Про то сельское хозяйство пострадает от вступления в ВТО говорится даже на официальном уровне. Всем вроде это известно, однако что конкретику редко кто знает. Поэтому для тех, кого интересуют конкретные данные, как изменются таможенные пошлины, в каком объеме будет осуществлятся поддержка сельского хозяйства, что стало с сельким хозяйством вступивших в ВТО Украины и Киргизии и к чему это все приведет у нас предлагаю изучить доклад, подготовленный ВНИИ экономики сельского хозяйства совместно с Россельхозакадемией "О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО"
http://www.vniiesh.ru/news/9651.htmlЗдесь приведу некоторые выдержки:
О государственной поддержке. В соответствии с Протоколом, российской стороной был согласован агрегированный уровень государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в размере 9 млрд долл. США с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд долл. США к 2018 году. В то же время надо учитывать, что разрешенный уровень поддержки для ряда ранее вступивших стран с учетом сходного или даже меньшего масштаба сельскохозяйственного производства многократно превышает разрешенный для России
Сложность ситуации заключается еще и в том, что в первые годы реализации Государственной программы, когда разрешается использовать на поддержку отрасли до 9 млрд долл. США, принятыми бюджетными проектировками Минфина России на 2013-2014 годы предусматривается государственная поддержка около 130 млрд руб. или в в 2 с лишним раза меньше согласованного с ВТО уровня на эти годы, а с учетом инфляции - это означает даже ее некоторое сокращение.
В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрен рост поддержки, уже начнут действовать более низкие разрешенные ВТО ее предельные размеры. Так, по предварительным расчетам, согласно проекту Госпрограммы, потребность в финансировании мер «желтой» корзины в 2017 г. составит 6,6 млрд долл. США, а разрешенный ее размер - лишь 5,4 млрд долл. США.
Об обязательствах по обеспечению доступа на внутренний рынок. Наиболее значимыми здесь являются изменения таможенно-тарифного регулирования.
В целом по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня (с 15,6% до 11,3% на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное снижение (табл.2).
Таблица 2. Изменение размера таможенного тарифа на продовольственные товары, вводимые Протоколом по присоединению России к ВТО
Код
товара
Наименование товара
Уровень тарифа по ВТО, %
Уровень тарифа по ЕТТ, %
0103
Свиньи живые
5
40
0203
Свинина свежая, охлажденная или замороженная:
свинина сверх квоты
65
75
свинина по квоте
0
15
0206
Пищевые субпродукты
15
25
0208
Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты
15
25
0402
Молоко и сливки сгущенные
15
25
0404
Молочная сыворотка
15
38
0406
Сыры и творог
9,5
19
0902
Чай со вкусо-ароматическими добавками
12,5
20
1006
Рис
10
29
1511
Масло пальмовое
3
0,4 евро/кг
1601
Колбасы
9
25
Примечание: специфические тарифные ставки пересчитаны в адвалорные
По оценкам ученых Россельхозакадемии, наиболее значимые изменения могут произойти по 11 товарным группам, среди которых: 0103 живые свиньи, 0203 мясо свиней свежее и мороженное, 0402 молоко (прежде всего, сухое) и сливки сгущенные, 0406 сыры, 1006 рис, 1511 масло пальмовое, 1601 колбасы (прежде всего, сырокопченые).
Наиболее серьезные отрицательные последствия ожидаются на рынке свинины, на который будут оказывать влияние сразу три негативных фактора:
снижение таможенного тарифа на живых свиней с нынешних 40% до 5%;
снижение таможенного тарифа на мясо свиней свежемороженых сверх квоты с 75% до 65%, а внутри квоты пошлина снижается с 15% до 0;
изменение режима тарифного квотирования.
В результате подписанного Соглашения из инструментов регулирования исключается тарифное квотирование, хотя оно и доказало свою эффективность в течение последних пяти лет как мера защиты нашего внутреннего мясного рынка. Вследствие этого Россия лишается возможности снижать квоты на все виды мяса, и они фиксируются на уровне 2013 года. Более того, квота на свинину с 2020 года полностью отменяется и заменяется на плоский тариф в размере 25%. Это еще больше усложнит обеспечение конкурентоспособности животноводческой отрасли.
Лишив Россию возможности использования указанных инструментов, другие члены ВТО активно используют инструменты тарифного квотирования. В частности, в ЕС установлены запретительные внеквотные пошлины на основные виды продовольствия, приведенные в таблице 3, на порядок превышающие российские.
Таблица 3. Внеквотные ставки таможенного тарифа, %
Виды продукции
Защищаемый продовольственный рынок
РФ
ЕС
США
Молоко и молочные продукты
19
163
126
Овощи, фрукты и живые растения
36
161
132
Сахар и кондитерские изделия
68
118
79
Растительное масло
24
94
164
Источник: World-Tariff-Profiles,WTO- 2010
Такая низкая тарифная защита внутреннего рынка не позволит, на наш взгляд, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, даже на внутреннем рынке.
Об экспортных субсидиях. Фактически Россия вступает в ВТО на специфических условиях, так называемых «ВТО-плюс», которые предусматривают дополнительные ограничения, особенно жесткие по отношению к развитым странам, к перечню которых отнесена и Россия. Среди этих дополнительных требований фигурирует, кроме сокращения поддержки сельхозтоваропроизводителей в два раза за имплементационный период, полный запрет на использование экспортных субсидий, которыми, несмотря на постоянные требования развивающихся стран, в настоящее время продолжают широко пользоваться США и ЕС
В этой ситуации Россия, вступая в ВТО на согласованных условиях протокола, открывает свой рынок конкурентам, полностью обеспечивающим к настоящему времени свою национальную продовольственную независимость и имеющим избыток продовольствия, нуждающегося в реализации.
От себя добавлю что перед телекамерами наша власть вдруг проявила озабоченность о последствиях вступления в ВТО - см. совещание Совета безопасности. Решили даже выделить некоторые средства на "смягчение" последствий. И вот смотрим - в бюджете 2013 года на все отрасли, страдающие от вступления в ВТО («лёгая и текстильная промышленности, авиапром, агропромышленный комплекс, рыбохозяйственный комплекс и другие отрасли») выделено всего 5 млд. рублей. Разделите эту сумму по отраслям и по регионам, а ещё лучше сравните средства затраченные на всякие саммиты, олимпиады, переезд судов и т.д и сразу станет очевидным что все это "выделение средств" не более чем показуха.