"Селу объективно не хватает ресурсов"
На протяжении восьми лет Владимир Путин пытался определиться, становится ли сельское хозяйство прибыльной отраслью или нуждается в "финансовом оздоровлении".
2000 "В наши дни сельское хозяйство становится прибыльной отраслью... Мы должны сосредоточиться на структурных преобразованиях".
2001 "Законы рынка медленно, но все-таки постепенно и уверенно начинают функционировать и в этом секторе нашей экономики... В АПК пошли отечественные и зарубежные инвестиции".
2002 "В отечественном АПК определенные, пускай еще очень робкие, но тем не менее положительные тенденции и сдвиги все-таки есть. Об этом говорят и общий рост продуктивности сельского хозяйства, и сокращение числа убыточных предприятий".
2003 "Экономические тенденции положительного свойства пока мало влияют на жизнь сельских тружеников... По большому счету реформы на селе по-прежнему "пробуксовывают"".
2004 "Мы и дальше будем аккуратно, не нарушая рыночных механизмов и принципов, не создавая проблем для потребителя сельхозпродукции, заниматься поддержкой отечественного товаропроизводителя".
2005 "Три года назад мы приняли закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий... Вместе с тем большое количество сельхозпредприятий еще находится в достаточно сложном финансовом положении".
2006 "Селу объективно не хватает ресурсов для широкомасштабного технического переоснащения. В отрасли не были задействованы механизмы эффективного рыночного регулирования. Их развитие сдерживала финансовая несостоятельность значительной части хозяйств, а также незавершенность в реформировании земельных отношений".
2007 "Нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства. Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне".
Надойно-убойная динамика
В то время как некоторые отрасли российского сельского хозяйства демонстрируют значительные успехи, другие не растут вовсе.
Растениеводство вернулось к уровню производства 1990 года одним из первых -- в 2004 году. Несмотря на это, посевная площадь в России продолжает сокращаться, во многих регионах, особенно в Нечерноземье, не используется от 30 до 60% пахотных земель.
Производство льна сокращалось на протяжении всего ХХ века, несмотря на многочисленные программы его поддержки. В районах европейской России, где традиционно выращивался лен, оно почти полностью деградировало. Сейчас треть российского производства льна концентрируется в Алтайском крае и Новосибирской области.
Производство картофеля за последние годы не сократилось, но по большей части переместилось в частные хозяйства. Однако из-за невозможности мелких хозяйств сбывать свою продукцию в торговых сетях крупных городов картофель приходится импортировать. Овощи, как показывает статистика, граждане теперь тоже предпочитают выращивать для себя сами.
Животноводство пережило особенно глубокий кризис -- поголовье крупного рогатого скота в России с 1990 года сократилось более чем на 60%. Во многом это связано с плохим породным составом скота и устаревшими технологиями его содержания. В отрасли сильно географическое расслоение -- южные и пригородные предприятия увеличили надои. Благодаря этому надои молока в среднем по России (в расчете на одну корову) выросли по сравнению с 1999 годом и даже превысили уровень докризисного 1990 года (см. график). При этом на периферии регионов и в Нечерноземье продолжают вырезать оставшейся скот. Падение поголовья свиней остановилось на 35% от уровня 1990 года лишь в 2004 году. Зато птицеводство быстро выходит из кризиса -- с 2000 года начался рост поголовья. Также начиная с 2000 года постепенно восстанавливается овцеводство -- рост поголовья овец составляет 2-6% в год. Однако доля баранины в общем производстве мяса не превышает 4%.
"Еще недавно не существовало четкого понимания, что выгодно выращивать"
По просьбе "Власти" эксперты оценили состояние сельского хозяйства в России.
Сергей Киселев, заведующий кафедрой агроэкономики МГУ имени Ломоносова, в 1997-2001 годах статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства РФ:
-- Положительная динамика налицо. Был достигнут пусть небольшой, но устойчивый и стабильный рост. После дефолта 1998 года в сельское хозяйство пошли частные инвестиции -- как российские, так и зарубежные. Деньги появились и у государства, и их тоже стали вкладывать в АПК.
Положительным фактором стала реализация нацпроекта в сфере АПК, хотя очевидно, что всех проблем он не решает. Яма, в которой оказалось сельское хозяйство, настолько велика, что выбираться из нее предстоит вплоть до 2020 года. Впрочем, и до принятия нацпроекта были отработаны и постоянно совершенствуются механизмы льготного кредитования сельского хозяйства: теперь кредит дают не на один год, как раньше, а на 10 лет. Стоит отметить и введенную с 2001 года практику госрегулирования цен, в первую очередь на зерновые.
Однако наблюдаются и негативные явления. Например, укрепление курса рубля снижает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортерами. Хотя сельское хозяйство и стало постепенно выходить из кризиса, однако по-прежнему сохраняется ряд фундаментальных рисков. Во-первых, это кадровая проблема. На ближайшую перспективу основным сдерживающим фактором остается нехватка даже не техники, а именно людей. Во-вторых, это сложившаяся конъюнктура цен, с одной стороны, на сельхозпродукцию, а с другой -- на ресурсы. Ведь из-за сохраняющейся инфляции среди всех отраслей больше всего страдает именно сельское хозяйство. В рамках реализации нацпроекта многие сельхозпроизводители взяли кредиты, но если не будет создана соответствующая конъюнктура, у них могут возникнуть большие проблемы с возвратом денег.
Виктор Семенов, депутат Госдумы, в 1998-1999 годах министр сельского хозяйства и продовольствия РФ, основатель агропромышленной группы "Белая Дача":
-- Наше сельское хозяйство уже прошло восстановительный период, и начался необратимый рост. Во многих регионах, особенно на юге, сложилась устоявшаяся специализация на производстве определенных видов продукции. Конечно, на юге это проще сделать, чем в северных районах, но тем не менее еще недавно не существовало такого четкого понимания, что выгодно выращивать, а что нет. В стране появилось много эффективных хозяев как на малых, так и на крупных сельхозпредприятиях, и они не без помощи, конечно, государства защищают рынок от некачественной продукции.
Сегодня мы уже не 70-80% продовольствия завозим из-за рубежа, а всего лишь 50%, и со временем эта цифра будет только уменьшаться. Сейчас уже виден большой рывок в растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве. Есть небольшой рост в молочном животноводстве. А главное, уже очевиден рост в откормке крупного рогатого скота. Это самый длительный и капиталоемкий процесс в сельском хозяйстве, а у нас он пошел довольно быстро. Сложились и схемы взаимодействия сельхозпроизводителей и власти.
Уверен, что наши фермеры смогли добиться таких результатов благодаря комплексной поддержке со стороны государства. Если будет исполнена программа поддержки сельского хозяйства до 2012 года, а из федерального бюджета, как запланировано, будет выделено 150 млрд рублей, то мы выйдем на самый оптимистический сценарий развития сельского хозяйства в России. К тому же наши механизмы поддержки сельхозпроизводителей более прогрессивные, чем в США и Европе, они менее расточительны и капиталоемки.
Увеличить Увеличить Коммерсантъ-Власть, 12.11.2007 -
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=824105