Итак,
как и обещалось, я продолжаю рассказ о Звенигороде.
На самом деле, именно эту часть моего рассказа нужно было сделать первой - ведь прогулки по Саввино-Сторожевскому монастырю мы начали свою экскурсию по Звенигороду, а потом уже по-шли обозревать остальные достопримечательности.
На территории монастыря
Гора Сторожа?, на которой расположен монастырь, находится в стороне от ны-нешнего центра города, неподалеку от Городка. Добрались мы сюда на городском автобу-се, который минут 10-15 с несколькими остановками довез нас от вокзала. Погода, повто-рюсь, была не ахти. Перед главной въездной аллеей есть стоянка для автомобилей, где, как водятся, расположены несколько палаток торговцев. Мед здесь предлагали чудесный, разных видов. Мы решили обязательно купить его после экскурсии. Общительные и добродушные ребята-продавцы предложили дегустацию, угостили нас душистыми яблоками (вчера был Яблочный Спас) и клятвенно заверили, что будут стоять весь день. Не достоялись - через пару часов мы вернулись, а «медовиков» не застали. До сих пор вспоминаем и жалеем, что остались без меда.
План монастыря 17 века
Настоятельно рекомендую попробовать монастырский квас - его тоже тут продают - вкуснющий! Видели несколько человек, которые приехали специально за квасом на автомобилях с большими бутылями. Примостился здесь и ларек с вяленной и копченой северной рыбой. Мы взяли два вида (не спрашивайте названия, на Украине таких нет, не запомнила, заказывал мой спутник) и потом не пожалели! Еще польстились на малосольные огурчики, продаваемые прямо из бочки поштучно - запах возле торговки стоял просто умопомрачительный. Этот аромат специй, рассольчика и смородинового листа, издаваемый нашим кульком с огурцами, преследовал нас потом всю дорогу, мы едва удержались, чтобы не слопать все огурцы, не довезя их до Москвы! Будете здесь - берите, отменные, проверено. Не хочу никого обидеть, но вообще, я поняла, что продукты в России надо покупать возле монастырей - и выпечка здесь вкусная, и мед, и масло; потому как то, что мы покупали в большинстве магазинов, есть можно только с большой голодухи (так и ели) - может, мы просто мест правильных не знаем.
Памятник Савве Сторожевскому у входа в монастырь
Вернемся к монастырю. Итак, гора Сторожа?.
Судя по названию, в древности здесь возможно был сторожевой наблюдательный пункт, очень удобный - возвышенность над Москвой-рекой, обзор на несколько километ-ров вокруг. Что здесь было до основания обители, мы точно не знаем. Как пришел сюда преподобный Савва, достоверно тоже не известно. Был он на тот момент уже весьма по-жилым человеком, шесть лет до этого занимал пост игумена Троице-Сергиевой лавры вместо Никона Радонежского, удалившегося от братии «в затвор». В Лавре провел Савва всю свою сознательную жизнь, был верным последователем и сотоварищем Сергия Радо-нежского. Скорее всего, Савва был младше Сергия, но не намного. Известно, что Савва был его духовником (как и остальной братии). Последнее свидетельствует о самом высоком его благочестии и боголюбии - ведь духовника монахи избирали добровольно из числа самых скромных и набожных подвижников.
Таким образом, Савва был третьим по счету игуменом Троице-Сергиевой лавры, однако свой пост, похоже, покинул добровольно. По одной из версий, князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестник Сергия Радонежского, часто бывавший в Лавре (здесь он, к слову и родился), так сблизился с Саввой, полюбив беседы с ним, что попросил со-провождать его раз в поездке в Дмитров. Всю дорогу он уговаривал старца приехать к нему в Звенигород, да так слезно и настойчиво, что Савва согласился.
Одна из башен
Годом основания обители считают 1396. Большинство построек монастыря, сделанных по распоряжению князя Юрия, предположительно, были тогда уже готовы и ждали нового игумена. По другой версии, Савва искал уединения, сам пришел на Сторожу, вырыл землянку, вокруг которой со времени стали селиться другие монахи. Возможно, причина ухода Саввы из Троицы была совсем другая. Мне почему-то ближе первая версия - Юрий Дмитриевич, похоже, был человеком энергичным и просвещенным, он мог уговорить почитаемого старца возглавить обитель в его уделе. Как-то не верится, что он пассивно наблюдал со стороны, как в его вотчину пришел старенький монах-чудотворец, тем более хорошо знакомый ему, вырыл себе пещерку для молитв и сам по себе зажил здесь, собирая вокруг себя братию. Думаю, старца везли (или, по крайней мере, встречали) с почетом, да и икону он вез с со-бой драгоценную. И стареньким Савва тогда был совсем. Считается, что умер он где-то чуть ли не в 90 лет, а Сторожевский монастырь возглавлял более 10 лет, то есть на момент прибытия сюда ему было под 80. Правда, знаю я одну особу в селе, где у меня дача, приблизительно такого возраста, правда, полу женского. Так вот, она при помощи небольшой палочки-трости до обеда успевает оббежать всех соседей и разнести все новости (и некоторые свои фантазии) качественнее радиоточки. Как насчет того, чтоб землянку вырыть, я не знаю, а вот отмахать от Сергиева Посада до Звенигорода, она смогла бы легко. Правда, при условии наличия по дороге слушателей и собеседников.
Звонница
Поначалу, конечно, монастырь был деревянным. Я нашла интересную картину, на-писанную Эрнестом Лисснером - каким художник видел древний монастырь. Правда, он изобразил «юную» Троице-Сергиеву лавру, однако, думаю и Саввина обитель выглядела как-то похоже.
Э. Лисснер "Троице-Сергиева лавра"
Посередине стоял небольшой храм, вокруг размещались домики-кельи, а обнесено это все было частоколом (не забором, как у Лисснера). Вся обитель умещалась на небольшой площади, границей которой является нынешняя асфальтированная дорожка вокруг главного храма.
Сохранившийся язык Большого Благовестника
Первые монахи жили довольно скромно, хотя поток княжьих милостей посыпался на них сразу со дня основания обители. Сохранился жаловальные грамоты Юрия Дмит-риевича, где он выделяет средства (обычно землями, с которых платились монастырю по-дати) для украшения церкви в монастыре. Потом князю этого стало мало, и в 1405 году он приказал выстроить в обители каменный собор. На это ушли огромные деньги. Князь был вообще щедр на пожертвования - на его счету три каменных храма, я об этом уже писала. Щедрость (и даже расточительность) в конце концов, разорили Юрия Дмитриевича - сы-новьям своим он практически ничего не оставил. Зато оставил нам - три чудесных бело-каменных храма.
Дворец царя Алексея Михайловича
О Юрии я писала подробно в предыдущей части, а сейчас мне хотелось бы немного рассказать о Савве Сторожевском. Нового чего-нибудь вряд ли поведаю - на основании немногочисленных исторических источников написана уже масса домысленных повество-ваний и легенд, однако, на самом деле, достоверно о нем известно очень мало - ведь пер-вое житие было написано в честь канонизации, почти через 150 лет после его смерти, ко-гда не осталось в живых ни одного свидетеля его жизни и подвигов. Так каким же был Савва Сторожевский? Попробуем представить.
Дворец царицы
Как он выглядел, точно не знает никто, прижизненных изображений нет, зато есть портрет «посмертно-попамятный». Одному из настоятелей монастыря игумену Дионисию (не путать с живописцем Дионисием), владевшему иконописью, в начале 1390-х годов во сне явился пожилой монах. Тот приказал ему: «Когда проснешься, напиши мой образ». «Кто ты?»- спросил Дионисий. «Я - Савва, начальник места сего» - ответил старец. Тогда в монастыре еще жили люди, которые помнили Савву.
Трогательная семейка, приютившаяся на подоконнике царицыного дворца
Они описали Дионисию его внешность, что помогло тому написать его. Эта икона стала канонической, с нее делались по-следующие списки. Однако, немного схематическое изображение мало что говорят нам о настоящем человеке - ведь всех святых, вышедших из монастырей, изображали похоже - худощавые вытянутые фигуры, бледные аскетические лица, борода и залысины. Известно, что в монастыре он жил смолоду, что поражал братию удивительной набожностью и чувствительностью - молитвы возносил со слезами умиления на глазах.
Портал Рождественского собора
Был он молчалив, любил уединение, отличался скромностью невероятной, смиренностью и чистоплотностью. Не зря его выбрали духовником Троицкого монастыря - монахом, которому исповедовались в грехах своих все остальные братья, даже игумен. Духовником мог стать только тот, кому все безоговорочно доверяли и кого бесконечно уважали. Последователи Сергия Радонежского - монахи, разошедшиеся из его обители и основавшие около 40 монастырей о всей Руси, не практиковали, как насельники Киево-Печерской лавры, самоистязаний в качестве покаяния. Они считали, что для сохранения благочестия достаточно неусыпных молитв, скромности, смирения и ежедневного труда. Савва Сторожевский для членов сво-ей общежитийной обители был в этом примером.
Экскурсанты на фундаментах Сергиева храма и трепезной
Очевидно, что к власти он не рвался, а скорее, сторонился ее - бросил процветаю-щую Троицкую обитель и ушел в совсем новый необжитый монастырь, чтобы продолжать и множить дело Сергия Радонежского. Живя в монастыре, Сергий часто уходил, уединял-ся в скромной пещерке, чтобы никто не отвлекал его от молитв. Эту пещеру бережно со-храняют уже многие века, вокруг нее образовался Саввинский скит. Думаю, не столько чудеса, сколько подвижническая жизнь святого, сеющего добро и надежду, подающего пример смирения, трудолюбия и благочестия, снискала ему уважение современников и почитание потомков.
В палатах царицы
Продолжение