А расскажу-ка я вам кратенько (страниц на пять), пока у меня зреет очередной пост про древнее искусство, про один чудесный музей в Стамбуле. Расположен он в нынешней мечети Фетхие-Джами, или бывшем византийском храме Богородицы Паммакаристы. Он лежит несколько в стороне от туристических маршрутов, более того, расположен он в районе компактного проживания радикальных мусульман Чаршамба.
Фрагментов фресок осталось совсем мало
Так что, если вы девушка, и собираетесь туда пойти с другой девушкой, лучше одеться поскромнее. На улицах района все женщины закутаны в черные мусульманские одеяния, мужчины ходят в шапочках и небольших чалмах, подавляющее большинство носят бороды. Большинство магазинов - книжные лавки с богословскими книгами и такие специальные заведения, где толкуют Коран. Если вы будете вести себя пристойно, то с вами будут обходиться вполне дружелюбно, даже водички дадут бесплатно в кафе.
Частично сохранился пол из приконнесского мрамора
А если вы еще проявите искренний интерес к местным достопримечательностям, то вам с готовностью все покажут и расскажут - мусульмане мусульманами, а они все-таки в первую очередь турки, а турки своей родиной гордятся! И какая историческая ирония судьбы - когда-то в этом районе была масса православных храмов! Здания двух из них сохранились до сих про - храм Богородицы Паммакаристы («Радующейся») и крошечная церковь Иоанна Предтечи (мечеть Ахмет Паши).
Как я уже сказала, туристы сюда добираются нечасто. Мне очень повезло - в Интернете указано, что по средам в музее выходной, а у меня получалось попасть сюда только в среду. Шла наобум, в надежде посмотреть хотя бы снаружи, и о, чудо! - музей был открыт, мне удалось осмотреть мозаики. Не все знают, что это третий по площади и сохранности мозаик храм Константинополя, который сейчас можно осмотреть - после Святой Софии и Керхие (Хора). История храма довольно интересна. Относится он к позднему Византийскому периоду, строился почти сразу после изгнания крестоносцев - в 1290-х. Видимо, его возводили в честь победы и воцарения династии Палеологов. Храмы того периода довольно характерные - небольшие, но красивые и даже вычурные - обильно декорированные, как для византийских церквей, с причудливо чередующимися объемами, узорной кладкой и т.д.
Построил храм некий военный чиновник протостратор Михаил Глабос (Голова) Тарханиот (судя по прозвищу - родом из славян, да и по сохранившимся документам видно, что с миссиями его отправляли в славянские земли). Михаил был человеком не особо знатным, а вот супруга его Мария была родственницей самих Палеологов и Комнинов (сестра Алексея Комнина). На службе у семьи пребывал умеренно одаренный поэт Михаил Фил, который славословил своих покровителей почем зря, выдержки из его цветистых од увековечены на стенах храма - их части до сих пор можно видеть. Из этих поэм исследователи узнали, что та часть, в которой сохранились мозаики, часовня-пареклесия, пристроенная с южной стороны, возведена по приказу жены, а вернее, к тому времени уже вдовы Михаила в честь умершего мужа - там его и погребли. Позднее здесь нашли упокоение несколько других знатных особ (захоронения не сохранились).
Придел посвящен Иисусу Христу, поэтому на мозаиках мы можем видеть сцены крещения, в куполе - Христа с пророками, каждый из которых держит в руках свитки с надписями:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседает на облаке быстром» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «Бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! Услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона. «Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»
Христос Вседержитель с пророками
Раньше храм весь был украшен мозаиками и расписан. Фрески сохранились только фрагментарно, совсем чуть-чуть, а вот мозаик побольше. Интересно в храме и то, что здесь долгое время находилась кафедра Патриарха, после того, как его «выселили» из Святой Софии турки. Правда, сюда кафедра попала не сразу, а через три года после захвата Константинополя, поначалу она «квартировалась» в храме Святых Апостолов (на его фундаменте позже была построена мечеть Фатих). Кафедра здесь находилась более ста лет, здесь же был монастырь. Только в 1590 году храм отобрали под мечеть.
Помните слова, которые я вынесла в эпиграф? Они были записаны русским монахом-писарем со слов патриарха Иеремии, который пришел в Москву, к царю Борису Годунову , просить денег. Уже тогда начались притеснения со стороны султана, через два года патриархат выселили из Паммакаристы. А помните, что Годунов получил от патриарха взамен? А получил он независимый престол Московского Патриархата! Благодаря тому, что вот эта небольшая церковка прохудилась.
Мечеть здесь есть и сейчас, очень, очень скромная и даже слегка обшарпанная. В нее тоже можно попасть, но только во время намаза. Разувайтесь, покрывайте голову и заходите. Только снимать можно уже после окончания молитвы. Турки убрали большинство внутренних перекрытий и стен, так что внутренний облик храма значительно изменился. Мозаики в основном объеме сбили, а вот в пареклесии - поленились, и только замазали штукатуркой. Читала, что под храмом имеется довольно большая цистерна, чуть в стороне - еще две, но для туристов они не доступны.
Характерные византийские капители.
Христос Иперагаф ("Наидобрейший")
Видны остатки раскрашенного мраморного орнамента
Это группа греческих туристов. Священник-турист смотрится весьма органично в стенах храма.
Пророки в куполе
Скупые остатки некогда богато орнаментированного пола
Сцена Крещения
Надпись: " Сей дар Богу от Марфы монахини за упокой супруга, Михаила Главы, который был доблестным и славным протостратором"
Красный крест-граффити
Это вход в музей. Если обойти все это вокруг, мы попадем к другому входу - в ныне действующую мечеть.
Надпись: "Михаил Дука Глава Тарханиот прототратор и ктитор"
А это основной объем бывшего храма. Здесь теперь мечеть. Небогатая, по всей видимости.
Трудно представить, как это выглядело при Палеологах
Если вы любите византийские мозаики, ни были у меня в рассказах про
Святую Софию и про
Хору. Спасибо за внимание!