Холмы Татарки
Район Татарка лежит на продолговатом извилистом холме, начинающемся от горы Щекавицы, граничит с Лукьяновкой, Куреневкой - Кирилловской улицей, ведущей на Подол, улицей Глубочицкой (некогда здесь протекала река Глубочица), Подольским спуском и Репьяховым яром (идет от улицы Герцена возле Областной больницы вниз на Подол).
Современным жителям других районов здесь особо делать нечего: нет тут ни развлекательных комплексов, ни торговых центров; разве что кому-то надо по делам в сервисный центр департамента ГАИ (или как оно там сейчас называется, раньше называлось "Орлиное гнездо"). Центр находится в старинном перестроенном здании на улице Лукьяновской, о чем я, если честно, не знала (думала, новодел) и не сфотографировала его; как обычно, позднее отскринила "поиск улиц" в гугл-карте:
Забираются сюда только такие, как я, любители непривычных мест и прогулок старыми улицами. Зная местные дороги, здесь можно срезать путь, чтобы обогнуть пробки, добираясь домой в час пик, но, в основном, автолюбители это место не очень любят. К счастью, я считаю. Так что людей и машин здесь немного, а вот заповедные местечки киевской старины, тенистые скверы и старинные построечки вполне можно найти. На Нагорной, к примеру, растет Татарский дуб, которому более 350 лет.
Старая фотография пивного завода на Кирилловской. Наверху - Татарка.
На этой акварели Сажина 1846 года (вид от Андреевской церкви, как я понимаю) видна не только церковь на Щекавице, но и мельница, которая стояла когда-то в самом центре нынешней Татарки. Правда, жилья здесь еще пока не было - холмы пустынны.
Еще Сажин (вид на Кирилловский монастырь с Куреневки), и тоже видна мельница.
Подавляющее большинство домов (деревянных, в основном), входящих в дореволюционную застройку, сейчас снесены, в советское время (да и сейчас) здесь возвели многоэтажки, но местами и частный сектор сохранился. Главные улицы Татарки, однополосные и оживленные в часы пик, ответвляются в стороны узенькими глухими улочками (довольно страшноватыми, надо сказать), заканчивающимися тупиками - еще с дореволюционных времен Татарка считалась бандитским райончиком. Чудом уцелели несколько кирпичных одно-двухэтажных особняков - очень колоритных!
Строятся здесь и красивые новые частные дома. Боюсь, современное "дворянство" со временем "распробует" очарование этого живописного и своеобразного райончика, и старые домики снесут полностью - ведь совершенно очевидно, что на богатырский пописк возмущенной общественности циничным застройщикам плевать слюной.
Фотографии из дела Бейлиса. Дом Чеберячки, другой подозреваемой. Справа пристроечка - винная лавка.
Оба дома находились на Верхнеюрковской (ныне Отто Шмидта)
Такой маленький райончик, тихий уголок Киева, а сколько о нем рассказывать можно! Самая знаменитая и очень старая тайна его известна на весь мир - нашумевшее дело Менделя Бейлиса. Напомню, служащего кирпичного завода Ионы Зайцева, еврея Бейлиса, обвинили в ритуальном убийстве местного мальчика; сфабрикованное властями и черносотенцами дело разбиралось три года, раскололо на два лагеря и всколыхнуло общественность. В результате Бейлис был оправдан судом присяжных с разницей в один голос - почитайте в Сети, жуткое дело! Тело ребенка нашли возле завода Зайцева, на склонах холмов, тянущихся вдоль улицы Кирилловской, все фигуранты дела жили на улице Верхнеюрковской - ныне Отто Шмидта.
Единственный сохранившийся старый дом на Отто Шмидта - этот, под номером 33. Тут даже двери и ворота еще старые. Сам ученый и исследователь проживал в доме №34, его снесли в 1980-х. Еще дом 33:
Все дома фигурантов дела давно снесены, а вот контора завода с больницей и молельней на Кирилловской сохранились - отремонтированное здание напротив завода "Фармак" (когда-то тут была женская консультация Подольского района). Пещер на склонах много и сейчас - их даже можно видеть, проезжая по Смородинскому спуску, говорят, здесь зимуют бомжи. Говорят, где-то здесь есть и самая древняя пещера, которую исследовал Хвойка - Змиева.
Завод Ионы Зайцева на Кирилловской, слева видно начало Богуславского спуска. На месте ямы сейчас ходит трамвай и красуются новые корпуса "Фармака".
То же место - раскоп на "глинище", сделанный экспедицией Викентия Хвойки в 1893 году. Вверху видны домишки Татарки.
Не совсем на Татарке, но у ее "подножия" была обнаружена известная во всем мире палеолитическая Кирилловская стоянка. Жилище из костей мамонта, обнаруженное здесь, сейчас можно видеть в фойе Киевского музея природоведения, вообще нашли кости 60 мамонтов, а также носорогов и пещерных медведей и львов. Кости "неких допотопных животных" находил на своем участке в усадьбе Райгородок ее хозяин, коллекционер древностей Турвонт Кибальчич (1848-1913) - на современной улице Мельникова, где-то между нынешним ПАГ-ом и Областной больницей. Кибальчич организовал частный музей, где Киевляне могли видеть его коллекцию. Он же принимал самое деятельное участие в создании Федоровского храма.
Еще одна тайна (она тоже со стороны Кирилловской, ближе к Подолу) - скрытая от посторонних глаз Николо-Иорданская церковь в Мыльном переулке. Она новая, совсем маленькая, но довольно интересная, судя по всему (я сюда сама не рискнула забираться, тупичок мрачноватый, фото отскритнила из гугл-карты, "показ улиц").
Возрожденная Николо-Иорданская церковь в Мыльном переулке.
Что интересно в храмчике - здесь есть открытый источник и крытая купель, "иордань". Нынешний храм находится чуть в стороне и вглубь по Кирилловской от первоначального местоположения, на месте старого храма сейчас расположена нотная фабрика. Каменная церковь Дмитрия Солунского была построена в конце XIX века на месте деревянной Иорданской, сгоревшей. Название "Иорданская" киевляне сохранили по привычке. Оно связано с чудом - по легенде, некий киевлянин отправился на богомолье в Палестину, и там случайно уронил в реку Иордань серебряный ковш. Вернувшись домой, он чудесным образом выловил ковш из колодца возле улицы Плоской (она позднее была переименована в Кирилловскую). На том месте возвели церковь.
Иорданская церковь на старой фотографии.
Еще одна фотография, тут видна апсидная часть.
Вы скажете: "Что за ерунда?! Кирилловская улица - это Плоская слобода, а не Татарка!". И будете совершенно правы, и нас интересует как раз не Кирилловская, а Мыльный переулок - ведь именно здесь находились знаменитые татарские мыловарни, благодаря которым район Татарка получил свое название. Сейчас переулок состоит из двух частей, оба берут начало у Кирилловской, вьются вверх и обрываются, соединяет их только тропинка. Вообще, здесь было много говорящих названий: улицы Татарская, Печенежская и Половецкая - намек на тюркское происхождение большинства местных жителей, Соляная - из-за множества колодцев с соленой водой, Погребальная - из-за большого кладбища, Черный Яр - потому что яр это и был изначально, Репьяхов яр - тоже яр, поросший репейником и т.д. Был и Волчий яр, и в нем, вроде бы, даже волки водились, но это уже вовсе смахивает на городские враки. Еще Нагорная и Подгорная - тоже понятно.
Это место в старину называлось "Киевской Швейцарией" и считалось одним из самых красивых уголков Киева.
Действительно, симпатично. Здесь и сейчас ничего:
Кстати, Подольский спуск никакой не "Подольский" - он соединяет Куреневку с Лукьяновкой
На Кирилловской, как и сейчас, в XIX веке находились заводы, работники которых, как правило, жили на Татарке, Куреневке или на Подоле. Собственники заводов обычно проживали в более престижных частях города. Хозяин кирпичного завода Иона Зайцев, например, имел особняк в Липках, собственник литейного завода (ныне пивзавод) Тимофей Дегтерев обитал в собственной усадьбе на Подоле возле Ильинской церкви, хозяин красильни (где сейчас "Фармак"), Вернер Детеринг купил дом на Крещатике и т.д.
Старая фотография пивоваренного завода на Кирилловской.
На холмах над заводами жили, в основном, рабочие и иноверцы - это был бедный район. Я уже рассказывала вам, почему киевляне во второй половине XIX века потянулись с низинного Подола на вершины холмов и стали заселять Лукьяновку и Татарку - их замучили регулярные наводнения во время разливов Днепра. Поселение со временем разрослась. У него была одна проблема, общая для всех районов Киева XIX века - скверные дороги. Такие возвышенные районы, отделенные от других ярами и обрывами, долгое время находились в относительной изоляции - с другими районами их соединяли только петляющие в буераках тропы. Мощенные дороги в Киеве появились довольно поздно - при губернаторе Фундуклее (1840-50-е), да и то он выделил собственные средства только на мощение центральных улиц. Тогда покрыли брусчаткой Андреевский спуск, Софийскую, Московскую, Михайловскую, Дворцовую, Житомирскую улицы и Крещатик.
Единственной пристойной дорогой сюда была старая улица Овручская, она переходила в Дорогожицкую (Мельникова сейчас), которая вела на Лукьяновку, Львовский и Сенной базары. Современный Подольский спуск построили только в ХХ веке, ближе к его середине, ранее по нему проходила только трамвайная линия. Рядом с этим местом пролегал Репяхов яр, который потом тоже заселили, возникла улица с одноименным названием, потом ее переименовали во Врубелевский спуск - он берет начало в нижней части Подольского спуска - уходит вправо по Кирилловскому холму. Правда, отсутствие дорог такой катастрофой, как сейчас, не было - ездить по ним было особо не на чем - на телегах, разве что.
Нижегородские татары на старой фотографии
Большую часть местных иноверцев одно время составляли татары, когда-то (примерно в 1860-х) с нижегородских земель сюда переселилось 60 их семей. Они варили мыло (уже знаете где) и продавали его, разнося по городу. Позднее у них образовался еще один "бизнес" - торговля "секонд-хендом", как сказали бы мы сейчас. Татары ходили по дворам и скупали старье, а потом чинили его, стирали, если надо, перелицовывали и продавали на киевских рынках. Говорят, старьевщики ходили по дворам и кричали: "Шурум-бурум, старье скупаю!". Рынок на Татарке, где они торговали своим нехитрым товаром, стали так и называть - "Шурум-бурум". Он находился где-то на улице Лукьяновской, в окрестностях современной мечети, просуществовал аж до 1940 года. Кроме старья, здесь торговали сапогами, кониной, тканями, восточными сладостями.
На улице Олеговской, ведущей с Подола (от Нижнего Вала) на Татарку сохранилось несколько очаровательных старых особнячков, я уже рассказывала о них в
посте о старых домиках Киева. Недалеко от начала Олеговской, на Нижнем Валу, 13 находился мусульманский молельный дом, еще один был на Мирной.
Интересно, что среди собственников усадьб Татарки начиная с 1890-х годов не фигурирует ни одной татарской фамилии - вероятно, жилье тогда сдавалось в аренду, в документах указаны только хозяева. Читала еще, что позднее татары переселились на Подол, ближе к Житнему рынку. А еще в официальные справочники могли вносить только приличные дома усадебного типа, "сельские" домики хаотичной застройки могли не регистрировать официально. А вот фамилия и имя муллы, служившего в Киеве более 25 лет, известны - Юнис Алимов, он похоронен на татарском кладбище. Как ни странно, кладбище сохранилось, вернее его небольшая часть. Я сама там не была, но, говорят там есть интересные и относительно ухоженные погребения. Раньше на Татарке было два известных кладбища - Татарское и Старообрядческое. Самым же старым здесь было Щекавицкое.
Еще дом на Олеговской. Улица Олеговская, по преданию, ведет на Олегову гору - здесь, дескать, похоронен знаменитый князь Олег, который вещий. Впрочем, на владение могилкой несчастного князя претендует еще с десяток Киевских гор.
Говорят, свою торговлю татары продолжали и после революции: торговать старьем официально запретили только в 1929 году, но татар-торговцев, бродящих по дворам, можно было встретить еще перед самой войной.
Согласно переписи населения 1897 года, в Киеве проживало 1757 мусульман, около 1% населения. В документах фигурируют только мужчины, женщин всего 67 - видимо, жен и дочерей прятали от переписчиков. Таким образом, мусульман было еще больше. Естественно, нужна была мечеть. Первый "магометанский молитвенный дом" был открыт на улице Мирной - она была недалеко от Олеговской, сейчас она практически не существует - все дома снесли. Под молельню арендовали часть обычного жилого дома, она была катастрофически тесна.
Еще одна достоппримечательность Олеговской.
В кладку вмурованы старые кирпичи. Желтый киевский кирпич считался прочным и качественным. Делали его неподалеку - например, на заводе Зайцева.
Стали проектировать первую киевскую мечеть. Для нее выделили участок на Гоголевской, 29. В 1913 году заложили первый камень, проект разработал инженер Виокритов, затем его почему-то заменили проектом Кубелиева, а потом и вовсе началась война, стало не до мечети, а при большевиках уже никто не собирался заканчивать начатую стройку. На месте, где должна была быть мечеть, теперь школа.
На ул. Лукьяновской почти все старые домишки снесены или разваливаются.
К слову, улица Мирная не всегда так называлась, когда-то она была Черный Яр. Жители этой улицы упросили власти переименовать ее - с таким названием никто не хотел снимать здесь жилье. Еще более мерзкое название было когда-то у улицы Соляной - она называлась Волчьим яром, и ее тоже переименовали по просьбе жителей.
Постепенно Мирная опустела - жильцов отселили в новостройки, домики снесли все. Сохранились фотографии на сайте "Старый Киев", на них можно видеть старые постройки, еще живо много людей, которые их помнят. Я позволила себе стащить одну фотку, так как дом на ней, похоже, касается мусульманской общины, раз уж мы о ней заговорили. Вот он:
Мирная, 8. Взято
ЗДЕСЬ (шикарный сайт, поройтесь в нем)
Нашла информацию, что на Мирной 8 было исламское училище, которое закрыли только в 1920-х. Правда, нумерация могла меняться. Там же рядом была татарская столовая, где готовили национальные блюда.
Нельзя не сказать пару слов о Щекавице. Когда-то на ее вершине было первое городское кладбище - ранее киевлян хоронили на погостах церквей. Это кладбище возникло после катастрофической эпидемии (чума?) в XVII веке, унесшей жизни 6000 киевлян. На кладбище была пострроена Введенская церковь (1872г), которую было видно издалека с разных концов города. Сейчас кладбище полностью уничтожено. В 1950-х на горе военные поставили радиовышку-глушилку. Территорию обнесли забором, попытка проникнуть сюда могла закончиться печально для нарушителя.
Вышка на Щекавице. Ее хорошо видно с Валов.
Щекавицкое кладбище на старом фото.
Колокольню церкви построили в 1809 году. Улица называлась тогда не Олеговская, а Погребальная.
В 1821 в Киев приезжал Пушкин, он знал легенду о Вещем Олеге и хотел посмотреть место его возможного захоронения, так что он тоже гулял по этим склонам.
Михаил Сажин "Щекавица", 1940-е, акварель
На Щекавицком кладбище были похоронены некоторые известные киевляне, например, архитектор Андрей Меленский. По горькой иронии судьбы, именно он спроектировал церковь на Аскольдовой могиле, и там тоже было кладбище, и его тоже снесли.
Официально кладбище было закрыто еще в начале ХХ века, но тут еще долго продолжали хоронить. Все снести решили в 1934 году, когда в Киев перенесли столицу, и быстренько убрали "лишние" церкви из социалистического города.
Ранее поселение на Щекавице было более оживленным. Зато сейчас на ней есть церковь адвентистов. Вот этот песчаный "пик"-холм посередине можно рассмотреть и ныне.
Еще Щекавица.
Странно, но здесь практически не производились раскопки. Военные, когда ставили вышку, копали что-то для вида. Чуть поковырялись в 1980-х, вроде бы нашли фундамент древней церкви. Некоторые ученые считали, что этот тот самый безымянный храм, который зарисовал в свое время Вестерфельд.
Руины неизвестного киевского храма на рисунке Абрахама Вестерфельда, XVI век
Еще Олеговская. Подъем по Олеговской местами довольно крутой, улица узкая, извилистая, односторонняя, но я видела придурка, который по ней на машине спускался.
От улицы отходят потаенные тропы и спуски. Без компании тут гулять страшновато.
Как я понимаю, это место перехода Олеговской в Лукьяновскую. Сейчас здесь тоже есть смотровые площадки, но из-за зелени и новой застройки видно не так хорошо.
Смотровые площадки на Олеговской "дикие", в одиночку здесь лучше не ходить. На некоторых уже активно возятся строители. Скоро живописные виды совсем скроются за частными заборами.
Новый квартал
Мечеть Ар-Рахма, главная в Киеве.
Татарское и старообрядческое кладбища на Лукьяновской, как ни странно, частично сохранились. Возле татарского решено было построить для киевских мусульман мечеть уже в наше время. Участок выделили в 1996 году, в 2000 стройка закончилась. Руководил строительством архитектор Александр Комаровский. Поздней комплекс расширили - построили медресе. Мечеть выглядит очень красиво, довольно большая - на 2000 верующих.
"Ар-Рахма" - значит "милосердие".
Когда я делала снимок, из ворот вышла молодая пара - мужчина и женщина в платке. Мужчина через улицу закричал мне: "Можно зайти, проходите, пожалуйста, не стесняйтесь", но я, конечно же, постеснялась.
При спуске по Лукьяновской к Глубочицкой отрывается красивый вида на Покровский монастырь.
Немного передохнем в сквере Гейдара Алиева возле Азербайджанского посольства. Очень красивое и умиротворяющее место! Обрастает новостройками просто на глазах.
Фонтан-водопад покрыт узорчатой плиткой в виде восточного ковра, по которому стекает вода. Вечером это все еще и красиво подсвечивается.
Очень удачно подобраны растения, из-за хвои в теплый день здесь стоит аромат, как на южном курорте.
Памятник Гейдару Алиеву
Замечательный сквер построен при участии сети бензозаправок "Сокар". И бензин у них, кстати, неплохой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЗДЕСЬ.