Самое эффективное продвижение - через сети

Nov 10, 2011 15:19

Глава группы «Талина», член Правления РСПП, член Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку Виктор БИРЮКОВ считает, что у России огромные возможности в сельском хозяйстве и производстве продовольственной продукции. А самым эффективным способом продвижения продукции на внутреннем рынке являются торговые сети. Кроме того, по мнению предпринимателя, производство продовольствия может стать крупным экспортно-ориентированным бизнесом и реальной альтернативой нефтегазовой отрасли. Однако прежде надо создать экспортную инфраструктуру, определить приоритетные виды и направления торговли и сбыта продукции.

- Виктор Степанович, ваша компания - крупный поставщик сельскохозяйственной продукции в торговые сети. Прежде чем вести разговор о торговле, разрешите задать несколько вопросов о сельском хозяйстве. В своих выступлениях вы часто отмечаете большие перспективы и потенциал сельского хозяйства и возлагаете на него своего рода роль локомотива для всей нашей экономики. Какие доводы можно привести в пользу этого? Сможет ли государство обеспечить достойную поддержку АПК?
- Россия является мировым лидером по совокупности важнейших показателей обеспеченности сельскохозяйственными угодьями. Общая площадь пашни у нас - 130,3 млн га, использование пашни (распаханность) - 7,7%, её доля на душу населения - 0,92 га. Сравните: в США площадь пашни - 185,7 млн га, распаханность составляет 20,3%, а на одного жителя приходится 0,62 га. Та же тройка чисел для Китая составляет соответственно 92,5 млн га, 9,9%, 0,08 га, для Индии - 166,1 млн га, 55,9%, 0,17 га, для Канады - 43,2 млн га, 4,9%, 1,44 га. Между тем «дополнительной» земли на Земле взять неоткуда, простите за каламбур, и с учётом быстро растущего населения планеты продовольственный кризис пришел всерьёз и надолго. Если в 1960 году 1 га пашни приходился на двоих землян, то в 2002-м их стало пятеро. Ожидается, что в 2015 году 1 га должен будет кормить уже шесть человек. Вот почему российскому агропрому суждено блестящее будущее, особенно если вспомнить о практически неограниченных - по сравнению с другими странами - запасах пресной воды. Ну, а успех нацпроекта «Развитие АПК» убедительно показал, что нашему государству по плечу эффективная поддержка аграриев. Другое дело, что пока она заметно ниже, чем за рубежом: у нас 7%, в то время как в Евросоюзе - 42%, Канаде - 22%, тех же США - 20%, братской Белоруссии - 18%, даже в Китае - 9%.
- Ваша группа компаний - одна из тех, кто обеспечивает нашу продовольственную безопасность на всех этапах от выращивания продукции до доставки её на прилавок. Какие инновации используют ваши компании в технологиях производства, доставки, продажах?
- Нам доступны практически все инновации, которыми пользуются наши иностранные коллеги. Так, в свиноводстве мы по основным показателям догнали датчан, мировых лидеров данной подотрасли. На современных свинокомплексах в России среднесуточный привес на откорме составляет 0,88 кг, конверсия (расход корма на 1 кг мяса) - 2,7 кг, толщина шпика не более 2,0 см, а каждая свиноматка за год приносит почти 30 поросят. При подворном выращивании свиней те же показатели в 2-4 раза хуже, к тому же невозможно соблюдать ветеринарные требования, поэтому, например, в Дании никому и в голову не приходит откармливать поросёнка в сарае. В растениеводстве мы всё шире внедряем технологию прямого сева (без вспашки), когда специальные сеялки одновременно вносят в почву семена и удобрения. А сев ведём при необходимости даже ночью, поскольку движение трактора и посевного агрегата контролирует система спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. То же касается всех звеньев производственной цепочки, включая специальные современные фургоны для перевозки животных. В общем, наш принцип таков: если уж вы приобретаете оборудование, то по своим техническим параметрам оно должно быть не вчерашним и не сегодняшним, а завтрашним. Ведь именно завтра продукция, произведённая на этом оборудовании, выйдет на рынок и должна будет выдерживать конкуренцию.
- Вы поставляете свою продукцию в сети. Есть ли, на ваш взгляд, законодательные условия, препятствующие выстраиванию взаимовыгодных партнёрских отношений с торговлей? Все ли положения Закона о торговле однозначны и создают баланс интересов поставщиков и торговли?
- Со вступлением в силу ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» все, подчёркиваю, все сети заняли одну из двух позиций в отношениях с поставщиками. Первые формально соблюдают закон, но предлагают поставщику снижение цены на продукт, то есть опускают цену входа в сеть на величину бонусов, которые получали до принятия закона. Вторые включают бонус 10% (согласно закону) в договор поставки, остальное - в договор оказания маркетинговых услуг. Кстати, закон этого не запрещает. В итоге производитель как платил сети за возможность торговать в ней сумму Х, так и платит ту же сумму Х; изменилось только название услуг. Понятно, что закон требует доработки, но сам факт его появления - достижение для развивающегося российского рынка. Скажем, большинство сетей теперь стандартизировали условия своих поставщиков под один формат, то есть на первое место выходит отпускная цена продукта, и здесь уже многое зависит от нас самих. Также Закон о торговле дал возможность сетям внедрять прогрессивные методы отбора продуктов, и прежде всего электронные торги, что позволяет выйти на рынок даже малоизвестному бренду с оптимальным соотношением «цена-качество». Однако и здесь всё непросто. Если сами торги проходят открыто, то отбор продукта по качеству сеть осуществляет закрыто. Кто проводит дегустацию, где делают анализ? Решение по выбору производителя и продукта продолжает зависеть от конкретного человека в отделе закупок сети - независимо от победившей цены. Другая проблема: Закон чётко не разграничивает зон ответственности за качество продукта, и в договорах появились новые статьи, предусматривающие штрафование производителя за любой случай выявления некачественного товара - даже если он уже принят сетью! Между тем логично, чтобы в момент приёмки за товар отвечал производитель, а после - сеть. Ведь поставщик не может проконтролировать условия хранения продукта (исключение должны составлять разве что случаи внутренних, скрытых дефектов). Далее. Все издержки по упаковке, фасовке, маркировке товара переложены на производителя. И если раньше в России у каждого предприятия были стандартные упаковки, то сейчас для каждой сети производитель ставит адресные штрих-коды. Часть сетей требует определённой фасовки, гофротары и пр., а издержки ложатся опять же на производителя. Но, как бы то ни было, самый эффективный способ продвижения - именно через сети.
- Какие регулирующие функции государства должны остаться у государства в сфере торговли?
- Ситуация, когда сети диктуют свои условия, сложилась неспроста. Дело в том, что в России острый дефицит торговых площадей. Чтобы дальнейшее развитие рынка шло планомерно и гармонично, необходимо создавать альтернативные торговые площадки. Торговля не меньше производителей нуждается в серьёзной господдержке, ей также нужны земля, кредиты и субсидии. Решать эти вопросы должно государство. Именно ему необходимо создавать такие условия, при которых не столько сети выбирают продукты в рамках электронных торгов с поставщиками, сколько покупатели делают свой выбор на магазинных полках. Власть должна быть арбитром между сетями и производителями и с помощью налогов перераспределять сверхприбыль.
- Предполагаете ли вы создание торговых сетей своей компании? Какие видите перспективы продвижения своей продукции за рубеж?
- Создание производителем собственной сети торговых точек, причём практически любого формата, - единственная альтернатива «общим» сетям. Однако наш холдинг занимается лишь оптовой торговлей: продукцию закупают дистрибьюторы, и только от них она поступает в розницу. Если вернуться к теме глобального продовольственного кризиса, то у экспорта российского продовольствия самые радужные перспективы, и здесь я не могу говорить только о нашем холдинге, поскольку отечественным «пищевикам» предстоит совместными усилиями разрешить целый комплекс проблем. Как-то на страницах вашего издания я приводил усреднённую оценку: потенциально Россия может кормить порядка 1 млрд человек - в 10 раз больше, чем ныне. Это большой экспортно-ориентированный бизнес, реальная альтернатива нефтегазовой теме. Однако прежде надо создать экспортную инфраструктуру, определить приоритетные виды и направления сбыта продукции. Минувшим летом мы посвятили этому заседание возглавляемой мной подкомиссии РСПП по производству сельхозпродукции и её переработке. Наши предложения за подписью Президента РСПП Александра Николаевича Шохина были направлены в Правительство РФ и подробно рассмотрены на недавнем совещании в Минэкономразвития России. В частности, это ведомство приступило к сбору информации об ограничениях, с которыми сталкиваются российские экспортёры на внешних рынках, в том числе о необоснованных санитарных, фитосанитарных и ветеринарных требованиях. Также важно, что решено направлять специалистов Минсельхоза России на штатные должности в российские торговые представительства за рубежом.
- Создания каких условий вы хотели бы видеть от государства как руководитель крупного холдинга в развитии своего бизнеса в плане тарифов, налогов, инфраструктуры?
- Во-первых, мы верим, что существующая господдержка аграриев как минимум не ослабнет: это и субсидирование процентов по кредитам в объёме ставки рефинансирования, и существенная скидка на приобретение ГСМ, и помощь с удобрениями, семенным материалом, племенным скотом. Почву для оптимизма даёт госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». При этом мы хотим твёрдо знать, что вступление в ВТО не повлечёт за собой ухудшения в нашем секторе. Во-вторых, мы надеемся, что наступает десятилетие стабильности, к которому призывает Владимир Владимирович Путин: бизнес не заинтересован, чтобы правила игры - те же тарифы с налогами - менялись каждые несколько месяцев. Порой жёсткие, но неизменные правила предпочтительнее правил более мягких, но непредсказуемых. В-третьих, мы ждём от государства большего в плане создания инфраструктуры, которая облегчит создание агропредприятий. Это особенно важно для диверсификации экономики моногородов, но получить соответствующее финансирование крайне сложно. Так, ещё в начале 2011 года межведомственная рабочая группа при Минрегионе России по поддержке российских моногородов одобрила выделение средств на создание инфраструктуры забайкальскому Краснокаменску (под строительство второй очереди мясокомбината «Даурский» и свинокомплекса) и мордовскому Тургенево (под строительство свинокомплекса), а денег как не было, так и нет.
- Вы являетесь сторонником создания в сельском хозяйстве крупных АПК. Какие ниши вы бы отдали мелким предпринимателям?
- У малого бизнеса существенные системные ограничения. Во-первых, это не самостоятельный игрок, а «вспомогательная среда» вокруг «крупняков». Во-вторых, для подъёма малого бизнеса в России необходим рост перерабатывающей промышленности. В-третьих, абсолютное большинство жителей лишено предпринимательской жилки, то есть невозможно сделать малый бизнес по-настоящему массовым. В-четвёртых, малому бизнесу комфортнее всего развиваться в кооперативной спайке с бизнесом средним и крупным, например, для огромного производителя мяса Tyson Foods (США) птицу растят свыше 6,5 тыс. фермеров: они и мелкие предприниматели, и члены кооператива. Каждый обеспечивается цыплятами необходимых пород, стандартными комбикормами, ветеринарной помощью, вывозом помёта, приёмом товарной птицы, наладкой и ремонтом оборудования. В-пятых, малый бизнес пригоден отнюдь не для всякой деятельности, но лишь для заполнения конкретных рыночных ниш, например, небольшим хозяйствам не следует заниматься свиноводством: они не уберегутся от африканской чумы свиней, ухудшения их племенных качеств, перерасхода кормов. Уж лучше разводить овец и коз, гусей и кроликов, может, даже страусов. Также я против малых пищевых предприятий, где кустари «на коленке» изготавливают «пальцем пиханную» колбасу. Не зря профессионалы из Роспотребнадзора советуют выбирать еду от самых мощных производителей. К сожалению, в России небольшой сельский бизнесмен вынужден создавать натуральное хозяйство, производя всю линейку сырья и полусырья. Между тем у каждого агрохолдинга много мелких, но важных задач, которые целесообразно «раздать» фермерам. Кстати, только так можно создать в АПК бизнес, не имея стартового капитала: будущий предприниматель приходит к большому игроку с продуктом, который он готов предложить. Даже если сам холдинг не даст ни копейки кредита, но в письменной форме пообещает приобретать продукт, - это успех. Теперь можно предъявить банку договор, где указано, что результаты труда будущего предпринимателя будут покупаться. Увидев обеспеченный денежный поток, банкир даст денег. Пример подобного бизнеса: в одной из мордовских деревень на станции искусственного осеменения семья из четырёх человек получает сперму, которой обеспечивает свыше 10 тыс. свиноматок.
ПР 

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">ИСТОЧНИК: Виктор Бирюков: «Самое эффективное продвижение - через сети» // Промышленник России. - 2011. - №11. - Сс. 40-43
Previous post Next post
Up