В плену иллюзий

Jul 09, 2014 02:02



Зрительная иллюзия "Пульсирующая картина"

Пост из серии «побухтеть» и «музыкойнавеяло»; если лень читать, посмотрите хоть картинки.

Мировоззрение индивидуума не может существовать без определенного набора привычных условностей и удобных иллюзий. Это помогает нам воспринимать окружающую действительность и, как нам представляется, понимать ее. Стереотипные представления защищают от осознания беспощадности времени, например, и неизбежности перемен, облегчают самоидентификацию и возводят надежные стены вокруг нашей зоны комфорта. При этом, если сами мы с легкостью безотчетно отказываемся от своих прежних представлений, то на поползновения на них извне реагируем бурно и агрессивно. Людей, чья точка зрения не совпадет с нашей, мы готовы убить самым жестоким образом, подвергнув предварительным кровавым пыткам. А ведь оппонент всего лишь защищает свою собственную уютную зону комфорта, свои личные шаблонные воззрения. Он не убил нашу кошку и даже не сжег наш дом (за вислопузых сыновей тех, кто жег дома наших отцов, мы теперь стремимся выскочить замуж, чтобы если не «кирхе», то хотя бы «кюхе» и «киндер»).



Где-то украла в Интернете. Вблизи - девушка идет по улице, издали - портрет мужчины (Маяковский?)

Аттавистические механизмы защиты нашего организма, формировавшиеся тысячелетиями существования человечества, срабатывают безотказно, хоть и не все они сейчас уже нужны в полном объеме. Враг потерял клыки и когти, он уже даже не таскает с собой дубину и каменный топор, а просто сидит, лысоватый и сытый, перед своим монитором и набирает своими короткими пальчиками всякую возмутительную чушь, призванную разрушить наши уютные и, несомненно, единственно верные представления об истинном положении вещей. Однако сама природа подсказывает, как нужно поступить с обидчиком: адреналин заставляет закипать нашу кровь, ярость стучит в висках, хрипловатый воинственный вопль рвется из горла, а ладонь сама собой сжимается в кулак, даже если вы - 52-летняя дама-профессор, за спиной у которой на ковре возятся двое внуков.

Интересно, что если даже мы в чем-то уверенны как-то так не совсем, даже слегка не уверенны, примерно 60/40, то стоит возникнуть спору на эту тему, наша уверенность в ходе дебатов растет просто в геометрической прогрессии. Нас самих в нашей правоте убеждает и укрепляет лучше всякого взвешенного научного аргумента тот факт, что кто-то посмел иметь другое мнение и попытался нам его навязать. Разве это не феноменально?



Ганс Гольбейн. "Послы (с искаженной перспективой черепа)", 1533

Что должно произойти, чтобы наши воззрения и убеждения изменились? Почему спорные факты из серии ОБС («одна-баба-сказала») беспрепятственно диффундируют в наше сознание и конгруэнтно встраиваются в нашу систему ценностей, а другие, пусть подтвержденные, казалось бы, неоспоримой аргументацией, отвергаются ею, как вредоносное программное обеспечение эффективным антивирусом?

Что влияет на это? Традиции, впитанные с детства? Принцип «куда люди - туда мы»? Усвоенные с младенчества комментарии родителей во время просмотра телепередач - наверняка, наше мировоззрение в какой-то мере зависит от того, какие именно передачи при нас смотрел папа и что он при этом восклицал?



"Наша Раша". Сергей Светлаков в роли разговорчивого теле-зрителя из Таганрога Сергея Юрьевича Белякова

Непоколебимый авторитет учителей, заложивших платформу наших системных знаний? К примеру, свинцовый авторитетище моей первой учительницы Надежды Ивановны. Как я уже теперь понимаю, она всей душой ненавидела нас, первоклашек. Приехав в юности из очень-очень провинции, она мечтала, наверное, поступить в театральный или, на худой конец, на юридический, а поступила туда, куда получилось. И мы, толпа шумных несмышленышей, постоянно напоминали ей об этом печальном крушении надежд. И еще вспоминается учительница русского языка в старших классах, несчастная озлобленная баба, которая между уроками бегала через дорогу домой кормить мужа-паралитика. Никогда не забуду, как она зачитывала перед классом мое сочинение «Художница-осень»: «Ну, Леночка у нас опять нафантазировала!» - и презрительно выпяченная губа. Отклонение же от «Дидактических материалов» Министерства образования СССР 1974 года!



Ручной боди-арт Гвидо Даниэле

Как бы нам не хотелось выглядеть прогрессивными любителями инноваций, на самом деле наша инновативность ограничивается лихорадочным приобретением сменяющих друг друга все более «навороченных» гаджетов и просмотров фильмов со все более «продвинутыми» спецэффектами. А еще очень для нас важно - будем ли мы «в тренде», если наша сумочка (тьфу-тьфу-тьфу, не дай бог!) будет по цвету гармонировать с туфлями? И речь! Следите за речью! Надо точно знать, когда говорить «как-бы», а когда это станет не комильфо, когда к месту и не к месту начать использовать прилагательное «фееричный», а когда перейти на приставку «мега-». Контролируйте эти вещи, и тогда никто не скажет, что вы консерватор.



3D картина на асфальте

Мы с удовольствием наблюдаем за изменениями картинки вокруг нас, все более усложняющейся, однако рамки нашего самовосприятия и понимания действительности стойки и незыблемы. Наше левое полушарие исправно раскладывает информацию по полкам и трамбует ее в шаблоны и застывшие схемы. Так ею удобнее пользоваться, как в компьютере: если в «Моих документах» 12 000 файлов, их, наверное, стоит как-то классифицировать и распихать по папкам, а не хранить в куче. А часто мы эти папки «чистим», перемещаем файлы из одной в другую, от каких-то отказываемся и удаляем, другие переносим на «рабочий стол»? Да легче компьютер сменить! Жаль, с головой так нельзя. Ну, не любим мы перемен! Так в нас все устроено. Синапсы наших очень нервных систем привыкли синтезировать привычный набор нейропетидов в ответ на то или иное раздражение извне, мы сами их к этому приучили - ну, как с ними бороться? И зачем бороться?! Легче на «раздражения» отвечать все теми же привычными шаблонами: «Я не могу без сладкого!», «У меня нет способностей к языкам!», «У меня не получается бросить курить» - список можно продолжать до бесконечности, но суть одна: «Отстаньте! Я ничего не собираюсь менять!».



Живописная работа Камилы Энжел "Сова"

Если вам сытно, комфортно и скучно - это скорее всего благополучие и процветание на вас напало. Это вы как раз в той привычной зоне комфорта, к которой так стремились. Пассионарии, помешенные на благотворных переменах и тянущие за собой все человечество, толпами объявлялись после всяких там темных веков, голодных лет и смут, когда по-старому жить уже никак было не возможно. А когда у 80% населения лишний вес - это либо Ямайка (в одном посте прочитала), либо ваши сограждане страдают процветанием. Тут никакие пассионарные взрывы не возможны. Обычные, как показала практика - вполне.

И вот еще сложная штука - понимание произведений искусства, а понять до конца его не так легко, так как все искусство - великая и прекрасная иллюзия. Вроде, на хлеб его не намажешь, однако тяга к нему непреодолима! Люди, абсолютно в нем не разбирающиеся (а таких подавляющее большинство, так что не будем особо комплексовать), выстаивают мавзолейные очереди на пафосные выставки. Сама такая! 2 года назад в Москве более двух часов стояла на 15- градусном морозе, чтобы посмотреть Караваджо. После выставки мои истинные впечатления (только никому не говорите!) сводились к трем пунктам:
-Круто! Похоже он людей рисовал!
-Круто! Я это картинку в книжке видела!
-Очень жалко того плачущего дядьку, который Иисуса с креста снимал.



Микеланджело Маризи да Караваджо "Снятие с креста"

Уверена на все сто, спроси 85% людей из той очереди, зачем они тут стоят, а потом по полчаса торчат с умным видом у каждой картиной и восхищенно цокают языками, если добиться от них откровенного ответа, сказали бы: «Дык, Караваджо же ж!». Может, несколько человек из тех, кто смотрит иногда «другое кино», расскажет, что Караваджо был немножечко гей и рисовал везде своих любовников (кстати, у «Юноши с корзиной фруктов» толпилось больше всего народу), и ведь интересно же посмотреть на первого практически легализовавшегося пропагандиста гей-культуры. То, что это художник, совершивший самую настоящую революцию в живописи, дерзко используя контрастную светотень, что стало его «фирменным» стилем, шокировавший современников тем, что не боялся изображать «вульгарные» сюжеты, до сих пор являясь непревзойденным «режиссером-постановщиком» сюжетной живописи - это вам скажут единицы. И то, что за ним потянулась целая толпа последователей, которых со временем назвали «караваджистами». И что даже в отдаленной Голландии организовалась группка художников, перенявших его необычный для своего времени стиль - «утрехстские караваджисты».



Портрет в технике гиперреализма и сама маленькая модель

Искусствоведы, конечно, будут долго и очень нудно распространятся по этому поводу. Однако, вряд ли об этим знают те, кто выстоял очередь, только чтобы в понедельник в офисе небрежно бросить коллегам: «Ходили на Караваджо» - точно тем же тоном, что и «Ходили на Задорнова». Не обижайтесь, повторяю - сама такая! Если бы меня внезапно не «двинуло» на живописи примерно год назад, так бы и говорила до сих пор: «Дык, Караваджо же ж!». Где-то в статье про эту выставку видела выражение: «хрестоматийный Караваджо». Хрестоматийный - значит, обязательный к изучению и постановке некой «птички» в виртуальной зачетке (но совсем не обязательный к пониманию). Вот поэтому и стоим на морозе!

В многоэтажном запутанном лабиринте нашего сознания где-то на том же этаже, где «Шоппинг», но только намного, намного дальше по коридору, дверей через 10 после вывески «Киношки», есть редко открываемая комната «Всякие картинки и вообще культурная жизнь». Там мы храним обрывки знаний, случайно зацепленные нашей памятью еще в школе или при перелистывании журналов типа «Вива-Биография» (ну, знаете, там еще изредка очень подробно описывается, кто из художников с кем спал, хотя про артистов чаще). Где-то там, на верхней полке и валяется скомканный обрывок с надписью «Караваджо», кусок промокашки «Микеланджело» и выдранная из тетрадки страничка «Леонардо да Винчи» (этому повезло - на бумажке и имя, и фамилия, у тех других - у одного только фамилия, у второго - имя). И еще там можно найти по паре репродукций картин или скульптур, созданных общепризнанными гениями: у Леонардо - «Джоконда», у более «продвинутых» - еще «Дама с горностаем», у Микеланжело - Давид, кажется. Караваджо - о! Этого мы знаем, были на выставке.



Леонардо да Винчи. "Мона Лиза" ("Джоконда"), 1503-1505

И еще Тициан там есть; точно работы не помним, но так цвет краски для волос называется. И обязательно почти у каждого в «культурном чулане» на видном месте висит средненькой полиграфии календарь «Сальвадор наш Дали». А еще здесь в темных закутках прячется наше реальное отношение к некоторым шедеврам, к «Джоконде», например, («И что тут хорошего?! Все коричневое, какая-то толстая уродина с лысыми бровями…»). Все эти артефакты довольно ветхие и выцветшие, в этой душной кладовке храниться только одна более-менее прочная вещь - иллюзия, что мы культурные и всесторонне образованные люди. Причем, умение пользоваться смартфоном поддерживает эту иллюзию гораздо надежнее.



Сальвадор Дали "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера"

К искусству мы потом еще вернемся, давайте посмотрим, какие еще есть иллюзии.

Бывают иллюзии опасные. Например: «Этот КАМАЗ еще далеко и он медленно едет». Или: «Если я прыгну в вольер к тигрице, она меня не съест, потому что Бог меня спасет» (реальный случай в Киевском зоопарке, произошедший несколько лет назад. Как вы понимаете, иллюзия оказалась всего лишь только иллюзией). Опасная, но не смертельная иллюзия: «Я - важный специалист, поэтому без меня здесь все завалится и все сразу разбегутся». Интересно это лестное заблуждение тем, что чаще всего сочетается с не совсем адекватным профессиональным поведением, заканчивающимся вышвыриванием «ценного специалиста» из компании. Кстати, случаев таких наблюдала (и даже участвовала в качестве «специалиста») массу, но ни разу не была свидетелем того, чтобы всё развалилось и все разбежались.



Доменико Ремпс картина-обманка "Кабинет древностей"

Есть иллюзии приятные: «Она меня любит совсем не из-за денег, а потому что я - няша!». Еще: «На меня все смотрят не из-за идиотской шапки, а потому что я красивая и выгляжу мило и задорно!». В сообществе «май лук тудей» иногда такие проскакивают, там эти иллюзии с радостью лелеют и всячески поддерживают многочисленные комментаторы. Или еще, очень распространенная: «Он будет любить меня всегда, поэтому ничего, что я немножечко набрала вес и перестала краситься». Хорошо ведь, когда человеку приятно и спокойно, да только расставаться с такими иллюзиями очень больно! Девушки, не верьте его словам: «Я тебя буду любить любую!». Пусть он в данный момент сам в это верит, но это всего лишь еще одна иллюзия!



Корнелис Сафтлевен. Обманка с котом. 1666

Еще одна распространенная иллюзия, весьма странная и практически не поддающаяся коррекции, видимо, она прочно заложена где-то в подсознании самой природой: «Я всегда буду таким (-ой) молодым (-ой) и красивым (-ой)!»; все в той же «мозговой многоэтажке» в большой такой светлой комнате это прочно прибито гвоздями к стене рядом с «Я никогда не умру, потому что не хочу об этом думать!». Этот путь проходят все: сначала «Я совсем старик, мне уже 27!», а потом: «Мне 65, но я еще о-го-го!». Это тоже очень «бОльная» иллюзия. Ты скачешь по ночным клубам, запивая сигареты флюоресцирующим коктейлями, а потом прекрасным летним днем вдруг обнаруживаешь, что на тебя перестали смотреть мужчины. Уже не только молодые, а все. А что там так противно шлепает по животу в районе пупка? Милочка, да это твоя собственная грудь! Единственное, что весьма отрадно - ужасную сосудистую сетку на коже некогда прекрасных лодыжек уже почти не видно, потому как зрение сильно испортилось. Правда, можно чем-то заняться, анализом доли рынка, например, и вообще туда не смотреть. Пусть ваш хирург смотрит, ему за это деньги платят.



Ганс Бальдунг "Три возраста женщины и смерть", 1509

Есть иллюзии смешные. На вскидку, к примеру: «Жизнь удалась!». Сайт «Одноклассники» - воплощение этой иллюзии. Некоторые искренние люди даже не пытаются это как-то завуалировать, так и пишут в статусе или под фотографиями: «Жизнь удалась!». Никто, правда, при этим не добавляет: «Жалко, что закончилась». Разве не на смертном одре имеет право человек сделать такое заявление? Разве не в перерывах между предсмертными хрипами уместны эти слова? Когда мы прожили 95 лет, вырастили, того, кого надо, посадили и построили то, что положено, а теперь пора закругляться? Или как? 32 года - и уже все ясно? Не слишком ли смелый прогноз?

Другие на сайте не такие - они тоньше и скромнее, поэтому призывают нас читать между срок. Вернее, между фотографий. «Мы с Солнцем в Мариуполе в 2008 году (профилакторий «Металлург»)»; «Я и мой «конь»» (о «Ланосе» идет речь, если что, не о муже). А дети! Разве не в них смысл жизни?! Родить ребенка и отправить его в ясли - вот же, удалась же жизнь! И фотоальбом с 189 снимками: «Утренник у малого в саду». Женщины, миленькие, вы что, правда верите, что кто-то это смотрит?! Еще одна иллюзия: то, что мило, дорого и интересно нам, так же интересно и другим.



3D татуировка на ноге девушки

У меня она тоже была, когда я была «новичком» в ЖЖ и удивлялась, что у меня мало читателей. Думала - слабо «пиарюсь», потому как не скромно это как-то. Придет время, и вместе со мной упиваться стилями исторической архитектуры станут десятки тысяч читателей! Довольно быстро до меня дошло, что народ в ЖЖ ходит по трем основным причинам, которые можно условно обозначить, как «три ПО»: «ПОржать», «ПОругаться», «ПОвыпендриваться» (я к третьей категории ближе всего). Еще есть категория: «Не с кем поговорить». Очень грустная, встречается как изолированно, так и в совокупности с одним из «трех ПО». Кружки по интересом, где собираются люди с похожими диагнозами («острая пароксизмальная любовь к изобразительному искусству», например, - один из моих), крайне малочисленны, они пугают отталкивают «здоровых» людей.



Джузеппе Арчимбольдо. Картина-перевертыш

А «Одноклассники» - да и бог с ними. Не вывешивать же, в конце концов, фотографию «Коллекторы выкидывают меня с семьей и мебелью из «двушки» на Бажана», или "Машуня прислала "передачу"", или «Меня с переломом ноги осматривает пьяный травматолог в Больнице Скорой Помощи»! Прям даже жалею, что профайл свой удалила - даже скучно без водопадов позитива и комплиментов кавказцев!

Ковырнула историю искусства на стыке готики и ренессанса. Мало того, что народу тогда в Европе в несколько раз меньше жило, а художников вообще горстка была, это вам не голландский Золотой век, так еще и пять веков прошло - войны, катаклизмы и все такое! До нас дошло сотни три изображений северного ренессанса и хорошо если тысяча - итальянского. Ну, еще примерно половина по чердакам и подвалам бывших членов НСДАП пылится. Так поди ж ты! Историки искусств все это по костям разобрали, классифицировали, атрибутировали, тома диссертаций понаписывали, да еще и перегрызлись между собой, защищая свои версии-иллюзии от уже известных нам врагов. Ван Эйк с Кампеном, наверное, очень удивились бы, если бы узнали, что их здоровую конкурентную борьбу за заказчика назовут через несколько столетий «истоками Северного возрождения».

А может быть, для большинства из нас все это так невыносимо скучно только потому, что специалисты так яростно обороняют свою профессиональную территорию, прикрываясь нудными классификациями и заумными терминами?». Они же тоже не хотят ничего менять, пусть их воззрения давно покрылись пылью и плесенью. Вот в наших головах и сформировался шаблон, подкрепленный не всегда талантливыми экскурсоводами в музеях: «Вся эта история искусств - для историков и искусствоведов». Прочитала у кого-то комментарий девушки, получившей художественное образование: «Наконец-то нормальная подборка, а то у меня этой историей искусств еще в «художке» мозг вынесли!» Уважаемые педагоги, что же вы наделали?! Никогда не поверю, что о таких захватывающих вещах нельзя рассказать интересно! И даже из журнала «Вива-Биография» можно кое-что взять. Совсем чуточку. Надо же, наконец-то, окультуривать население!
Давайте же избавляться от вредных иллюзий (по секрету - они все вредные!). О том, что поздно учиться, да и не за чем - и так все понятно с этой Вселенной. О том, что наша жизнь серая и в ней больше не будет ничего интересного, и что интересное - где-то далеко и нам до него не дотянуться. О том, что перемены к лучшему не возможны. Даже десятилетнее пузо можно убрать при желании; честное слово, я проверила и все получилось! Правда, при этом у меня пару дней назад опух голеностопный сустав, но это в условии задачи не оговаривалось.



Еще один набившая оскомину хрестоматийная работа. Т. Яблонская "Утро", 1954

Может быть, я прямо сейчас разрушу один ваш стереотип, многолетнюю иллюзию, что эта картина, по которой в школе заставляли высасывать из пальца" сочинения - приевшаяся и до боли знакомая, и ее невозможно воспринимать по-другому. А может, возможно,  если вы узнаете о ней несколько фактов:
-Это дочь художницы Елена Сергеевна, по мужу - Бейсембинова. Вот она:



-Будущий муж заочно влюбился в нее еще подростком, увидев на картине. С мужем она до сих пор живет в Алматы, оба художники.
-Сама Яблонская терпеть не могла "Утро", называя картину "противной и антиживописной".
-Зарядку девочка делала в киевском доме на углу Красноармейской и Саксаганского, художница с семьей жила здесь в "коммуналке" над ювелирным магазином. Насколько я понимаю, вот в этот дом (справа), обещаю при случае уточнить:



Кому интересно, про Лену еще ЗДЕСЬ можно прочитать.

Ну вот, видите, как просто!

И еще пользуюсь случаем, и говорю: спасибо вам огромное, мои дорогие соседи по палате, за то что заходите сюда и читаете весь этот мой бойкий бред! Я всех вас люблю!

И да, если кто хочет поделиться, от каких иллюзий удалось избавиться в жизни, просим!

разное, буддизм, музыкойнавеяло

Previous post Next post
Up