В Масложировом союзе Росси считают, что введение квот на ввоз пальмового масла может оказать негативное влияние на российский экспорт масложировой и кондитерской продукции.
Согласно прогнозам, на которые ссылается союз, за счет экспорта масложировой продукции к 2024 году российская экономика должна получить около $8,6 млрд. Одним из ключевых трендов за этот семилетний период должен стать рост объема производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. При этом для ряда продуктов "верхнего передела" - маргаринов, жиров, спредов - пальмовое и другие тропические масла являются базовым сырьем при производстве.
При текущей конъюнктуре российский экспорт маргариновой продукции составляет 197 тыс. тонн ($217 млн). Это промышленные маргарины и спецжиры, потребительские маргарины и спреды, эквиваленты масла какао, а также упакованные растительные масла.
"Пик развития переживает не только российский, но и мировой рынок производства спецжиров и маргаринов. Этот продукт стал одним из ключевых ингредиентов в рецептурных составах кондитерских, хлебопекарных и других специализированных кулинарных производств. Российские игроки готовы поставлять маргариновую продукцию, соответствующую международным требованиям качества и безопасности. Сегодня основными рынками сбыта являются Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия и Украина. Кроме того, у нас есть потенциал расширения географии", - отметил директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, процитированный в сообщении.
Тропические масла также используются в производстве хлебобулочных изделий (этот сектор потребляет около 15% импортируемого пальмового масла) и мучных и сахаристых кондитерских изделий (около 30%).
По данным Минсельхоза, на которые ссылается союз, экспорт кондитерских изделий из России оценивается в $1,1 млрд по итогам прошлого года, имеющиеся резервы позволяют увеличить этот показатель до $2,4 млрд. "Очевидно, что введение ограничений по поставкам сырья приведет к реализации если не негативного, то точно консервативного для "кондитеров" сценария", - отметил М.Мальцев.
"Последние несколько месяцев министерство сельского хозяйства изучает возможность введения ограничений на ввоз пальмового масла. Предполагается, что квотирование на пальмовое масло повысит спрос (и соответственно цену) на сырое молоко российского производства. Однако, по мнению отраслевых экспертов, такое решение не позволит достичь желаемого результата и приведет к обратному эффекту - дефициту растительного сырья и избытку молочного сырья, что в конечном счете приведет к убыткам производителей молока, а также снижению качества продукции и дестабилизации положения в перерабатывающем секторе", - говорится в сообщении Масложирового союза.
В марте замминистра сельского хозяйства Евгений Непоклонов (в июне покинул министерство после назначения его нового главы) говорил, что в Минсельхоз обращаются представители бизнеса с предложениями о введении квот на импортпальмового масла, поскольку его возросшие поставки серьезно осложняют работу молочной и некоторых других отраслей, делают продукцию добросовестных производителей неконкурентоспособной. По его словам, обращения бизнеса обсуждаются. "Речь идет о том, чтобы создать систему, которая бы гарантировала прозрачность этого рынка, чтобы все производители работали в равных конкурентных условиях", - говорил Е.Непоклонов.
По данным Росстата, Россия в конце прошлого года после некоторого снижения начала резко увеличивать импорт пальмового и других растительных масел. В январе-апреле 2018 года импорт пальмового масла и его фракций вырос на 26,3% по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год, до 335 тыс. тонн.
В 2017 году Россия импортировала 891 тыс. тонн пальмового масла и его фракций, что на 0,7% больше, чем в 2016 году.