Какова сегодня ситуация в экономике сельского хозяйства России? Ближе к весне этот вопрос традиционно начинает будоражить власть. Но потом всё возвращается на круги своя…
А дела на селе, увы, безрадостны. Почти половина пахотных земель не обрабатывается. 41 млн. га прежде находившихся под посевами площадей заброшены, на них растут кустарники, чертополох. Государство лишилось пахотных площадей в 2,5 раза больше, чем было освоено целинных земель полвека тому назад. Ежегодно размер пашни сокращается на 1 млн. га. Если в среднем за год (1986-1990 гг.) собирали по 104,3 млн. т зерна, теперь годовой сбор зерна составляет менее 80 млн. т (2004-2006 гг.).
Фактически свернуты работы по мелиорации земель. А ведь на поливных землях выращиваются высокие и стабильные урожаи. С помощью мелиорации и орошения в России можно увеличить производство продукции сельского хозяйства в 4 раза. В нашей стране 80 % земель находится в зоне рискованного земледелия. Следовательно, уменьшение объема мелиоративных работ в 20 раз следует расценивать как осуществление недальновидной политики в сельском хозяйстве.
Еще хуже обстоит дело в животноводстве. В 1991 году в стране имелось 57 млн. голов крупного рогатого скота. В 2006 году их осталось только 21 млн. Свиней в 1990 году было 38 млн. голов, теперь их менее 13 млн. Овец и коз в стране было 58 млн., сейчас - 17 млн. Урон составил более 40 млн. голов. В 1990 году Россия производила 10 млн. 572 тыс. т мяса, в 2005 - менее 4 млн. т. Потребление мяса на одного человека составляло 75 кг, молока - 386 кг (1990г.), и 2002 г. соответственно 49 кг и 203 кг. Материально-техническая база животноводства разрушена на дне третьи.
Министр сельского хозяйства А. Гордеев заявил недавно: «Наверху сельское хозяйство многие не понимают и не любят, чуть ли даже не ждут, когда оно само умрет». Чем обусловлено это признание? Прежде всего, нависшей катастрофой в сельскохозяйственном производстве. Затяжной кризис в аграрной отрасли России продолжает углубляться.
Материально-техническая основа на селе разрушена. Если в 1991 году сельскохозяйственные предприятия России получили 178 тыс. тракторов и 55 тыс. комбайнов, то в 2005 году соответственно около 8 тыс. и менее 2 тыс. Производство тракторов в нашей стране сократилось в 30 раз. Попутно отметим, что Беларусь стала производить в 10 раз больше тракторов и комбайнов, чем мы. Их сельхозтехника постоянно модернизируется, пользуется широким спросом на мировом рынке. Сельхозтехника на российских полях устарела, она изношена на 70 %. В 1990 году купить трактор Алтайского завода можно было по стоимости за 5 - 6 сданных с откорма бычков, сейчас за такой трактор надо продать целое стало в 150 бычков. Чтобы купить комбайн в советское время, надо было продать 100 т пшеницы (по 130 рублей за тонну). Теперь купля комбайна обходится в тысячу тонн пшеницы. Продается пшеница сельхозпредприятиями, как правило, по ценам ниже ее стоимости. Поэтому крестьянам стало не выгодно выращивать пшеницу, увеличивать поголовье скота. Производство сельхозпродукции душит сложившаяся система закупки выращиваемых урожаев и произведенной селянами животноводческой продукции. Крестьянские хозяйства получают 10 - 15 % стоимости от проданного ими зерна и мяса.
Россия более 90 % производимых в стране удобрений продает зарубежным странам. У нас на один гектар вносится 10-15 кг минеральных удобрений. В странах Запада - 200-300 кг., в Голландии - 700 кг. Крестьяне России не имеют денег для приобретения сельхозтехники, удобрений, строительных материалов. В советское время солярку для колхозов и совхозов продавали за 3-4 копейки за килограмм. Сейчас у селян государство покупает 1 кг зерна за 3 рубля, а им продается солярка по 14 рублей за кг. В нашей стране бензин производится из собственного сырья, а в США в основном из экспортируемой нефти. Но фермеры Америки покупают тонну бензина в три раза дешевле, чем продают тонну молока. Необоснованно установлены цены на электроэнергию. В 2005 году за киловатт час крестьяне Амурской области платили 2 руб. 2 копейки, а в КНР продавали киловатт час за 56 копеек.
Во всем мире производство сельхозпродукции дотируется. В Западной Европе на поддержку сельского хозяйства выделяется ежегодно около 150 млрд. евро, в США -180 млрд. долларов, в Японии 50 млрд. В бюджете РФ на 2007 год предусмотрено расходовать на нужды сельского хозяйства всего лишь 1 млрд. долларов, т.е. 1 % бюджета. На нужды сельского хозяйства Украина выделяет 10% бюджета, Казахстан 18%, Беларусь - 20%. Но ведь Россия имеет гораздо худшие климатические условия для ведения сельского хозяйства, чем названные страны. Вступление нашей страны во Всемирную Торговую Организацию, чего так упорно добиваются руководители страны, окончательно разорит аграрную сферу.
В начале осуществления курса реформирования сельскохозяйственной сферы широко пропагандировался курс на создание фермерских хозяйств. Ученые нашей страны, ряда зарубежных стран предупреждали руководителей России, что фермерство - это пройденный этап в сельскохозяйственном развитии и в современных условиях переходить на раздробленное, мало производительное индивидуальное хозяйствование не имеет смысла.
Известный американский специалист в области сельскохозяйственного производства Джон Кристалл, обращаясь к российским сторонникам фермеризации аграрного сектора, заявил: «Вы хотите инвестировать в идею фермерства, которая родилась двести лет назад и скончалась от старости естественной смертью громадные ассигнования? Присмотритесь-ка получше. Америку кормит не фермер, а крупноземельный кооператив. Более половины фермеров, имея небольшие земельные наделы, подрабатывают в промышленности, ибо от фермерства нормально прожить не могут».
Следует учитывать, что в нашей стране из-за суровых зим, отсутствия дорог, малочисленных сельских семей, отсутствия финансовых ресурсов у крестьянства, порушенной заготовительной системы по закупкам у крестьян сельхозпродукции и ее переработки, мелкие хозяйства быстро разорятся и погибнут. Теперь о фермерах забыли. А ведь в России было создано более 380 тыс. фермеров. Сейчас из каждых 107 индивидуальных хозяйств осталось только одно.
В 1990 году в сельском хозяйстве работало 9,7 млн. человек. Сейчас 7,2 млн. Так, в аграрном секторе Ярославской области в 1990 году работало 78 тыс. человек, а сейчас осталось 28 тыс. Средний возраст механизатора 59 лет, доярки - 54 года. Молодежь уходит из села. Выпускники сельскохозяйственных учебных заведений не едут работать на село, они ищут работу в городе, не редко уезжают за рубеж. Ярославскую сельскохозяйственную академию в 2006 году окончило 420 юношей и девушек, а в село уехало из них работать только 38 выпускников.
В селе идет массовое закрытие школ, библиотек, клубок. За минувшие 15 лет перестало существовать более 16 тыс. деревень. Из-за отсутствия школ тысячи сельских ребятишек не учатся.
В деревне насчитывается 2,5 млн. безработных. Средняя заработная плата сельских тружеников составляет всего лишь 19 % от заработков горожан. В 1990 году средний заработок крестьянства составлял 95 % от уровня заработка жителя города. У 70 % сегодняшних сельских жителей прожиточный минимум за чертой бедности. Естественная убыль сельского населения на 20 % выше, чем в городе.
На стимулирование развития сельскою хозяйство правительство не находит средств. В то же время наша страна щедро выделяет деньги на подъем экономики США, Великобритании и некоторых других государств посредством хранения валюты в так называемом Стабилизационном фонде.
Россия ежегодно закупает за рубежом продовольственные товары на сумму в 13-16,5 млрд. долларов. Свое сельское хозяйство наше государство душит, а зарубежным сельхозпроизводителям помогает успешно наращивать потенциал аграрного сектора. Российские крестьяне находятся в долгах «как в шелках». Долги в 30 раз превышают всю годовую прибыль сельхозпредприятий.
Наша страна лишилась продовольственной независимости. 50 % потребляемого нами продовольствия - это импортное продовольствие. Признано, что страна, производящая 80 % продовольствия на своей земле, обеспечена продовольственной независимостью. Обострение политической ситуации в мире грозит нам голодом, может лишить страну ее территорий, окончательным закабалением нашими конкурентами. Характерно, что Беларусь смогла сохранить и приумножить достигнутый уровень производства собственного продовольствия. Она 90 % продуктов питания производит на своих сельхозугодиях.
Недавно подъем сельского хозяйства в стране назван приоритетной задачей и поставлена цель вывести аграрный сектор из затянувшегося кризиса. На решение поставленной задачи предусмотрено выделение 14 млрд. рублей. Эта сумма составляет всего лишь 1 % от необходимого финансового стимулирования аграрной сферы.
Какие же следует принять меры, чтобы возродить село и обеспечить, поступательное развитие производительных сил в сельском хозяйстве?
Во-первых, следует возродить материальную основу сельскохозяйственного производства. Сельских тружеников необходимо обеспечить современной техникой: тракторами, комбайнами, стройматериалами, высоко производительными орудиями труда. Важно привлечь, к возрождению сельской нивы крупные предприятия городов.
Во-вторых, нужно устранить разрыв цен на сельхозпродукцию и товары промышленных предприятий. Высокие цены на сельхозтехнику и низкие цены на продукцию производимую крестьянами, обескровливают село, лишают крестьян материальной заинтересованности в их трудовой деятельности.
В-третьих, следует ежегодно выделять из бюджета государства не менее 20 % на нужды возрождения сельской нивы. Установить строгий контроль за использованием средств, выделяемых на нужды сельского хозяйства.
В-четвертых, прекратить продажу зерна в зарубежные страны и использовать его на нужды отечественного животноводства. Возродить животноводческие комплексы. Принять меры по подъему продуктивности животноводства.
В-пятых, увеличить и улучшить подготовку специалистов в сельскохозяйственных вузах, техникумах, училищах. Обеспечить специалистов сельского хозяйства материальной заинтересованностью за организацию высокопроизводительного труда и его эффективность.
В-шестых, в связи с тем, что фермерское производство не оправдало на него надежд, стимулировать в первую очередь более производительный труд коллективных, добровольных объединений крестьянства. Следует всемерно поддерживать создание сбытоснабженческих, кредитных кооперативов, деятельность которых дает возможность оградить крестьян от разорительных закупок продукции села со стороны индивидуальных скупщиков.
Мы назвали лишь неотложные меры по возрождению села. Применительно к конкретным предприятиям аграрной сферы, несомненно, возникнут и другие предложения по преодоления кризиса в сельском хозяйстве.
Владимир МАСЛЕННИКОВ, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор
Газета "Время", еженедельное издание русских консерваторов (партия национального возрождения "Народная воля"), 1.03.2007 -
http://www.partia-nv.ru/vremya/Numbers/2007/8/pn1.html