерсы показывают контанго (рост). Процентные отклонения от последних значений указаны на этом графике. Максимальное снижение по фьючерсам кукурузы и маслосемян. Но даже с учетом ожидаемой коррекции на этих рынках, кукуруза и соя вряд ли уступят первые места на мировом пьедестале погектарной выручки, а потому сохранят за собой посевные площади. Производство пшеницы будет снижаться, пока она не станет конкурировать по этому показателю с лидерами рынка за счет роста цены.
 


Также следует учитывать тенденции валютного рынка. Индекс доллара США (USD Index) нахо­дится вблизи своих исторических минимумов, поэтому все участники рынка ожидают его укрепле­ния в среднесрочной перспективе. Это значит, что будут слабеть все валюты против USD. Сейчас пара USD/RUB стала расти от бычьего тренда по min 2008/11/12, следовательно рубль взял курс на ослабление. А раз так, то желающих продавать новый урожай будет мало.

Рис 15. USD Index


Рис 16. USD/RUB




Следует обратить внимание на то, что у нас очевидные проблемы по конкуренции с продукта­ми переработки. Что же получается? Сырье дешевое, а продукты переработки дорогие. Это значит, что перерабатывающая промышленность либо не имеет конкурентных технологий, либо несет на себе бремя «паразитов» - высокие цены на ГСМ, электроэнергию, транспортные перевозки, высо­кую стоимость кредитов, коррупцию, дорогой доступ к торговым сетям, умелый аппарат управле­ния, который уводит деньги в оффшоры и т.д. Наличие «паразитов» в нашей экономике мы видим по ипотеке под 25% годовых, по состоянию дорог, по стоимости строительства объектов, по мизер­ной доли стоимости пшеницы в буханке хлеба и т.п.

Как бы то ни было, сельское хозяйство для российской экономики «это наша корова, которую мы сами доим». Процесс дойки умело сопровождается экспортными пошлинами, субсидированием процентных ставок и т.д. В результате нашей корове в рот попадает небольшая охапка свежего се­на с мирового рынка, а львиная доля госсубсидий идёт мимо рта - во флягу банкирам.

Автор доклада -
В.А. Шамаев -
руководитель и автор информационного ресурса «АГРОСПИКЕР»
- www.agrospeaker.ru ,
по фундаментальному и техническому анализу рынка зерновых и масличных культур

анализ природных факторов, Засуха, аналитика зерно, аналитика сельского хозяйства, аналитика масличных, погектарный спрос

Previous post Next post
Up