Ну что, еще вам вана Эйка? Главные-то его работы мы еще не разобрали.
Начнем с прекрасного, мерцающего, грандиозного, да и просто огромного по размерам Гентского алтаря. Как сказал почти современник Яна ван Эйка, Иеронимус Мюнцер в 1495, увидев алтарь: «Ван Эйк объял всю существующую доныне историю живописи!».
Алтарь в раскрытом виде
Небольшой ныне бельгийский город Гент прославили два человека искусства - писатель Шарль де Костер в своем романе о Тиле Уленшпигеле и художник Ян ван Эйк, написав для Гента свой знаменитый алтарь. Для Бельгии (Фландрии) в Средние века Гент был довольно значим, да и для всей Европы тоже - до 16 века он был вторым по величине после Парижа (теперь По нынешним меркам он совсем небольшой: около 240 000 населения - меньше, чем в нашем Кировограде.
Питер Франс и Феликс Вин, 1840. Интерьер собора святого Бавона в Генте
Считается, что в 1417 году начал работу над алтарем брат Яна, Хуберт ван Эйк (хотя и никто не доказал его существование с должной степенью вероятности), он умер в 1426 году, и его работу продолжил и окончил Ян. Знаем мы это по надписи на раме, но исследователи не исключают, что надпись была сделана намного позже - поддельная она была, вот и все! А написана там было что-то вроде: «Художник Хуберт ван Эйк, выше которого никого не было, начал это, и его брат Ян, второй в искусстве, закончил важную задачу по заказу Йоса Вейдта 6 марта 1432 года» (в оригинале: PICTOR HUBERTUS EEYCK. MAIOR QUO NEMO REPERTUS INCEPIT. PONDUS. QUE JOHANNES ARTE SECUNDUS FRATER PERFECIT. JUDOCI VIJD PRECE FRETUS VERSU SEXTA MAI. VOS COLLOCAT ACTA TUERI)..
Фото из Сети. Чтобы вы масштаб представляли.
Алтарь представляет собой полиптих, состоящий из 20 панелей, им можно любоваться как в закрытом, так и в раскрытом виде, 8 панелей расписаны с двух сторон. Размер в развернутом виде - 3,5 Х 5 м, весит более тонны - огромный! Ничего подобного в Европе той поры не существовало. Это поистине грандиозное произведение искусства - насчитывают 258 человеческих фигур!
Йос Вейдт
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове, или Бавону), и имел там семейную часовню (капеллу), т.е. алтарь был не единственной «спонсорской» помощью жертвователя. Сам Йос и его жена, Изабелла Борлют, изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии. Это пара пожилых людей, абсолютно ординарной наружности, в довольно скромных как для их статуса одеяниях; изображены они без всяких прикрас, со всеми бородавками и морщинами.
Вид на Гент и собор святого Бавона
В 1460-х гадах Фландрию захлестнули анти-испанские волнения, сторонники кальвинизма поднимали иконоборческие бунты, громя католические соборы и уничтожая картины и скульптуры. К счастью, не смотря на огромные размеры, алтарю удалось избежать разрушения - его вовремя разобрали и спрятали в башне собора. Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за ее помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому.
Гент и собор Бавона (на заднем плане)
Гент и собор святого Бавона
Собор святого Бавона
В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Двести лет он простоял спокойно, пока храм не посетил путешествующий австрийский император Иосиф Второй. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, «одетыми» в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор - Виктор Лагье).
"Одетые" копии Адама и Евы
Потом на алтарь «положил глаз» Наполеон, средние части алтаря были вывезены в Лувр, но потом водворены на место после его свержения.
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию - и т.д., и т.п. - исследователи насчитали 13 связанных с алтарем преступлений за 600 лет его существования. Разные части алтаря похищались, вывозились, выкупались, экспроприировались, дарились, им угрожал огонь и взрыв, и т.п. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Там он стоит и сейчас. Недостает только левой нижней створки - процессия судей, ее стащили в 1934 году, полиция так и не нашла оригинал, вместо него сейчас установлена копия.
"Праведные судьи". Справа - копия, слева - оригинал (я так понимаю, это до 934 года цветная фотография была сделана?)
После раздумий решила все-таки поместить подробную хронологию злоключений алтаря, вдруг кому-то интересно, если не интересно, листайте дальше:
1417: начало работы.
1432: работа закончена, помещена в семейной часовне Вейденов в церкви святого Иоанна
Богослова.
1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.
1578: при кальвинистском режиме перемещается в мэрию Гента
1781: панели Адам и Ева сняты и хранятся в доме хозяев.
1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж
1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой
1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху
1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара
1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств
1894: шесть боковых створок в Берлине
1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора
1920: все панели объединены (Версальский договор)
1934: панели «праведных судей» и «святого Иоанна Крестителя» украдены. «Иоанн» выкуплен.
Похищение двух створок в 1934 году. Полиция осматривает место преступления. Взято
ЗДЕСЬ.
1940: во время немецкого вторжения картины перевозят в замок По
1942: нацисты вывозят алтарь в Германию
1945: фашисты прячут алтарь в соляной шахте и в конце концов пытаются взорвать (остановлены в последний момент)
1945: картины возвращаются в Гент
1945: похищенная панель «судьи» заменяется копией
1986: алтарь перемещаются в часовню, на нынешнее место.
Альбрехт Дюрер. "Поклонение Мистическому Агнцу". Гравюра
Говорят, на создание этой работы Дюрера вдохновил Гентский Алтарь
Давайте рассмотрим алтарь. Весь алтарь включает изображение искупительных таинств католической веры начиная от Благовещения и Воплощения на внешних створках алтаря до жертвенной смерти Христа и поклонению Агнецу.
Наружные створки - для закрытого, «спокойного» состояния алтаря. В таком виде его держали в будние дни. Изображения на этой стороне выполнены в пастельных тонах, они почти бесцветны, два Иоанна на нижних створках вообще выполнены «гризайлью». Немного подраскрасили только донаторов. Вероятно, «рабочая» расцветка внешних створок призвана была контрастировать с разноцветным праздничным буйством внутренней композиции.
Изабелла Борлют
Раскрывали алтарь во время праздничных месс, и тогда зрителей буквально ослепляло пиршество красок. По истечении 600 лет наше воображение не перестает поражать свежесть и глубина тонов, экзотический пейзаж райского сада, потрясающая детализация изображений. Мне же лично еще бросается в глаза удивительная утонченность черт лиц - возможно, ван Эйк хотел подчеркнуть мистический, божественный характер сцены и ее участников. Так или иначе, но даже косматый Адам, хоть и первый грешник, на пару с Евой ввергнувший человечество в большие неприятности, но и его интеллигентное лицо написано с большой нежностью, как на мой взгляд.
Адам
Верхние створки - отражение небесного мира, высших сфер, обиталище Бога; нижние хоть и изображают райские кущи, но это «нижний» мир, более близкий к земле.
Визу изображено грандиозное шествие и поклонение Святому Агнцу, символу Христа. С разных сторон прекрасного сада к центру направляются четыре процессии поклоняющихся. Они идут к центру композиции, где изображен Агнец (очаровательный ягненок, из проколотой грудки которого в евхаристическую чашу хлещет кровь). Евхаристические символы изобилуют во всей работе. Для того, чтобы такие же несведущие в религиоведении папуасы, как я, поняли, о чем речь, поясню немного.
Центральная панель алтаря. "Поклонение мистическому агнцу"
Евхаристия - это одно из важнейших таинств, в котором освящается, а затем и вкушается, хлеб и вино, как тело и кровь господня. Это одна из главных частей Мессы (или Литургии). Для католиков это очень важный ритуал. Традиция идет еще из ветхозаветных времен, когда во время пасхальной трапезы на столе должен был присутствовать пасхальный агнец и опресноки (пресный такой хлеб). В Новом завете происходит переосмысление обряда - Христос во время Тайной вечери преломляет хлеб и раздает ученикам: «Примите, ядите, се Тело Мое», предлагает им и вино: «Сие есть Кровь Моя». Это очень красноречивый символ жертвы Христа, который отдал во искупление Тело и Кровь свою для спасения человечества, как когда-то, в еще дохристианские времена, иудеи приносили в жертву ягненка.
Агнец
В наше гуманное время, когда мы стараемся не думать о том, что с аппетитом поедаемая нами курица - это неделю назад кем-то убитая и выпотрошенная птица, восприятие жестокости убийства жертвенного агнца еще больше обостряется - такой чистенький и приятный ягненочек, и вдруг кровавое убийство! Кровь выливается в праздничную чашу-кубок, в каких подают обычно вино.
Поэтому вино, виноград и все, что с ними связано - традиционно символы Христа.
Теперь рассмотрим полиптих в деталях, это в нем самое интересное: множество символических и многозначительных деталей.
Начнем с самого важного - с Бога!
Он восседает на троне в верхней центральной части алтаря, в пурпурном одеянии первосвященника, в папской тиаре, весь в золоте, усыпанный драгоценными камнями. На груди его мы можем прочитать слово «Саваоф» в латинской транскрипции - это имя Бога-Создателя. Это долгое время вводило в заблуждение исследователей, считавших, что на троне изображен Бог-отец. Этому способствовало вертикальное взаиморасположение Бога, белого голубя и агнца (один под другим) - именно в этом усматривали символ Троицы (отец-сын-святой дух). Однако со временем к этому изображению стали приглядываться внимательнее.
Изображение гроздей винограда и пеликана, кормящего птенцов своей кровью на ткани позади трона.
Посмотрите на этот лик - совсем молодое лицо, нежные трогательные черты, большие печальные глаза - разве не таким обычно изображают Христа? Мой сын, например, сразу сказал, что это Христос. А еще Богоматерь и Иоанн Креститель по бокам - их всегда изображают, как «молителей», просителей за человечество в сценах Страшного суда и «Христа во Славе» («Вседержитель», «Пантократор»). Если рассмотреть в большом разрешении золотой полог позади трона, мы увидим на повторяющемся орнаменте виноградные грозди и птицу, кормящую птенцов: это пеликан, который по легенде вырывал из себя куски и кормил своей же кровью своих детей - это один из древнейших символов Христа.
Описание "странного" образа жизни и выкармливания потомства пеликана я читала в средневековом бестиарии, переведенном на современный язык. Похоже, люди в старину действительно верили в эти басни. Видимо кто-то, побывав в экзотических странах, наблюдал, как кормят пеликаны детей полупережеванной пищей (рыбой, превращенной в кровавую кашу), отсюда пошла эта легенда.
Если это Христос, что же тогда делать с надписью «Саваоф»? Ответ подсказал авторитетный искусствовед Эрвин Панофски - на троне восседает одновременно бог-отец, бог-сын, и он же святой дух. Все трое сразу в одном лице. Это и есть воплощение Троицы. А что написано на нимбе, спросите вы. Это латынь: "Вот Бог, самый всесильный в его божественном величии и высокий над всеми в его сладостной милости, и самый щедрый в его безмерной щедрости".
"Царь царей и Господь над государями".
«Молодость без старости на челе, радость без страха на его стороне"
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) - ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Роскошные одежды и драгоценности художник изображал с легкостью - ведь он был придворным живописцем и имел возможность ежедневно любоваться богатым убранством окружавших его вельмож. В короне я еще рассмотрела розы и синие аквилегии; последние, как известно, символ слез и скорби Богоматери. «Я - роза Шарона, я - лилия долины!» («Песнь песней» Соломона).
Иоанн Креститель, как обычно, лохмат, однако поверх его традиционной скатавшейся овечьей шкуры накинут роскошный зеленый плащ, тоже украшенный драгоценной каймой - это очень необычно, хотя мы уже видели подобный прием в
Верльском алтаре Кампена - художник сознательно хочет облагородить лик Крестителя, чтобы он слишком не «выбивался» из торжественной композиции. Иоанн бос, но даже поясок у него украшен кокетливой кисточкой с мелкими жемчужинками на кончиках бахромы. Интересно, что книга в его руках прописана так детально, что мы можем видеть даже буквицу в начальной части текста.
Иоанн Креститель
На боковых панелях мы видим музицирующих и поющих ангелов. В
прошлом посте я насмехалась над их мимикой, указав на то, что она у ван Эйка получилась очень забавной, но многие читатели вступились за художника и ангелов, считая, что поющие персонажи всегда получаются немного смешно даже на фотографиях, просто ангелы на картине очень стараются. Готова признать - они чудесные, просто очень усердные.
Самые, на мой взгляд, впечатляющие фигуры - Адам и Ева. Это те самые многострадальные ребята, которых снимали и прятали, а потом заменяли «одетыми» в медвежьи шкуры копиями. Мне пришло в голову, что пятнадцатый век с его догмами и ограничениями не был таким уж целомудренным, как принято считать. Художники, к примеру, не стеснялись изображать Богородицу с обнаженно грудью, кормящую младенца - мы уже обсуждали это, когда рассматривали мадонн Кампена. Обнаженная натура на картинах современников ван Эйка - совсем не редкость. Адамы и Евы обычно едва прикрыты, мы видим голых грешников на картинах, изображающих страшный суд, много обнаженных людей и на средневековых книжных миниатюрах, причем иногда довольно фривольного содержания.
Единственное затруднение у северных живописцев было, видимо, с женской натурой. Если у итальянцев во времена Возрождения широко распространена была практика использовать в качестве моделей женщин легкого поведения и своих любовниц (нередко из этих же женщин), то у северян это было явно не принято. Многие их обнаженные героини обладают весьма натуралистичными чертами лица, а вот их голые тела абстрактны, идеализированы согласно вкусам того времени и явно писались не с натуры. Причем все северные красавицы если не на одно лицо, то уж точно «на одно тело». У всех у них начальные степени кахексии и мышечной атрофии, признаки тяжелого рахита, перенесенного в детстве, и примерно 6-7 месяц беременности, ну, или асцит (водянка), вызванный недоеданием.
Так и у Евы на Гентском алтаре. Правда, у нее хорошие мускулистые ноги и грудь ничего так. Есть версия, что моделью был юноша, ван Эйк списал с него то, что было можно, сгладив мускулатуру, а все остальное домыслил (может, супруга согласилась показать; да нет же, это шутка и враки - ван Эйк не женился, пока не закончил алтарь).
В руках у Евы странный фрукт, называемый иберийский цитрусом, что-то вроде лимона. Это явно не плод с древа познания, не адамово яблоко. Во-первых, Адам и Ева уже прикрыты фиговыми листочками, то есть, они яблок уже наелись и осознали, что сверкать гениталиями не прилично. Во-вторых, спутать изображенный цитрус с яблоком не возможно при всем желании.
А может, она просто вообще не могла прожить без фруктов даже пары минут. Ее из рая гонят, а она идет, плачет, но все равно норовит напоследок украдкой сорвать с ветки хоть какую-нибудь фрукточку, пусть даже и лимон! Вообще-то лимон в традиционной живописной символике означал страсть, похоть - привлекательный снаружи, но совершенно не возможный на вкус внутри. В голландских натюрмортах 17 века мы нередко будем видеть лимоны с частично срезанной кожицей - напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям. А возможно, Ева уже почувствовала признаки беременности и ей до безумия захотелось чего-нибудь кисленького? Может, и не зря ван Эйк пузо на 6 месяц Еве изобразил?
Совсем другое дело (и тело) - Адам. Он прекрасен! Его голое тело кажется таким незащищенным, он так трогательно ищет, куда деть руки, как и что ими прикрывать (Ева, кстати, не особо «комплексует» по поводу своей обнаженности). Интересно, что здесь мы явно имеем дело с реальной моделью - на щеках и кистях рук мужчины кожа более темная, красноватая - это, видимо, следы от загара на открытых частях тела модели, они контрастируют с остальной кожей, подчеркивая ее белизну и уязвимость. Голый Адам выглядит очень голым! Не зря некоторых зрителей так смущала его обнаженность. Мне в комментариях сделали замечание: "Не голый, а обнаженный", так вот это Ева обнаженная, а Адам у ван Эйка получился именно голый!
Адам и Ева изображены в натуральный рост, уклон поверхности, на которой они стоят, отличаются от угла наклона на других панелях - они словно выступают вперед и вверх из глубины своих ниш. Этот эффект подчеркивают ступни, «поставленные» на край рамы, особенно отчетливо это видно у Адама: еще миг - и он шагнет нам на встречу! Вы спросите - зачем было рисовать Адама и Еву, да еще выделять им целые отдельные створки? Не противоречит ли их присутствие основной идее алтаря? Тут все Христа славят, все нарядные такие, и вдруг эти неразумные голые люди. Как раз нет, они очень к месту; ведь они - символ всего грешного, слабого и инфантильного человечества, помешанного на своих страстях, во имя спасения которого и умер на кресте Христос.
Сценки с Авелем и Каином
Над Адамом и Евой мы видим небольшие жанровые сценки в технике «гризайль» - это жертвоприношение Авеля и Каина и убийство Авеля Каином. Если Адам и Ева блудили и пытались врать своему Создателю, то детки их уже дальше пошли!
Теперь давайте опустим взгляд ниже и рассмотрим основную сцену композиции, центральную панель. Посмотрите на окружающий пейзаж: пальмы, розовые кусты, буйная южная растительность - это явно не Нидерланды! Скорее всего, Ян ван Эйк по памяти изобразил флору Португалии, где ему довелось побывать, когда он сватал Изабеллу Португальскую для своего патрона.
Предположительный портрет Изабеллы Португальской в образе сивиллы
Предполагают, что и сама Изабелла, уже жена герцога Бургундского, присутствует среди героев - ван Эйк изобразил ее на одной из внутренних створок в образе сивиллы Кумской.
Агнец изображен на алтаре, позади которого мы видим четыре ангела, они держат орудия страстей Христовых: плеть, которым его избивали, столб, к которому его привязывали, крест, розги гвозди, терновый венец и две пики: одна, которой его закололи, другая - с губкой, смоченной в уксусе.
Слева в белых тогах - апостолы, справа в красном - мученики, на переднем плане с посохом - святой Павел
Праотцы - древние пророки, патриархи и язычники - "христиане по духу"
Перед алтарем бьет фонтан с кристально чистой водой - Вода Жизни. Четыре процессии на центральной панели: слева внизу - праотцы, пророки дохристианских времен, предсказавшие приход Мессии среди них, как ни странно, поэт Вергилий в белых одеждах.
Вергилий
Слева вверху - процессия первосвященников в праздничных одеждах. Справа внизу - апостолы и мученики в одеяниях для литургии (пальмовые ветви в руках - символ мученичества), справа вверху - девы-святые мученицы, каждая со своим традиционным атрибутом.
Процессию дев возглавляют святая Агнесса с ягненком, святая Варвара с башней (мы про нее уже знаем, видели ее у Кампена), святая Катерина и святая Доротея с розами.
Первосвященники
Воинство Христово.
Эта картинка у меня есть на обложке книги про орден Иоанитов. Рыцари в латах немецкого образца, в облачении госпитальеров. Я
про них писала после путешествия на Родос.
Отшельники
Процессию пилигримов возглавляет святой Христофор - покровитель путешественников
Закрываем алтарь? На внешних створках тоже есть на что посмотреть.
Самые «цветастые» - донаторы. Повторюсь, это Йос ван Вейдт и его жена Изабелла Борлют. Они были представителями среднего класса, но очень, очень богатыми, чего не скажешь по их довольно скромным одеждам. От аристократов (иногда менее состоятельных) подобных богатеев отличало отсутствие больших земельных наделов в собственности, однако они и так себя неплохо чувствовали. Йос был очень уважаемым человеком, позднее даже стал бургомистром. Немолодая пара была бездетна, они понимали, что за них после смерти некому будет молиться. Это, по-видимому, была одна из причин, по которой они заказали алтарь.
Алтарь в закрытом виде
Донаторы обычно не были такими себе филантропами, которые думали, как бы еще украсить церковь и облагодетельствовать своих сограждан (и потом дать работу искусствоведам); в первую очередь они пеклись о спасении своих душ. Ведь люди, преклонявшие колени перед алтарем и возносившие горячие молитвы богу, не стали бы говорить: «Господи, а вот этого лысого мужика с физиономией, похожей на недожаренный блин, я не имел в виду!», молились и за донаторов заодно.
Изначально арки на заднем плане сцены Благовещения планировалось сделать совсем другими, это видно на инфра-красной фотографии.
Также мы можем видеть сцену Благовещения, иконографию которой мы подробно разбирали на
примере работ Кампена. Не исключено, что Ян ван Эйк видел "Благовещение" с Меродского алтаря Кампена, это повлияло на композицию его "Благовещения". Правда, у Кампена герои помещены в уютный бюргерский интерьер, а персонажи у ван Эйка явно в часовне храма. Мистический характер подчеркивает и особый цвет и свет в картине, словно все происходит в золотистые предзакатные часы.
Мы видим традиционную лилию в руках архангела, белого голубя-святого духа, спускающегося на Марию, таз и чайник-рукомойник, символизирующие чистоту. Надпись возле Марии обращена снизу-вверх, чтобы Господь с небес мог читать ее, она гласит: «Я слуга господа!». Присутствие лилий в сцене Благовещения само по себе чудесно, ведь происходит все 25 марта, а лилии в это время еще не цветут.
Во всей этой композиции знатоки усматривают сильное влияние старых готических традиций - некоторая условность сюжета и изображенных фигур. Интересно, что здесь пейзаж за окном уже «местный», это вид фламандского города. Арки изначально планировались другими, похожими на те, что у донаторов, но потом ван Эйк изменил композицию.
Напомню, что до переименования собор святого Бавона был посвящен святому Иоанну. На алтаре сразу два святых Ионанна - Креститель и Богослов, они выполнены в технике «гризайль», «серое на сером», только здесь получилось «коричневое на сепии». Ян ван Эйк сознательно не стал делать тон каменно-холодным, чтобы эти створки больше гармонировали с остальными, ведь сцена Благовещения написана не в «гризайли»; цвета бледноваты, но вполне естественны. Если фигура Иоанна Крестителя вполне узнаваема - ягненок на руках, овечья шкура в качестве одеяния, то с атрибутикой второго Иоанна некоторые вопросы: почему чаша со змеями в руках?
Иоанн Богослов
Оказывается, когда Иоанн стал последователем Христа, с ним стали твориться чудеса, и врагов среди язычников он нажил немало. Один из жрецов храма богини Дианы решил отравить нескольких врагов своей веры, как он считал. Он поднес Иоанну чашу с ядом, от которого накануне почти мгновенно умерло несколько человек, но на Иоанна яд не подействовал, он даже не занемог.
Еще мы можем видеть сверху двух сивилл (Кумская и Эритрейская) и двух пророков. Мне очень нравится тот, что в шапке-ушанке.
ПС.
А еще у меня для вас подарок: ссылка на
чудесный сайт, услышала о нем в лекции Виды Хулл. Здесь вы можете рассмотреть Гентский алтарь не только в мельчайших деталях, но ещё и его рентгеновское, инфракрасное и рефлектографическое изображение. Это такой гуманитарный проект 2010 года совместный с фондом Гетти. Даже подробный анализ древесины там выложен и много еще чего другого. Просто молодцы невероятные. Они там разрешают бесплатно пользоваться изображениями, если это надо для обучения, так что если вас спросят, если что - вы студенты-искусствоведы, а я - ваш преподаватель, не «сдавайте» меня!
Софи де Поттер делает инфракрасные изображения фрагментов алтаря
Взято
ЗДЕСЬ Еще есть интересный
сайт на английском языке, там подробно описано, как в 1834 году сперли две створки ("Иоанн Креститель" и «Процессия праведных судей», а потом похитители требовали выкуп, и "Иоанна" выкупили, а «судей» так и не нашли. А потом через много лет один житель Гента, умирая, на исповеди признался, что украл створку и спрятал в стол, но где - так и не понятно. Довольно занятно, я там пару фотографий «слямзила». Можете туда наведаться, и «гугл-транслейт» вам в помощь!
Ну да, вот так много у меня получилось. Кратко можете в «Википедии» читать, кому не нравится.
Спасибо терпеливым!
Видео-версия
ЗДЕСЬ. Информацию беру в книгах, интернете, лекции
dr. Vida Hull в ютубе.