Кино-акцентуанты

Sep 19, 2015 23:11



На всяких корпоративных тренингах неоднократно убеждалась, что аудитория просто обожает всяческие классификации психологических типов клиентов. Это вполне объяснимо - "классификации" позволяют разложить тех, с кем предстоит общаться, буквально по полочкам, а также вроде как предоставляет готовые рецепты, как их лучше обольстить, охмурить и втюхать им свой товар и к каждому буквально подобрать ключик. Ведь тогда самому думать не надо, просто достаешь ключик и открываешь дверь. Кроме того, каждый присутствующий на тренингах обязательно "примеряет" на себя разные психотипы, и по окончанию "примерки" вздыхает с облегчением: "О! Как и предполагалось, я совершенно нормален, и ко мне-то уж никому ключ подобрать не удастся!". Да и чоуж, любит у нас народ всякого вида шаманство прикладную психологию и всевозможные гештальты с "нлп-ями".

Не будем разочаровывать публику! Почему бы нам тоже не вспомнить одну классификацию - виды акцентуаций характера. В "мед.ине" когда-то проходили; я напомню, а вы "примерите".

Что такое акцентуация вообще? Попросту говоря, это некоторые типичные "перекосы" характера, иногда чрезмерные, но не выходящие за границы нормы: человек, вроде бы, со странностями, но таблетки пить пока рано. Традиционных классификаций акцентуаций характера несколько (по Личко, например, по Леонгарду, по Филатовой и т.п.) , рассмотрим эту:

Гипертимический тип.

Это такой по-щенячьи бодрый, всегда веселый, жизнерадостный и говорливый придурок человек. Вроде, радостно должно быть за такого, но рука непроизвольно тянется к тяжелому пресс-папье.



Яркий пример - Костик из "Покровских ворот", я его недавно упоминала в посте о нелюбимых киногероях.

Такие люди позитивны, но очень утомительны. Кроме того, им свойственно легкомыслие, необязательность и легкая аморальность - все, как у упомянутого героя.

Дистимический тип


Леон-киллер

Противоположность предыдущему. Склонность к депрессии, пессимизм, уединенный образ жизни, малословность, иногда - некоторое тугодумие и консерватизм, но зато постоянство и добросовестность. Леон - один из примеров, а еще - Людмила Прокофьевна Калугина из "Служебного романа".



Авторы фильма, правда, предположили, что даже таких закоренелых акцентуантов до неузнаваемости может изменить любовь.

Эмотивный тип

Чувствительный, ранимый, сострадательный, впечатлительный, неконфликтный; этот персонаж часто печален, задумчив, озабочен. Обычно такой человек имеет мало друзей - только те, кому он доверяет.



Вот, например, Амели.



И таков, как мне кажется, князь Мышкин.

Однако, один из авторов классификации акцентуаций психолог Андрей Евгеньевич Личко во время своих лекций, говорят, доказывал по пунктам, что Мышкин - типичный эпилептоид; и особенно ярко это видно было в спектакле со Смоктуновским в главной роли. Именно  таким, якобы, Мышкина задумал Достоевский (сам, кстати, эпилептоид и даже эпилептик; настоящий "певец эпилептоидов"). Психологам виднее, но в отношении Мышкина это странно, т.к.:

Эпилептоидный тип

Возбудимый, напряженный, авторитарный. Такие люди склонны к тоскливо-депрессивным состояниям, угрюмости, вспышкам ярости, но при этом мелочно-педантичны, скрупулезны, скупы, нередко - патологически ревнивы.



Мисс Эндрю из "Мэри Поппинс" - типичный эпилептоид.

Циклоидный тип



Циклоидный тип - это "облегченный" вариант циклического психоза, или биполярного расстройства ("маниакально-депрессивный психоз" раньше это называлось). Психоз - это уже большая психиатрия, требует серьезного медикаментозного лечения, а вот акцентуация - вариант нормы, но в данном случае очень странной нормы: у человека постоянно меняется настроение, что очень мучает и его самого, и его близких. Один день он носится по городу, как угорелый, увлеченно занимается спортом, "шоппингует", обзванивает друзей и "пачками" рассказывает новые анекдоты, а на следующий день лежит лицом к стене, на все вопросы отвечает через раз и односложно, что-то вроде: "Жизнь - дерьмо, я - неудачник". Такого героя мы видим в фильме "Мой парень - псих", но там все-таки крайность, Пэт Солитано страдал биполярным расстройством, и мы наблюдаем его после выписки из клиники.

Возбудимый тип



Тут можно вспомнит массу кино-психов. Например, ревнивец-Зигфрид из "Четырех комнат". Это  такие вспыльчивые, неуравновешенные люди, злопамятные, склонные к затяжным склокам. Часто даже по внешности их можно определить: дерганные, скандальные, "громкоговорящие" (боже, вы бы знали, как тяжело с такими в коллективе! Я-то, к несчастью, знаю!). Обычно, попав в одно помещение с таким человеком,  немедленно хочется его покинуть, хоть сделать это не так-то легко (как это произошло с портье Тэдом в исполнении Тима Рота, помните?).

Еще один похожий герой - Ноздрев из "Мертвых душ":



Шумный и "дружелюбный", на первый взгляд, рубаха-парень, но каждую минуту готов впасть в буйный аффект. С таким - как с тигром в клетке: смотришь на него и думаешь: вот он, например, уже пообедал сегодня или, не дай бог, еще нет?

Застревающий тип



У нашего любимого Шелдона из "ТБВ" есть такие черты - несговорчивость, упрямство, обидчивость, самонадеянность, честолюбие, ревнивость, "застревание" на своих мыслях и чувствах. Зато они справедливы, принципиальны и довольно требовательны к себе. А вообще у душки-Шелдона, похоже, таки Аспергер - это такой лайт-вариант аутизма, пусть он и повторяет в сериале неоднократно: "Я нормален, мама меня проверяла".

Педантичный тип



Яркий пример - князь Болконский-старший. Педант и зануда, что тут еще добавить? Такие люди серьезны и надежны, но их въедливость и зацикленность на деталях иногда выглядят довольно отталкивающе.



У героя Джека Николсона в фильме "Лучше не бывает" педантизм возведен в абсолют, но это уже крайняя степень, болезненная - у парня невроз навязчивых состояний или обсессивно-компульсивное расстройство. Такой человек может усроить скандал и отказаться есть в привычном ресторане, если вдруг его сегодня обслуживает не та официантка, что всегда.

Тревожный тип



Промокашка из "Место встречи изменить нельзя" - вечно дергающийся, подозрительный, пугливый, как битая дворняга. Эпизодическая тревожность присуща многим - такое уж сейчас время нервное, но для некоторых это перманентное состояние, довольно мучительное, кстати. Есть крайности, патология, которая требует коррекции - панические атаки, например, а есть просто вариант характера - вот такой себе мнительный и "наперед испуганный" человек. Из этой же компании - разного рода ипохондрики, увлеченно разыскивающие у себя редкие болезни.

Экзальтированный тип.



Немножко похожи на истероидов, но чуть другие - шумные, влюбчивые, артистичные, патетичные, словоохотливые, чрезмерно дружелюбные. Таков граф Карнеев из фильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Демонстративный или истероидный тип.



Настасья Филипповна из "Идиота", швыряющая пачку денег в камин - яркий пример. И еще Руби Роуз из "5 элемента" - на первой фотографии.

Такие люди делают все, чтобы быть в центре внимания. Скандалы, "театральные" обмороки, резаные вены, частые кардинальные смены имиджа, танцы на столах, швыряние деньгами, эпатажный облик и поступки - шумно, весело, но очень тяжко для окружающих. Часто такие пациенты люди идут в артисты, иногда - в политики. Думаю, вы с легкостью вспомните многих таких персонажей среди медийных личностей. Женщины очень падки на истероидов - ведь они могут красиво и щедро ухаживать, но жить с таким человеком может только настоящая любительница острых ощущений. Постоянных.

Интровертированный тип





Замкнутые, погруженные в свой мир, в свои размышления люди. Скрытны, дистантны, хотя в глубине души - идеалисты и даже иногда романтики. Нередко - угрюмые мизантропы и социопаты. Два героя, немного похожих друг на друга - Шерлок Холмс и Доктор Хаус.

Конформный тип (психолог Петр Ганнушкин беспощадно назвал этот тип "конституционально-глупый")



Это люди незамысловатые, общительные до болтливости, однако обращать на себя внимания не любят, их цель - слиться с окружающим интерьером, "быть как все". Часто говорят заезженными фразами, мыслят шаблонами, живут чужим умом. Типичный пример - чеховская "Душечка". Ольга Семеновна трижды выходила замуж, и каждый раз делом ее жизни становился то театр, то складское хозяйство, то ветеринарное дело - в зависимости от профессии очередного мужа. Мы видим отражение чужой жизни, а сам человек словно не существует.

Конечно, есть масса смешанных вариантов, кто-то найдет у себя черты от разных перечисленных типов, но одно дело - черты, о которых, возможно, знаете только вы, а другое дело - акцентуации, которые делают общение с вами довольно хлопотным делом для окружающих. Еще человеку свойствено меняться с возрастом и в разных обстоятельствах - как Калугина, например. Истероидность может быть отчетливо выражена в подростковом периоде, а лет через 10-15 все "демонстрации" сходят на нет.

А вообще, есть мнение, что у зрелой личности... нет характера, проявление характера - все-таки отклонение от нормы, от "штиля", а зрелый человек с внутренними бурями справляется. Хотя Кант считал, что "характер - достоинство человека". А вообще, кто их, этих философов, разберет?...

Ну, что, а вы кто? Может, узнали кого?

Я, кажись, зрелая личность циклоид немножко.

кино, музыкойнавеяло

Previous post Next post
Up