О чем же еще писать в Рождество, как не о храмах!
С праздничком всех!
Собор Парижской Богоматери. А не разобрать ли нам его по косточкам?
Ну что, продолжим?
Подобных «словарей» и «энциклопедий» я видела немало, но интересных среди них почти не встретишь обычно это нудноватые «сухие» справочники. Попробуем все же найти в этом что-нибудь занимательное! Сама я вместе с вами займусь самоликбезом.
Эволюция готического окна (сверху вниз, слева направо)
Немного
о готике мы уже поболтали и уяснили некоторые региональные ее особенности. Кроме того, что я вам уже рассказала, знаю я мало, так что будем вместе постигать.
Готических соборов я видела немного - в Праге да в Вене, уже говорила. Теоретически могла видеть в Кракове, но я тогда еще не интересовалась ни готикой в частности, ни архитектурой вообще. Более того, только сейчас я узнала, что цеквушка в городе моего детства Эберсвальде-Финове тоже готическая!
Дорогой моему сердцу Эберсвальде-Финов, город детских снов. И готическая церковь 14 века
Она была построена в 1333 году и является типичным образцом кирпичной немецкой готики! Кроме того, немецкая Википедия утверждает, что колокольня собора самая высокая среди церквей такого типа. А я чуть ли не каждый день ходила мимо в течение шести лет и ничего такого не подозревала! Вот почему, оказывается, мне так нравится готика!
Но мы отвлеклись от нашей азбуки. Приступим.
Арка. Знакомое слово, готические строители не были первооткрывателями арки. Первыми арку стали использовать строители еще в Междречье, а подхватили их почин римляне. Они очень широко применяли ее, где только возможно. Из римского зодчества арка перекочевала в романское, а затем и в готическое. Считается, что в готике использовались только стрельчатые, изломанные проемы, однако встречаются и полуциркульные, более свойственные для романских зданий. В ранней готике можно видеть и комбинации. Хотя, конечно, стрельчатая арка - самый яркий и типичный признак готического стиля. Арки служили как опорой, так и украшением - красиво же, правда? . В готике арки и аркады - очень частое явление; более того, это основа каркасной системы архитектуры.
Стрельчатая арка, собор Сен-Жермен Лосеруа, Париж
Стрельчатая арка могла выдерживать гораздо большие нагрузки, так как вектор был направлен более вертикально вниз, тяжесть словно соскальзывала на опору. В основе крестово-нервюрного свода лежал подобный же принцип, но об этом мы поговорим позже.
Следует добавить, что и дверные, и оконные проемы по верхнему краю оформляли таким же образом - в виде наконечника стрелы. Это создавало особую гармонию и подчеркивало устремленность вверх, к небу.
Стрельчатые готические окна разных стилей - ранняя, лучистая и пламенеющая готика (слева направо)
Аркада. Здесь все понятно - ряд арок. Аркады из единичных, а иногда и сдвоенных арок украшали трифории, хоры, эмпоры, галереи. Чем больше арок, тем более подчеркнута «сетчатость» пространства, схожесть интерьера с загадочным лесом с его устремленными ввысь стволами и переплетенными ветвями.
Не сложно заметить, что в основе организации внутреннего пространства готических соборов лежит аркада. Узор на окнах справа видите? Это массверк в "пламенеющем" стиле. А что-то вроде пробочек в потолке? Это замковые камни.
Аркатура. Это тоже аркада, только «ложная». Арки слепые, как бы прислоненные к стене. Аркатурами украшали как наружную часть стены, так и «внутренности» собора.
Аркбутан. Очень, очень важная штука! Я уже о ней писала - это наружная подпорка, смахивающая на конечность краба. Такая полуарка, упирающаяся в стену; выглядит эффектно, но немного зловеще. Аркбутаны - самый типичный признак готического собора, хотя в рудиментарном виде применялись еще римлянами. Они могли упираться на опоры, уходящие в фундамент, а могли возлежать поверх контрфорсов. Аркбутаны обычно пристраивали со восточной стороны. Они решеткой окружали апсиду и деамбулаторий, так как именно эта часть собора обычно была самой светлой и легкой. Здесь устанавливались огромные окна, площадь каменных стен была минимальной, поэтому необходима была поддержка извне. Эта часть собора, восточная, была "непарадной", в отличии от западного фасада, у Нотр-Дам-де-Пари, к примеру, она выходит на реку. Поэтому и на старых гравюрах охотнее изображали западный фасад с парадными порталами.
Аркбутаны, собор в Осере
Аркбутаны, Нотр-Дам-де-Пари
Архивольт. Тоже не готическое «изобретение», однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. А что это? Это такой слоистый ободок вокруг врат, многочисленные складки, украшающие портал. Их делали и в романских храмах, но там они все-таки были поскромнее. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором.
Архивольт в разрезе.
Портал храма Сен-Андре в Бордо. Видна система архивольтов, украшенная скульптурами, и прекрасный надвратный тимпан.
Астверк. Это из немецкой готики. И слово немецкое, у них много было всяких «верков»: от Ast - "сук, ветка" и Werk - "работа". Это особый вид готического орнамента в виде переплетенных сухих ветвей. Такое «украшение» отражало символику тернового венца. Поначалу этот мотив использовался в архитектурном декоре, а затем перекочевал и в ювелирное и декоративно-прикладное искусство.
Астверк
Вимперг. Красивая штучка - конический щипец, остроугольный такой треугольник над порталом или окном, часто украшенный лепниной. Такой можно видеть, к примеру, над западным фасадом Нотр-Дам-де-Пари, и над порталами Буржского собора и еще много-много где.
Вимперг
И еще
Целых три в виде короны
Вимперг, венчающий портал Страсбургского собора
Ещё вимперг
Замковый камень. Ударение на втором слоге, а не на первом. Это важная деталь стрельчатой арки (см. на картинке), а затем и нервюрного свода). Именно в замковый камень упираются ребра свода, например, он берет на себя нагрузку. Поначалу он был просто камнем, не особо эстетичным, но затем его стали украшать и оформлять в виде цветов, розеток, всяких свисающих штуковин и т.п., так что со временем замковый камень стал довольно эффектной штучкой.
Замковый камень. И еще разные:
И еще замковые камни в разных интерьерах:
Шартрский собор
Честерский собор
Капелла. Часовня по-нашему. Ограниченное чем-либо пространство, уединенное местечко для молитв, посвященное какому-либо святому и/или служащее местом погребения какой-либо знатной особы или опять же святого. Что-то вроде православного придела. Нередко такие "закуточки" размещали в восточной части собора, неподалеку от алтаря. Если смотреть снаружи на собор, они образовывали что-то вроде короны с выпуклостями (посмотрите последнее фото предыдущего поста, там это хорошо видно). Это так и называется - венец капелл. Мы говорили с вами о королевской усыпальнице в Сен-Дени, так вот там собор почти весь состоит из капелл.
Капелла в Лиможе
Капелла Бурбонов в Лиможе
Капелла Генриха Седьмого
Капелла в Манте
Капелла в Солсбери
Королевская капелла в Бро.
Рассматривая эти картинки, вы уже сами можете узнать и назвать некоторые элементы.
Капитель. В романских храмах, если помните, поначалу капители колон вообще не украшали - были они цилиндрическими или кубическими - скукота, да и только. Затем спохватились и стали декорировать их всяческими красивостями, скульптурами святых, в основном. В готические времена уже развернулись вовсю! Одним из самых популярных мотивов был лист аканта (растение такое, «медвежья лапа еще называется), а также виноградные грозди, цветы и все те же святые.
Разные виды готических капителей
Контрфорс. Вертикальный выступ стены, подпирающий ее снаружи. Мог быть самостоятельным, а мог составлять общую систему с аркбутаном.
Собор в Сен-Дени. Видно, как аркбутаны опираются на контрфорсы.
Консоль. Выступающая из стены конструкция, служащая опорой, карнизом для чего-то. Тоже обычно богато декорировалась, да так, что со временем ее утилитарная функция стала вторичной, консоль нередко была «ложной» и служила просто украшением.
Краббы. К десятиногим ракообразным никакого отношения не имеют. Это такие загогулины, смахивающие на ряд запятых, которыми украшали разные архитектурные детали. Благодаря им, любая линия становится похожей на гребень дракона. Может быть, благодаря краббам (и химерам, конечно) готика обычно невольно ассоциируется с чем-то зловещим.
Весь этот вимперг окаймлен краббами
Крестоцвет. Вот уж точно символ готики, не отнимешь! Очень симпатичная деталь декора в виде цветка… правильно, крестоцвета. Ею венчали верхушки вимпергов, шпили, фиалы. Ни с чем не спутаешь!
Всяческие крестоцветы
Леттнер. Перегородка, отделяющая клирос, место, куда можно входить лишь священникам, от остального пространства церкви. В готических соборах его украшали в соответствии с остальным убранством храма. В православных храмах его роль играл иконостас, правда, литтнер был всего лишь перегородкой, хоть и богато украшенной, а иконостас - одно из самых святых мест в православном храме. В ранних христианских храмах алтарная преграда была низкой, без икон. Она больше была похожа на леттнер.
Леттнер собора Сент-Николас в Диксмёйле, Бельгия
Массверк. (иногда еще с одним «с» пишут). Особый готический плетеный орнамент, которым украшали верхнюю часть окна. В зависимости от доминирующего стиля, орнамент имел самые разные формы, нередко - довольно вычурные: языки пламени во времена «пламенеющей» готики, крестовидные цветы, окружности и «сердечки» и т.д.
Нервюры. Звучит непонятно, да и выглядит непривычно. Это знаменитое ребро крестово-нервюрного свода - небольшая трабекула в сложном организме готического свода.
Целая куча массверков:
Баден-Вюртенберг, монастырь Бебенхаузен
Массверк из Гёттингема
Массверк Йоркского собора
Массверк церкви аббатства Эдбург
Массверк церкви в Альтенберге, Германия
Нервюры - ребра, каркас; распалубки, их соединяющие - паруса. Сначала нервюры были простыми - крест-накрест. Со временем переплетение нервюр становилось все сложнее, они были организованны по-разному в каждом соборе. Британцы любили пучки нервюр, во Франции переплетения нервюр нередко были похожи на паутину.
Нервюры.
Тут стащила
Каркасная система готического собора
Схема кладки готического свода (
ЗДЕСЬ взято)
Очень много видов нервюрных сводов:
Англия
Англия, Венсминстер
Бристоль
Вустер
Колермон (и литннер видите?)
Нуайон
Аббатство Фонтхилл
Кембридж. Капелла Королевского колледжа (пучки нервюр)
Карлиоль
Толедо, Сан-Хуан
Солсбери
Севилья
?
?
Бурж
Пинакль. Небольшая такая псевдо-башенка, узенькая и вытянутая. Путаю ее с фиалой, но пинакли - это сама башенка, а фиал - ее навершие. А сверху это все обычно венчает крестоцвет. На самом нередко можно видеть краббы - о них вы уже знаете.
Пинакль. И ещё:
Портал. Про тимпан и архивольты с вимпергом читали? Вот все это вместе с дверями и еще целой кучей архитектурных излишеств составляло портал. Одна из самых эффектных и ярких частей наружного декора готического собора. Нередко на одном фасаде красовались сразу три роскошных портала, как, например, в Соборе Парижской Богоматери или в Шартрском соборе.
Вот такие разные порталы
Роза. Тут все просто - круглое готическое окно. Каждый уважающий себя собор имел розу. В кружевные промежутки вставляли цветные стекла, через которые внутрь храма проникали разноцветные лучи света, и настоящие розы завидовали этой красоте!
Рыбий пузырь. Так неромантично назвали практичные немцы один из видов готического орнамента. Англичане похожий орнамент называли более возвышено - «пламенеющий» стиль.
Орнамент "рыбий пузырь"
Тьерсерон. А также ожива, лиерна и щековидная арка. Это совсем уж высший пилотаж, но вдруг вам пригодится - блеснете в офицерском собрании. Речь идет о названии разных типов нервюр в системе крестово-нервюрного свода. На картинке более понятно:
Взяла
ТУТ Тимпан. Когда квадратные двери вписывали в полуциркульную арку портала, возникал вопрос - что делать с полукруглым кокошником над дверями (именно эта ненужная, казалось бы, деталь, называлась тимпаном)? Пустым оставлять негоже, его стали украшать фигурами. Как известно, готика не любит полукружий, над такими тимпанами стали устанавливать радуги архивольтов, а еще выше - вимперги. Или чуть по-другому, зависело от фантазии зодчего.
Вот этот кокошник над проемом, украшенный четырехлистником, и есть тимпан. На порталах (выше) вы могли видеть самые разные варианты его декора.
Тимпан собора в Клюни
Тимпан в Нотр-Дам де Пари
Травея. Поперечная пространственная ячейка, составляющая одну из структурных единиц внутренней организации собора. Ограничивалась обычно шестью пятами колон, на которые опирались арки. От количества травей зависело и число венчающих их нервюрных шатров. Как-то так.
Трифорий. Это такая узкая галерейка, украшенная аркадой. Она проходила в толще перегородки, отделявшей главный неф от боковых. Нередко представляла собой ряд тройных аркад, откуда и название. Проход мог быть настоящим, по трифорию могли гулять священники (или горбатые звонари), но частенько его делали ложным, декоративным.
Вверху - ряд строенных окон, это- трифорий
Фиала (Фиал) Уже говорила о ней, когда писала о пинакле. Фиала могла быть не только на пинакле, она украшала и другие детали, например, вертикальные выступы контрфорсов.
Башенка - пинакль, наконечник - фиала, в самом верху - крестоцвет
Эмпоры. Трибуны или галереи, побольше трифория . Отдельные помещения, например, для женщин или царственных особ. Иногда их отождествляют с хорами, так как они располагались в верхних ярусах собора. Как ни странно, они также бывают ложными (или мнимыми) - вроде бы, проемы есть, а эмпоры нет.
Что еще есть в готическом соборе?
Орган
Башенка вот такая миленькая
Не знаю, как называется, но симпатично
19 киосков с местами для сидения в Байё
Витраж
Вот так мы, в основном, разобрались. Теперь вы, обогащенные знаниями, можете смело отправляться рассматривать готические соборы, зная, как там все называется, а я спать пошла.