Есть такая группа не особенно удачливых в глазах истории художников - работ сохранилось немало, и даже стиль вполне узнаваемый, который позволяет творчество в целом обобщить, а вот имя нам не известно. И остается такой бедняга в памяти потомков каким-нибудь Мастером Ажурной Листвы или Мастером Алтаря Святого Варфоломея. Редко кому удалось из такой безвестности «выскочить», разве что Роберу Кампену, которого несколько столетий звали просто Мастером из Флемаля, и только в ХХ веке имя «нашлось».
Лукас Мозер "Алтарь Марии Магдалины", 1432, 300 Х 240 см. Масло и золочение на пергаменте, наклееном на дубовые панели.
Лукас Мозер (прим. 1390-1443, род., возм., в Ульме) принадлежит к другой группе - имя известно, а вот работ почти не осталось. Сохранилась единственная его работа, достоверно принадлежащая его кисти - алтарь Святой Марии Магдалины из одноименной церкви в немецком городе-коммуны Тифенбронн в земле Баден-Вюртенберг (Швабия).
На подставке алтаря - Христос среди мудрых дев (эта штука называется еще "пределла")
Предлагаю ввести такую аббревиатуру: «ОХПННИ» - «о художнике практически ничего не известно». Если вы согласны, ее сразу же можно применить к Мозеру. Даже имя его мы знаем только потому, что он довольно отчетливо написал его на рамке единственного (скорее всего) сохранившегося алтаря.
Церковь святой Магдалины в Тифенбронне
Церковь святой Магдалины в Тифенбронне (интерьер)
Вернее, он начертал: «Лукас Мозер, художник из Вейля, мастер сего; моли бога за него». И еще более чем странная надпись: «Плачь, искусство, плачь! Никто больше не нуждается в тебе». «Вайль» - это Вайль-дер-Штадт, город в Швабии, однако вряд ли можно утверждать, что Мозер был последователем авторов швабских миниатюр; скорее, его вдохновили работы нидерландских художников-современников.
Левая половина внутренней части створок - Путешествие в Марсель
Не так много алтарей, целиком посвященных Марии Магдалине. Ее мы видим обычно рыдающей у креста, и в сцене Оплакивания или Положения во гроб, либо в компании других святых (часто с Екатериной) с традиционным атрибутом - сосудом с елеем, такой же алтарь, как у Мозера - редкость.
Святые Мария Магдалина , Марфа, Лазарь и Сидоний (Максимин там еще с ними)
Давайте спросим себя - а что нам про Магдалину известно?
Начнем с того, что нет в евангелиях четко и последовательно изложенной истории жития Магдалины. Есть разрозненные эпизоды с женщинами (женщиной) со сходными именами (а иногда и вовсе безыменными). Католики отождествляют ее с Марией из Вифании, сестрой Марфы и Лазаря (которого потом воскресили), а также с женщиной-грешницей, которая омыла миром и слезами ноги Христа и отерла их своими волосами, когда он гостил в Вифании в доме Симона-фарисея. Также ясно, что именно ее излечил Христос от одержимостью семью бесами - так и говорится «Мария, называемая Магдалиною» (то есть Мария из Магдалы).
Трапеза в Вифании
Всем известно также, что была блудницей, Христос «поднял» ее в глазах гонителей, сказав: «Пусть бросит в меня камень тот, кто сам без греха». Магдалина присоединилась к последователям Христа, раскаялась и бросила свою нехорошую профессию, потом была свидетельницей Распятия, через пару дней после которого пошла с другими святыми женщинами умастить его тело елеем (миром) и благовониями, а по дороге встретила садовника, который оказался воскресшим Христом. Таким образом, она стала первой, кто видел его после Воскресения. Вот, пожалуй, и все.
А ведь большая часть «святой» жизни Магдалины прошла как раз после Воскресения Христа. Так, во всяком случае, утверждают в монастыре Сен-Мексимен-ле-Сент-Бом, где были обретены мощи Магдалины и где хранится ее голова.
Магдалина является во сне жене мэра Марселя и наставляет, чтобы та убедила мужа приютить пилигримов (заметьте, никаких "ночнушек"!)
В средневековой Европе была широко распространена версия их поздних апокрифов, что Мария после Вознесения Христа занялась проповедованием. Причем, что интересно, занесло ее как раз в Европу, а не в Малую Азию, как других учеников Христа. Якобы она по морю перебралась в Марсель и там проповедовала и обращала в компании сестры Марфы, Марии Клеоповой (также присутствовала при Распятии Христа), брата Лазаря и друга их Максимина (ставшего первым епископом Прованса). Правда, тогда это была не Франция, а Галлия, и сам Марсель назывался Массилией.
Алтарь с раскрытыми створками. Скульптурная группа "Магдалина и ангелы" сделана позже, примерно в 1520-х...
...А это - возможно, аутентичная скульптура из алтаря. Хранится в Берлине (мастерская Мульчера)
Также считается, что в старости она удалилась в пустыню, где все время молилась и каялась. Одежда ее со временем изорвалась и истлела, волосы отросли до земли, вот ими она и прикрывалась. И каждую ночь ангелы возносили на небо (а по некоторым источникам - по 7 раз на день) ее одряхлевшее тело и лечили его, а на утро возвращали. Перед смертью ее исповедал и причастил ее старый приятель Максимин, нашедший ее в пустыне (если верить монахам, как раз в аббатстве Сен-Максимен все это и происходило). Культ Марии Магдалины был очень популярен в Европе и особенно во Франции, очень актуальна была тема покаяния, возможного для любого грешника, павшего ниже некуда - ведь сами французы всегда любили взблуднуть.
Сон святых после тяжелого путешествия
Помните, когда-то у Ефима Шифрина была миниатюра «Экскурсовод», где он рассказывал про картину «Кающаяся Магдалина», так вот я всегда думала, что каяться и рыдать она начала сразу, как Христос сказал про «бросьте камень», а оказывается, этот весьма популярный во времена ренессанса и барокко сюжет посвящен молению Магдалины в пустыне, когда она уже была немолода.
Причастие Магдалины у Максимина
Мозер в своем алтаре демонстрирует несколько довольно интересных приемов. Совершенно удивительно он изображает морскую воду, покрытую мелкой рябью - это шедеврально, я читаю! И вообще пейзаж и архитектура у него мастерские. Пытается он экспериментировать и с пространственной композицией. В изображении "волосатой Магдалины" он был отнюдь не одинок.
Примеры кающихся Магдалин разной степени волосатости:
Донателло, 1455
Мастерская Пьетро Лоренцетти, 1348
Джакопо ди Чоне, 1365
Тициан, 1565. Чем позднее картина, тем благопристойнее и живописнее вид у Магдалины.
Веронезе 1583
Святые у него крепкие, приземистые, лица грубоватые и немного условные; изображения смахивают немного на картины Лохнера, но героям явно не хватает Лохнеровской миловидности (вы убедитесь в этой несомненной миловидности, когда мы дойдем до Лохнера).
Как же до ужаса жаль, что больше нет работ Мозера, очень интересно, что он еще написал - только любопытство разыгралось!