Решила про своих любимых фламандских примитивов написать шуточный пост с авторскими фотошоп-иллюстрациями. Возможно, это привлечет внимание тех, кому тяжело читать мои объемные заумные тексты.
Говорят, что ван Эйк на своем «Портрете человека в красном тюрбане» изобразил себя самого.
Это вполне может быть правдой. Предположительно ван Эйк родился в 1385-90 году, т.е. в год написания картины (1433) ему было 43-48 лет, как и господину на портрете. В те времена принято было изображать "портретируемых" вполоборота, со взглядом, устремленным в сторону, человек на картине смотрит прямо на нас: такого эффекта мог добиться художник, срисовывая свое изображение в зеркале. Кроме того, человек в красном тюрбане появляется еще как минимум в трех картинах ван Эйка - зевака на заднем плане в «Мадонне канцлера Ролена», отражение художника в латах святого на «Мадонне каноника ван дер Пале» и один из входящих в комнату людей в отражении выпуклого зеркала в «Портрете четы Арнольфини». Остроумный живописец использовал красный тюрбан в качестве своего фирменного логотипа!
Говорят, что Ян ван Эйк изобрел масляные краски.
Это не так, техника масляной живописи была изобретена давно, на Востоке масляными красками раскрашивали изваяния Будды, например. Ван Эйк усовершенствовал технику масляной живописи и добился чудесных результатов при наложении полупрозрачных слоев. Еще он оптимизировал состав масла, экспериментируя с различными его смесями и загустителями. Его любимый состав - смесь льняного и орехового масла.
Говорят, что у Яна ван Эйка был старший брат Хуберт, который обучал его мастерству живописи.
Одно из немногих упоминаний о старшем брате - надпись на раме Гентского алтаря. Там написано, что начал работу Хуберт ван Эйк, «первый в мастерстве», а закончил после его смерти Ян, «второй в искусстве». Исследователи доказали, что это не аутентичная рама, она сделана намного позже, так что история про старшего брата вполне могла быть выдумкой.
Говорят, что ван Эйк дважды сватал своего патрона Филиппа Доброго. Сначала он сватался к Изабелле Испанской, дочери Испанского короля, но она отказала, и через два года он посватался к Изабелле Португальской, и этот брак уже состоялся в 1429 году.
Королевство Испания было образовано только в 1479 году после слияния Кастилии и Арагона. Единственная Изабелла, упоминающаяся в истории обоих государств до слияния, это Изабелла Кастильская, которая родилась в 1451 году, через 30 лет после свадьбы Филиппа Доброго. Возможно, то, что описывается как два сватовства, являлось этапами одного и того же переговорного процесса, и ван Эйк оба раза ездил к одной и той же Изабелле.
Говорят, что у ван Эйка другой фламандский художник Робер Кампен позаимствовал прием использования в картине выпуклого зеркала, чтобы зритель мог видеть все, что происходит в помещении. Такое зеркало ван Эйк изобразил в «Портрете четы Арнольфини», а Кампен написал похожее в «Верльском алтаре».
Это вполне могло быть правдой. Ян ван Эйк использовал изображение такого зеркала впервые, написав его в 1434 году. Алтарь Капена выполнен в 1438. От Турне, где жил Кампен, всего 86 км до Брюгге, где проживали Ян ван Эйк и семья Арнольфини; так что он вполне мог иметь возможность увидеть работу коллеги и позаимствовать понравившийся приемчик. Потом выпуклые зеркала рисовали и другие нидерландские мастера.
Говорят, что ван Эйк был учителем художника Петруса Кристуса.
Последние открытия показали, что художники познакомились, когда Кристус уже был зрелым мастером. Однако он перенял ряд приемов у своего более маститого коллеги и помогал ему в конце жизни. По-видимому, они были достаточно дружны, ведь Кристус унаследовал после смерти ван Эйка его мастерскую и даже, по-видимому, закончил некоторые его не завершенные работы.
Надеюсь у вас немного поднялось настроение!
А картинка какая-нибудь понравилась?