Я в Старом городе. Крепости пока отсюда не видно. Первым
делом я увидела неказистое двухэтажное здание, табличка на котором сообщает, что это здание духовной консистории, построенное в 18 веке. У входа сидит католический священник в черном одеянии и беседует с тетечкой в платочке. Консистория находится на площади, которая называется Армянский рынок.
Духовная консистория
В начале 18 века здесь стояло здание, принадлежащее Феликсу Потоцкому, которое он затем подарил Приказу гражданской опеки. В 1807 г полуразрушенную постройку купил
архитектор Тринберг. В 1837 году здание было отдано духовной консистории (до 1917 г) и перестроено архитектором Симеоном Учтой. При Союзе здесь было общежитие.
Напротив консистории расположено здание бывшего окружного суда, построенное в 1856 году. В 1805 на этом месте был театр, о котором написал русский поэт Константин Батюшков, находившийся в Каменце на военной службе в 1815г. Нет, он не посвятил театру оду или поэму, состояние постройки он насмешливо изобразил в письме своей тетушке: «…Есть театр; представьте, каким он должен быть: когда идет дождь, тогда зрители достают зонтики.
Окружной суд
Ветер свистит во всех углах и с чудесным пением актрис и скрипками оркестра создает гармонию особого порядка». Аварийную постройку в конце концов снесли и начали на этом месте возводить здание Дворянского собрания. В связи с Польским восстанием проект был заморожен, но вскоре стройку возобновили, правда, решено было возвести здесь суд. В этом суде работал отец писателя
Владимира Беляева, автора трилогии «Старая крепость».
А я иду дальше. Город все-таки поразительный. Я не могу отделаться от ощущения нереальности происходящего, словно я гуляю среди декораций к средневековым сценам.
Окружной суд на старинной открытке
Народу, надо сказать, на улицах немного, что еще более обостряет странные ощущения.
Следующими я осматриваю Ратушу и Армянский колодец, что на площади Польский рынок. Первое здание Ратуши возведено еще в 16 веке, а в 1754 году перестроено. Я застаю его за очередной перестройкой - башня в лесах, а кровля ее и вовсе снята. Печально знаменита Ратуша своими казематами и подземельями, в которых удерживали и пытали заключенных. В 17 веке здесь заседал суд, на площади перед зданием нередко жгли еретические книги, а иногда производили публичные казни .
Ратуша
В 1823 году перед ратушей истязали руководителя украинских бунтовщиков Устима Кармелюка.
Беднягу излупили шпицрутенами и плетями так, что на нем живого места не
осталось. До начала 20 века в здании располагалось полицейское управление.
Городу всегда не хватало воды. Основным источником был Гуннский колодец в трех верстах от окраин. Армянский колодец, расположенный рядом с Ратушей, такой же «армянский» как и «колодец». Название
связано с полумифической историей, как некий армянский купец Нарсес еще в начале 17 века пожертвовал средства на постройку колодца, но денежки куда-то «сплыли» и доброе дело заглохло «на
корню». Спохватились в 1638 году, когда король Владислав Ваза приказал вырыть
новый колодец в центре города. Вырыли. Более 40 метров в глубину пробили
в скале. В результате внятного источника воды так и не нашли - еле-еле стекала влага
по стенкам мутными ручейками, да и на вкус она была невозможно отвратительная,
горько-соленая. Про колодец забыли, продолжая таскать воду из Гуннского источника.
Надо сказать, после постройки в 1874 Новопланового моста это стало делать
намного легче. Бедняки и ленивцы брали мутную водичку прямо из Смотрича, из-за
чего в городе регулярно вспыхивали эпидемии кишечных инфекций. В 1889 году об
Армянском колодце вспомнили и решили его очистить. Работы велись 12 дней, на
дне обнаружили склад бомб, но не обнаружили воды - все та же отвратительная горькая жижа.
Армянский колодец
Де Витт в свое время приказал возвести над колодцем интересную
восьмигранную башенку со шпилем, которую можно видеть и сейчас - безделица, а
на вид приятно. Говорят, сейчас какой-то местный армянин взял колодец в аренду
и устроил в нем что-то наподобие демонстрационного павильона. Я же увидела
только тетку в спецовке и с ведрами, которая открывала замок на дверях башенки.
Ясно, что она откажется мне что-либо демонстрировать. Прямо напротив Ратуши и
колодца виднеется трехэтажный желтый дом. Когда-то на его месте была постройка 16-18
века, разрушенная во время Великой Отечественной.
Польский рынок, 4-а
В советское время здесь была аграрная школа. На Польском рынке мне еще очень понравилось здание под номером
4-а. Оно тоже построено на месте разрушенных взрывам двух строений 16-18 веков.
Подвалы, цоколь и первые этажи сохранились; то, что отстроили после войны, тоже
выглядит симпатично.
Иду дальше. За ратушей имеется улочка (Доминиканская), на которой виднеется еще одна башня в лесах (ох, и везет же мне!). Это костел св. Николая. Построен он в 16 веке при монастыре
доминиканцев, но на протяжении трех веков несколько раз перестраивался.
Дом Потоцкого (на переднем плане) и костел св. Николая
Последняя крупная реконструкция проводилась под руководством Яна де Витта, внесшего
существенный вклад в местное градостроительство. При нем колокольня, скрытая
сейчас строительными лесами, приобрела барочный вид. Примыкающие к костелу
кельи с трапезной, образуют позади комплекса внутренний двор, который я осмотрю
позже. Войдя в двери костела, над которыми висит металлическая табличка с
надписью (я успела разобрать «Потоцкий»), я попала в большой холл. Слева от
меня в трапезной происходила… трапеза: какие-то граждане, гомоня на польском
языке, сидели за длинным столом и весело молотили ложками по тарелкам.
Костел св. Николая на старом фото
Я не стала им мешать и прошла прямо в костел. Изнутри он оказался довольно красивым;
его белые своды украшены ажурной лепниной (в путеводителях ее называют мудреным
словом - «рокайлевая» -
http://www.tovtry.km.ua/ua/ist_arh/m076.html). Подобным образом интерьер декорировали в 18 веке. Видно, что костел понемногу реставрируют и в то же время заметны следы проводимых здесь служб - ленточки, трогательные дешевенькие иконки, деревянные скамьи и канцелярские стулья, выставленные рядами.
Вход в костел
Интерьер костела
Остатки росписей
Меня окликает седой поляк. Поначалу я не никак не могла понять, чего он хочет, но поляк все не отстает и настойчиво тычет пальцем на деревянную штуковину, стоящую у стены.
Турецкий мимбер в костеле св. Николая
Вначале я не обратила внимания на эту стремянку-этажерку, но теперь, рассмотрев ее, нахожу ее презанятной. Резная лесенка украшена надписью арабской вязью. На ломанном русско-украинском языке поляк сообщает, что это
турецкая вещь; что она, дескать, поделывает в католическом храме? Пожимаю
плечами - я ее сюда не ставила… Уже дома вычитала, что во время турецкого
владычества Магомет Четвертый переделал костел в мечеть и посвятил ее своей
жене-итальянке Рабие Гульнуш. «Этажерка» - мимбар, кафедра, на которую
поднимался мусульманский проповедник. Турок выгнали, мимбар остался. В
советское время его перенесли в Петропавловский костел, где тогда был музей
Религии и Атеизма, после развала Союза кафедру вернули обратно.
Выхожу на улицу. Справа к Николаевскому костелу примыкает довольно обшарпанный дом. Это так называемый «Дом Потоцкого». Здесь действительно жил еще один из представителей известного рода - Михаил-Франтишек Потоцкий. Он пожертвовал монастырю доминиканцев 14 тысяч злотых и до конца жизни опекал монастырь. В доме по соседству он и прожил последние два перед смертью.
Колокольня Петропавловского костела
На заднем дворе бывшего монастыря я обнаружила к своему удивлению целый парк байков немыслимых модификаций и расцветок. На некоторых восседают суровые байкеры в банданах. Наверное, на очередной слет или фестиваль приехали. Это здесь бывает частенько.
Иду дальше. В одном из углов площади Польский рынок я рассмотрела массивную квадратную в плане колокольню. Надо бы пойти посмотреть, что это такое (а это оказалась колокольня кафедрального костела Петра и Павла). Для этого надо вернуться туда, где я уже побывала. Пересекаю мощеную брусчаткой площадь и подхожу к нарядному сооружению в стиле барокко.
Триумфальная арка на старом фото и в наши дни
Это триумфальная арка, построенная на входе на территорию костела в 1781 году, в честь визита короля Станислава Августа Понятовского. Строение обильно украшено лепным декором, на вершине красуется скульптура дядечки, склонившего голову; это святой Ян (Иоанн?). На фризе виднеется надпись на латыни «Здесь проходил король Станислав Август 11 ноября 1781 года». Внутри арки в небольшой нише установлена скамья, на которой сидят две тетушки в косынках, на этот раз не скульптурные, а самые настоящие. Фотографирую арку, немного робея: ох, и боюсь я этих церковных бабулек!
Прохожу во двор костела. Справа у меня посреди палисадника на одинокой колоне сидит, пригорюнившись, Христос Скорбящий. По капризу скульптора Иисус невысок и коренаст, похож на простого крестьянина, что почему-то вызывает еще большее к нему сочувствие. На желтой стене небольшого строения возле костела читаю табличку: дом католического епископа. Первую каменную резиденцию возвели возле костела в 1627 году.
Христос Скорбящий
Предполагают, что епископская кафедра в Каменце возникла еще в 1375 году. Возможно, основателями ее были сами Кориатовичи. Четких подтверждений этому нет, однако сохранилось письмо Кориатовичей к Папе Урбану Шестому, в которой они просили основать католический епископат с центром в Каменце-Подольском.
Костел, минарет и боковой вход на старом фото и сейчас
Тогда, вероятно и был построен первый костел. Изначально он был деревянным, как и большинство построек того времени. В 1420 году в Каменце произошел крупный пожар, во время которого сгорел и костел. Почти сразу после начали строительство однонефного каменного костела. При епископе Якове Бучачском (1510-1518 гг) костел существенно перестроили, он стал уже трехнефным. В середине 16 века по инициативе епископа Слончевского с юго-запада костела пристроили часовню Утешения Богоматери. До сих пор на одном из контрфорсов часовни сохранились буквы «L.S.E.K.». - «Леонард Слончевский Епископ Каменецкий», и дата «1561». При том же епископе к северному нефу пристроили еще одну часовню - Петра и Павла.
План костела
Позже две небольшие часовни у южного нефа перестроили о объединили их в одну большую -
Непорочного Зачатия. При этом пришлось полностью переделать крышу всего костела.
В 1621 году в Костеле служили торжественную мессу в честь победы под Хотиным. На службе присутствовал сам королевич Владислав.
В 1646-48 года была произведена еще одна кардинальная реконструкция. С запада к центральному нефу пристроили готический презбитериум с высокими окнами. Этот новый объем стал основным, главный алтарь перенесли сюда, в западную часть постройки. Там, где он стоял ранее, сделали главный вход. Тогда же возвели огромную башню-колокольню, которую видно теперь практически с любого конца Старого города.
Алтарь Сердца Христа
Тяжелые времена пережил костел при турках, с 1672 по 1699 г. Костел сделали главной мечетью края. Все убранство костела и христианские святыни растащили, стены украсили мусульманской символикой. Разорено было католическое кладбище на территории собора, прах погребенных вытащили из могил и закопали за городом. Почти сразу же началась постройка двух минаретов. Восточный стали возводить на бывшей часовенке, обложив ее камнем. Минарет складывали из белого камня, верхушку украсил огромный полумесяц. До изгнания турок из города в 1699 году успели закончить только этот минарет, второй же возвели только наполовину.
Весомую роль в «послетурецком» восстановлении костела сыграл епископ Николай Домбровский. При нем костел привели в порядок, вернули сохранившиеся святыни. Начался ремонт 27-метрового минарета.
Вот такие "сени "
На его вершину водрузили позолоченную статую Девы Марии, изготовленную в Гданьске. Дева опирается ногой на сохраненный полумесяц, у ног ее лежит земной шар, обвитый змеем с яблоком в зубах. Удивительное сочетание христианских и мусульманских символов! Второй минарет, недостроенный, не стали сносить; его приспособили для подъема на крышу собора.
Одна из существенных перестроек была осуществлена под руководством военного инженера Яна де Витта.
Пресбитериум и главный алтарь
При нем костел снаружи приобрел черты, которые до наших дней сохранились практически неизменными, в дальнейшем делались лишь небольшие перестройки и ремонты, изменялся интерьер. В начала 19 века в пресбитериуме сделали второй этаж, где организовали библиотеку. Для этого пришлось замуровать три готических окна. В 1857 году был установлен огромный орган фирмы «Karl Hesse» стоимостью 2500 серебряных российских рублей.
В заметках использованы материалы и архивные фото сайта
http://www.tovtry.km.ua/ua/history/index.html
(замечательный сайт, много подробной и детальной информации и куча статей), путеводитель "Старая крепость" Л.Станиславской, книги "Каменец на Подолье" О.И. Расщупкина и С.В. Трубчанинова, "Замки и крепости Украины" В.Вечерского
Продолжение
ЗДЕСЬ