Праздник надежд

Apr 12, 2015 07:00



Не могу я сегодня не опубликовать очередную подборку картин Северного ренессанса! Ведь такой сегодня день, главный праздник христиан!





Ганс Мемлинг. "Воскресенье", 1490-е, Фландрия

Подбирая работы 15-начала 16 века на тему Воскресенья, явления Магдалине, другим женам-мироносицам, Вознесения, я поймала себя на мысли: а почему их так мало?



Дирк Баутс. "Воскресенье", 1455, Фландрия

Очень много в живописи того времени сюжетов, посвященных Богородице и Распятию, а вот радостная тема - Воскресенье Христово, основная доктрина христианства, художниками почти не освещалась. Почему?



Ханс Мульчер "Воскресенье", 1437, Германия

Чуть больше освещена тема у эксцентричных Итальянцев (может, теплый климат на них действует смягчающе), но тоже не так много, как другие евангелические сюжеты. А у Северян вообще сплошной пессимизм и могильный холод.



Рогир ван дер Вейден. "Явление воскресшего Христа Богородице" (Створка Алталя Мирафлорес), 1440, Фландрия

Думаю, одной из главенствующих идей того времени была греховная сущность человека, бремя первородного греха, которое человечество несет на себе со времен Адама, вина за свое преступное несовершенство и напоминание о постоянной близости Зла.



Альбрехт Дюрер "Вознесение Христа", 1515, Германия

Эта тематика активно муссируется в трактатах церковников как в период раннего средневековья, так и во время ренессанса. Распятие служило укором и постоянным напоминании о злодействе, которое совершили убийцы и хулители Христа (обычные, по сути, люди), о великодушной жертве Спасителя, и о том, что люди должны постоянно ощущать стыд и вину за содеянное и не грешить далее.



Маттиас Нитхардт  Грюневальд "Воскресенье" (Изенгеймский алтарь), 1510-1515, Германия

Душераздирающие сцены Оплакивания показывали верующим, какую трагедию пережили близкие Христа и какое чудовищное преступление свершили его убийцы. Это должно было пробуждать жалость, сочувствие, понимание размеров жертвы Христовой и, опять же, стыд, вину и потребность в покаянии.



Мастер Требонского алтаря. "Воскресенье", середина 15 века, Богемия

Даже в светлой и нежной иконографии Мадонны с Младенцем всегда присутствует затаенная скорбь, а у фламандцев еще и множество символов и намеков на будущие страдания и смерть только что родившегося малыша. Его часто рисуют, как «Нового Адама», пришедшего в этот мир, чтобы искупить грехи старого Адама, символизирующего грешное человечество. Определенные цветы, фрукты, птички являются у нидерландских живописцев символами скорбей, слез и смерти.



Мастер Алтаря Семьи Тюхер, "Воскресенье" (часть триптиха), 1440-50, Германия, Нюрнберг

И обязательно у каждого из художника есть свой "Страшный суд", где та часть, где праведники отправляются в Рай, обычно написана без особого вдохновения, где-то с краюшку, а вот тема Ада и наказания за грехи раскрыта полностью, во всех ужасающих подробностях, с зловещими языками пламени, с огненной пастью Сатаны и мерзкой нечистью, волокущей упирающихся грешников в геенну огненную. Поделом нам!



Ганс Мемлинг. "Воскресенье", 1491, Фландрия

Во всех религиях есть идея о несовершенстве человеческой сущности, о соблазнах и вожделениях, о зависти, мелочности и скрытой (а у кого-то и явной!) преступности, так что о нашем гниловатом нутре нам напоминают, наверное, не зря. Но ведь не все же и не всегда настолько плохо!



Робер Кампен, "Воскресенье" (часть триптиха), 1415-20, Фландрия

Ведь не зря миллионы людей верят, что Христос воскрес, «смертию смерть поправ»! Его воскресенье - символ возрождения, перемен к лучшему, порыва к жизни, ввысь, к солнцу. Не даром празднуют Пасху с приходом тепла и началом цветения абрикос и магнолий. Это очень «правильный», символичный праздник для всех, даже для неверующих: после безрадостной зимы и холода, после самых тяжелых мучений, непроглядной тьмы и безнадежности возможно обновление, возрождение, появление новых физических и творческих сил!



"Воскресенье", кон. 15 века



Мастер Школы Драпировок "Явление Христа Марии-Магдалине в облике садовника", 15 век, Германия



Мастр Легенды Святой Урсулы "Явление воскресшего Христа Богородице", 1480-е, Фландрия



Последователь Рогира ван дер Вейдена. "Явление воскресшего Христа Богородице", кон. 15 века, Фландрия



Якоб Корнелис ван Оостзанен,"Явление Христа Марии-Магдалине в облике садовника" 1507, Фландрия

Хочется верить, что в нас есть не только зло и эгоизм, и что не обязательно приключаться болезням и бедам, чтобы мы проявили жалость и милосердие к близким. Появляется надежда, что улыбающиеся нам люди делают это просто так, а те, кто спрашивают: «Как дела?», задают этот вопрос с искренним интересом. Как и мы по отношению к ним.

С весной вас и с Праздником!

Северный ренессанс, разговоры об искусстве, ренессанс, музыкойнавеяло

Previous post Next post
Up