Из Сирии в Абхазию.

Nov 21, 2013 01:33



Несмотря на ранее многократно озвученную точку зрения о том, что сирийские абхазы не намерены возвращаться на историческую родину, процесс, что называется, пошёл.

Абхазское информационное агентство «Апсныпресс» со ссылкой на заместителя председателя Госкомитета по репатриации Инара Гицба сообщило: по данным на 11 июля, в республику прибыли уже 467 соотечественников из Сирии. Это 143 семьи, а если ещё точнее, то: 115 мужчин, 201 женщина, 107 детей в возрасте до 18 лет и 44 пенсионера.



Инар Гицба также рассказал, что все расходы, связанные с питанием и размещением репатриантов, взяло на себя государство. Организованы курсы по изучению абхазского и русского языков в рамках ускоренной программы по скорейшей интеграции приезжих в новую для них среду. 45 мужчин (большая часть из них строители) уже трудоустроены, также нашли работу несколько программистов, дизайнер одежды и даже пивовар, который теперь трудится на сухумском пивзаводе.

Мотивы этих людей можно понять. В Сирии, по сути, идёт гражданская война, и представители многих национальных меньшинств чувствуют себя наименее защищённой частью общества. К тому же много этнических кавказцев традиционно служили в армии и спецслужбах стран пребывания, что также не добавляет им популярности в глазах мятежников. Рассказывают, что многие черкесские семьи в Сирии получали письма с требованиями присоединиться к вооружённой оппозиции или покинуть страну.

Можно понять и мотивы руководства Абхазии, заинтересованного в возвращении зарубежных соотечественников. Согласно переписи населения 2011 года, всего в республике проживают 240 705 человек. Из них собственно абхазов - чуть больше 122 тыс. человек, или около 50% всего населения. Некоторые считают завышенной даже эту цифру, но даже если данные переписи отражают реальное положение, то ясно, что Абхазия, с учётом низкой рождаемости в среде титульной нации, стоит перед лицом серьёзнейшей демографической проблемы.

Казалось бы, в возвращении людей на историческую родину нет ничего плохого. Хорошо для них, хорошо для их новой страны. Правда, не очень хорошо для Сирии, которую покидают, скорее всего, не самые худшие её граждане. А для России?

Есть мнение, связывающее приезд зарубежных соотечественников с эксплуатацией так называемого черкесского фактора и ростом террористической угрозы. В недавнем интервью еженедельнику «Аргументы недели» президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский говорил об информационной волне касаемой «немедленного переселения десятков тысяч черкесов из Сирии и других стран под видом их спасения».

«А куда? - задаётся вопросом эксперт. - Ведь как раз Сочи у черкесов считается землёй предков. Сколько среди них будет террористов? Так что эта идея - совершенное безумие с точки зрения безопасности.

...В этой ситуации, - продолжает Сатановский, - выбор прифронтового города Сочи для проведения Олимпийских игр - колоссальная ошибка».

Совсем другой точки зрения придерживается начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Яна Амелина. Отвечая на вопрос «Однако», она сказала следующее:

- На мой взгляд, возвращение абхазов на историческую родину не несёт никакой угрозы российским интересам. Число репатриантов ничтожно мало, и я уверена, что соответствующие структуры Абхазии и России заранее навели справки о каждом переселенце. Думаю, их не оставят без внимания и на новом месте, хотя, судя по всему, приезжие - обычные люди, желающие только одного: жить в безопасности и кормить свои семьи.

Если же мы говорим о террористической угрозе, - сказала далее Яна Амелина, - то куда более пристального внимания спецслужб заслуживают не малочисленные переселенцы, большинство из которых к тому же женщины и дети, а свои же российские граждане, бесконтрольно выезжающие за рубеж якобы на учёбу, после которой они возвращаются законченными экстремистами.

Представитель черкесско-абхазской диаспоры в Дамаске, с которым «Однако» связался по телефону, назвал опасения по поводу экспорта террористов под видом репатриантов беспочвенными и надуманными.

- Человек, представляющий потенциальную угрозу, не сможет легально выехать за пределы страны, - сказал доктор Акрам. - Полиция в Сирии достаточно эффективна. Это же касается и других спецслужб. Но чтобы исключить любые недомолвки, предлагаем сотрудничество. Если у абхазской или российской стороны есть подозрения в отношении кого-либо из выходцев из Сирии, пусть сообщат нам. Мы предоставим всю информацию, которой располагаем.

Наша справка. На сегодняшний день численность черкесско-абхазской диаспоры в Сирии составляет, по разным данным, от 130 до 160 тыс. человек. Сколько среди них именно абхазов, сказать трудно. В Сирии живут также потомки выходцев из Чечни и Дагестана, но их намного меньше, чем черкесов, и по ним отсутствует даже самая приблизительная статистика. В последнее время отношение к этническим северокавказцам в Сирии несколько ухудшилось. Это связано с тем, что на стороне вооружённой оппозиции воюют немало выходцев из Чечни, Дагестана и некоторых других регионов России.

фото: ИТАР-ТАСС

http://www.odnako.org/blogs/show_26936/

Диаспора, Репатриация

Previous post Next post
Up