1. Исламский банкинг как прообраз будущего?

Mar 20, 2015 05:39



В конце 2008 года, министр финансов Франции Кристина Лагард объявила намерения Франции сделать Париж «столицей исламских финансов» и назвала ряд исламских банков, которые откроют свои филиалы во французской столице в 2009 году. Французские источники оценивают эту область финансового рынка суммой от 500 до 600 миллиардов долларов и скоростью возможного прироста в среднем 11 процентов за год.

Джон Сэндвик, директор Швейцарской управляющей компании Encore Management, охарактеризовал открытие ряда швейцарских исламских банков как «состязание за обладание богатой добычей, которая сегодня стоит сотни миллиардов, но в будущем будет измеряться в триллионах долларов исламского богатства».

image Click to view



Первый финансовый институт, работающий по принципам исламского банкинга, может появиться в России уже в нынешнем году. Об этом порталу Банки.ру сообщил источник на банковском рынке.

http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7736786

Банки и население Азербайджана с нетерпением ждут, когда увеличится доля исламского банкинга в стране. На данный момент она находится на уровне 1% от всего банковского сектора страны. Об этом в ходе международной конференции "Исламское финансирование: современное состояние и ожидания" сообщил член парламентского комитета по экономической политике Али Масимли.

Он подчеркнул, что такой низкий показатель - норма для страны, где исламский банкинг внедрен совсем недавно. В Турции его доля равняется 5%, в Малайзии - 16%.

"Развитие исламского банкинга в Азербайджане очень важно с точки зрения развития конкурентоспособности банковского сектора", - приводит слова Масимли Тренд.

Особое значение, по мнению депутата, исламский банкинг имеет для жителей регионов страны.

"Население в регионах не может взять в банке кредит, так как под различными предлогами ему в этом отказывают, в частности из-за отсутствия залогового обеспечения. Преимущество исламского банкинга заключается в том, что здесь кредит под залог является недопустимым и выдается без процентов", - рассказал Али Масимли.

http://www.vestikavkaza.ru/news/Islamskiy-banking-v-Azerbaydzhane-pomozhet-bankam-i-naseleniyu-deputat.html

В то же время, Шевченко предлагает и другую версию, не связанную с оппозицией, Путиным и внутренними разборками, а связанную с большими деньгами. Речь идет о попытках ряда крупных исламских банков войти в российскую финансовую систему.

- Всегда преступления, связанные с мусульманами, громкие преступления, возникают в момент, когда какие-то крупные исламские банки хотят зайти в российскую финансовую систему. Я стал наблюдать за информационным полем и на самом деле увидел, что несколько крупных исламских банков вели переговоры по возможности входа в российскую финансовую систему. Это конечно, достаточно серьезное событие, если бы оно случилось, потому что оно создало бы конкуренцию тем силам, которые контролируют российскую финансовую систему почти 20 лет в интересах США и Израиля. Я не говорю, что здесь прямая связь, но каждый раз громкие преступления, совершенные группой каких-то отморозков, которые этнически, религиозно или формально связаны с мусульманским пространством, происходят на фоне таких вот больших финансовых переговоров или финансовых событий", - отмечает он.

Речь идет о двух довольно крупных банках Al Baraka и Al Shamal, которые активно ищут партнеров для вхождения в их капитал. По данным "Коммерсанта" Al Baraka Banking Group (Al Baraka) действует на Ближнем Востоке, в Азии, Европе и Африке. Штаб-квартира в Манаме. По данным на конец 2014 года, операционная прибыль составляла $396 млн, чистая прибыль - $275 млн. В списке исламских банков Al Baraka четвертый. Суданский Al Shamal Islamic является одним из крупнейших банков Судана и одним из ведущих исламских банков в Северной Африке. Акционерный капитал составляет 250 млн суданских фунтов ($44 млн). Общие активы банка по состоянию на 2013 год (более поздние и детальные данные отсутствуют) составляют 1,3 млрд суданских фунтов ($230 млн).

http://dynacon.ru/content/articles/5001/

10 марта 2015
Газета «Коммерсантъ» сообщила, что два арабских банка ищут партнеров для выхода на российский рынок банковских услуг. Но что такое исламский банк и чем он отличается от уже привычных россиянам коммерческих банков? Начнем с того, что исламский банк работает по принципу проектного инвестирования, то есть становится соавтором и совладельцем инициаторов проекта. Если обычный банк абсолютно не интересуется, зачем вы берете у него деньги, его волнует только возврат суммы с процентами, причем проценты являются главной «конфетой» такой банковской деятельности, то исламский банк изучает все обстоятельства дела.

Например, вы приходите в исламский банк и говорите: я хочу построить мост, или платную автодорогу. Банк проводит бизнес-экспертизу, определяет экономический потенциал этого проекта, и если он адекватен, то входит в совместное проектирование вместе с вами-инициатором, договаривается о разделе прибыли, но речь идет не о процентах. Обычному банку абсолютно наплевать - может, вы пошли с его деньгами в казино и там все проиграли, им важно просто получить назад свои проценты. В исламском банке деньги даются только под какое-то конкретное дело. Это первый момент. Второй момент - запрет на фьючерсы. Никакая игра на еще не созданной продукции не может вестись. Никакая спекуляция на дериватах или дериватах от дериватов тоже не возможна. Потому что «экономика воздуха» в исламском банке под запретом.

Для клиентов будет привлекательным то обстоятельство, что исламский банк не участвует в сомнительных операциях, поддерживая только те проекты, которые по глубокому анализу имеют экономическую перспективу. При этом исламский банк делит риски с клиентом. Ошибки могут быть и при анализе, и при экспертизе, но банк делит эти риски со своим клиентом. Многие мусульмане просто хотят работать с шариатскими финансовыми структурами - халяль - и не хотят касаться денег, которые отмечены ростом. Ростовщичество вообще считается одним из главных зол экономической жизни.

Необходимо напомнить, что в России уже был исламский банк - «Бадр-Форте Банк», и я лично принимал участие в его создании. Этот банк был инициирован Адалетом Джабиевым, который до этого работал классическим банкиром, а потом вошел в пространство исламского банкинга. В 1997 году на базе своих финансовых структур и при помощи Исламского банка развития в Джидде он создал исламский банк. Дело шло на лад, в 60 странах были открыты отделения и корреспондентские счета... Это была курица, несущая золотые яйца для российского государства. В Центральном банке «Бадр-Форте Банк» был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк. Но в 2006 году Госдеп США обратился к Центробанку и попросил этот банк закрыть, потому что ему не понравились его широкие связи в исламском мире. И тогдашний зампредседателя ЦБ Козлов инициировал отъем лицензии, в результате чего очень полезное начинание после 10 лет работы было погублено. Курицу, несшую золотые яйца, зарезали по письму Госдепа. Но такой опыт имел место, и человек этот жив, сейчас он возглавляет консалтинговую компанию «Аш-Шамс» и живет в Азербайджане.

Что касается перспектив создания православного банка, о которой говорил недавно Всеволод Чаплин, то думаю, что это в принципе невозможно. Во-первых, у них нет 14 веков опыта такой работы, а во-вторых - нет соответствующей юридической базы. Дело в том, что исламское банковское дело основано на Шариате, определяющем и детально разрабатывающем структуру экономики. Там, например, расписаны виды совместной деятельности, взаимоотношения участников траста и так далее, четко определяются права всех участников в зависимости от их долевого присутствия. Либо православным банкирам придется все это выдумывать, что не работает, либо целиком заимствовать из шариатского юридического и нормативного поля, и тогда большой вопрос - что это будет за православный банк? Кроме того, необходимо иметь свой кадровый пул, зарубежные связи. Что, в Греции или Румынии есть православные банки? С кем они будут работать, с исламскими банками, получается, и на их юридической основе. Но тогда это будет своеобразный исламский филиал в православном пространстве... Не очень вижу такой вариант, хотя все возможно, конечно.

http://islam-abhazia.livejournal.com/170410.html

В любом случае, на мой взгляд, Россия идёт к тому, чтобы в будущем был Единый Российский Банк с минимальной или нулевой маржой и условиями, которые благоприятствовали бы процессам инвестирования. Мне как бывшему участнику форумов и конгрессов, посвящённых исламскому банкингу, видится весьма перспективной идея повсеместного внедрения исламского банкинга (сугубо инвестиционнная деятельность с нулевой маржой) в России, в силу того, что исламский банкинг практически уже имел место в СССР, то есть не было того самого преступного ростовщичества. Это экспериментальной площадкой может стать уже Крым и эти тенденции уже просматриваются.

Кроме того, не пора задуматься уже и всему мировому сообществу о внедрении исламского банкинга? Считаю, что промедление смерти подобно, так как Институт Американского Долгового Рабства расцвёл уже до опасного уровня и угрожает многим развивающимся странам. Ведь США уже представляет собой международного криминального субъекта (Пахана планеты Земля), которого трудно посадить и наказать. Более того, этот субъект симулирует в кабинете судебного психиатра (ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, ЕС и т.п.) социальную шизофрению (раздвоение, политика двух стандартов, цинизм, бесправие, хулиганство, провокации, бред, фальсификация).

http://www.islamnews.ru/news-145334.html

image Click to view



Из-за санкций доступ для России на финансовые рынки оказался закрыт, возможно, на несколько лет. По некоторым данным, в поисках новых рынков Москва готовится к тому, чтобы, как Лондон, внедрить в свою финансовую систему исламские модели. Исламские финансы все больше распространяются за пределы мусульманских стран - не только в Соединенное Королевство, но и в США, Канаду и Европу. Российские же компании и банки стали обращаться к сфере исламского банкинга после падения рубля.
***
По мнению Андрей Симонова, исламский банкинг является примером того, что можно существовать без концепции процентной ставки и Россия должна воспользоваться возможностью получения средств в рамках такой системы.
В России живет около 20% мусульман. "Предположим, что половина из них пользуется обычными продуктами, а другая половина хотела бы пользоваться исламскими продуктами. Когда мы вовлечем это население в банковскую систему, от этого выиграют все. Финансовая индустрия может получить новые средства".

http://www.vestikavkaza.ru/articles/Rossiyskie-perspektivy-islamskogo-bankinga.html

Саудовская Аравия. Здесь распространение получили так называемые исламские банки, которым по соображениям религии не разрешается выдавать кредиты под проценты. Поэтому обычные граждане получают беспроцентные ссуды. Что касается бизнеса, то тут заключаются инвестиционные соглашения. В случае, когда предприниматель, получивший кредит, имеет прибыль - он делит ее с банком, если же случается убыток - банк не будет требовать возврата средств вообще.
***
Мусульманские банки в мире. Исламская банковая система уже начинает понемногу завоевывать мир. В США, Великобритании, Греции и многих других странах мусульмане, так же как и дома, пользуются услугами исламских банков. Специальные предложения для мусульман существуют и в России. Сдерживается распространение мусульманской кредитной системы в мире только национальным законодательством определенных стран, к примеру, Украины, где запрещено выдавать ссуды без процентов по постановлению Центрального банка. Тем не менее, исламские кредитные организации в настоящее время работают в более чем 70 странах мира. Естественно, основными их клиентами становятся мусульмане, которые по численности составляют около четверти всего населения Земли.

http://muslimeco.ru/opubl/157

Юрист-международник, вице-президент федерального Индустриально-финансового союза по реализации президентских программ России Ихван Гериханов еще в начале двухтысячных годов был наделен полномочиями по привлечению инвестиций в республику через специализированные организации ООН и стран мира. По его словам, совместное банковское учреждение могли бы создать сообща Чечня, Татарстан и Башкирия. По мнению Гериханова, эти республики - главное, составляющее мусульманского населения всей Российской Федерации. «Население Татарстана, например, второе по численности, Башкортостана - третье, а Чечни - четвертое в России, здесь проживает подавляющее большинство мусульман РФ». Вместе с созданием исламского банка в перечисленных регионах предлагается открыть страховые компании, предприятия, другие институты, основанные на финансовых инструментах, признанных исламом.

По словам главы Минэкономразвития Чечни Абдуллы Магомадова, исламский банкинг - это не просто денежные операции с банками исламских стран, как думают многие. О его сути говорит само название - это банковская деятельность, которая соответствует нормам ислама. Мусульманину запрещено намеренно идти на риск, спекулировать на бирже. Эти запреты и есть основная причина, порождающая отличия исламского банкинга от традиционного. «Основа бизнеса обычного банка - выдача ссуд под процент прямо запрещена Кораном как ростовщичество. Отсюда следует главное отличие исламского банкинга - это беспроцентная основа. Вкладчики исламских банков, в отличие от вкладчиков традиционных банков, получают от банка информацию о том, в какой именно проект или в проект какой сферы вложены их деньги. Соответственно, можно выбрать, в какой бизнес инвестировать. Разработаны и существуют несколько типов договорных отношений между банкиром и клиентом. В частности, если заключается договор «Мудараба», банк предоставляет капитал, а клиент инвестирует его в свой бизнес и прилагает свои трудовые ресурсы, умения и опыт. При этом банк участвует в распределении прибыли и убытков, контролирует использование денег и дает рекомендации по ведению бизнеса и использованию средств.
***
По данным МЭРТ ЧР, по присутствию кредитных организаций и обеспеченности банковскими услугами Чечня занимает последнее место в Северо-Кавказском федеральном округе и одно из последних мест в Российской Федерации. Количество учреждений банков в расчете на миллион жителей республики и количество открытых счетов на одного жителя составляет 34 и 0,2 соответственно, тогда как в среднем по России эти показатели выше в 10 раз и более.
***
По мнению участников IV международного миротворческого форума, сейчас в Чечне есть все условия для того, чтобы от слов перейти к делу. Многие считают, что положительно повлиять на ситуацию может авторитет главы ЧР Рамзана Кадырова, а создание исламского банка в Чечне упрочит доверие всего исламского мира, готового уже сегодня инвестировать финансовые средства в республиканские проекты.

http://www.vestikavkaza.ru/articles/40956.html

Если брать за основу правильную морально-этическую систему, составной частью которой является то, что называется исламским банкингом, то будет намного лучше функционировать вся финансово-экономическая структура того или иного государства.

В экономике многих исламских стран крупный сегмент занимают банки, которые работают по западной схеме, поэтому у них тоже там должна вестись работа по внедрению этих ориентированных на производство методов финансовой и хозяйственной деятельности.

Борьба, конечно, есть, потому что некоторые хотят простой обеспеченной жизни. Когда не очень интересует банкира, чем это все закончится, как скажется на населении. Но будущее, конечно, за социально-ориентированными моделями. Одной из моделей является исламский банкинг.
***
Если мы хотим жить хорошо, надо ориентироваться на морально-этические принципы, которые кстати говоря записаны в Коране и являются обязательным для тех, кто говорит, что он будет следовать исламскому банкингу.
***
- Андрей Глебович, какие продукты вам кажутся наиболее интересными?

- Важен сам принцип. Самое главное, чтобы производство и банк работали как один коллектив. Кстати говоря, такая же проблема методологическая у нас сейчас между наукой и производством, где много всяких посредников. Мусульманские страны, кстати, пытаются предельно сблизить производство и науку, и мы тоже по этому направлению с исламским миром сейчас работаем. Ежегодно проводится Казань-саммит, который в этом году пройдет в середине июня, там будет обсуждаться исламский банкинг, переход к более правильным и эффективным системам

- Когда будут разработаны эти меры и в каком году система начнет функционировать?

- Первый проект уже готов, я его видел, сейчас пойдет процесс апробации. Думаю, что где-то год-полтора до первых ласточек в плане возможного внесения каких-то изменений, которые позволят более эффективно работать этим инструментам.

http://www.vestikavkaza.ru/articles/Sotsialno-orientirovannaya-model-islamskogo-bankinga.html

«исторический опыт государств, ранее входящих в СССР, например Казахстана, говорит о том, что крайне действенным инструментом в такой ситуации является привлечение исламских инвестиций».
***
ИСЛАМСКИЕ ДЕНЬГИ ВОЙДУТ В РОССИЮ ЧЕРЕЗ ТАТАРСТАН И ЧЕЧНЮ

Напомним, первый российский исламский банк - Бадр-Форте Банк - закрылся еще в 2006 году после того, как ЦБ РФ отозвал у него лицензию. Его председатель Адалет Джабиев сетовал тогда, что причиной закрытия банка является настоящая «исламофобия». «За решением о закрытии стоят люди, не заинтересованные в развитии торговых отношений с исламским миром», - такую точку зрения Джабиева транслировали многие российские СМИ. Банк действительно не вписался в сложившуюся к тому времени в нашей стране банковскую систему западного образца. Более того, на фоне не брезговавших ничем олигархических капиталов он выглядел настоящей белой вороной. Во-первых, как и положено исламскому банкингу, он предоставлял своим клиентам беспроцентное кредитование. Во-вторых, он не делал никаких инвестиций в игорный бизнес, производство алкоголя, табака и оружия. Собственно, в этом и заключается хрестоматийные основы исламского банкинга.

О том, чтобы вернуть в Россию исламскую банковскую систему уже не на правах белой вороны, а в качестве альтернативы для сложившегося за последние 20 лет банковского сектора, заговорили сразу же с наступлением нынешнего экономического кризиса. При этом соответствующие предложения давно уже звучали от руководства двух крупных исламских регионов России - Татарстана и Чечни. Но лишь теперь они были услышаны.

Рамзан Кадыров: «Мы говорим решительное «да» исламскому банкингу на территории РФ, в Чечне в настоящее время разрабатываются механизмы его внедрения»
«Мы говорим решительное «да» исламскому банкингу на территории РФ, в Чечне в настоящее время разрабатываются механизмы его внедрения», - заявил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь главы Чеченской Республики Альви Каримов, заметив, что именно такого мнения придерживается его шеф Рамзан Кадыров.

В Татарстане, согласно официальной информации, озвученной в феврале 2015 года президентом РТ Рустамом Миннихановым, в рамках исламских финансов уже удалось привлечь в республику более $160 миллионов. Любопытно, что эту впечатляющую цифру обнародовали на недавней встрече в Казани малайзийской делегации, глава которой Дато Дзулкифли Махмуд предложил Минниханову заняться подготовкой специалистов, которые имели бы знания и навыки работы в сфере исламского финансирования. Ковать кадры по специальности «исламское банковское дело» Махмуд предложил на базе первого частного университета Малайзии Unirazak.

В Татарстане, согласно официальной информации, озвученной президентом РТ Рустамом Миннихановым, в рамках исламских финансов уже удалось привлечь в республику более $160 миллионов
***
Есть такой миф, что исламский банкинг рассчитан прежде всего на мусульман. Это не так. Исламский банк - это светское учреждение, которое в своей работе выбрало определенные финансовые инструменты. Поэтому клиентом исламского банка может стать любое лицо, которое подходит ему по финансовым критериям. И если мы будем смотреть опыт зарубежных стран, то увидим, что значительная часть исламских банков - немусульмане. Хотя мусульмане, конечно же, тоже являются клиентами таких банков. У нас в России проживают 20 миллионов мусульман, которые будут все-таки первой целевой группой, им будет интересна данная услуга. Я думаю, что клиенты-немусульмане также будут обращаться в исламские банки. Делая такое предположение, я оперирую опытом как зарубежных стран, так и нашей организации, потому что наша организация - финансовый дом «Амаль» - тоже исламская компания.
***
Вадим Хоменко - вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

- Мы уже давно говорим о том, что в Россию надо привлекать инвестиции, в том числе и исламские. Мы и программы строим на привлечении инвестиций, когда одним из источников являются как раз арабские или, скажем так, исламские деньги. Прежде всего речь идет о средствах стран зоны Персидского залива и Индонезии. Это страны с большой долей исламского населения, где традиционно развивалась система исламского банкинга. Можно сказать, что внутри этой исламской экономики есть финансовый сектор, который называется «исламский банкинг». Жители этих стран имеют определенную ментальность, а ментальность основывается на религиозных убеждениях, и в основу взаимоотношений они тоже вкладывают эти религиозные убеждения. Потому что Коран, в отличие от священных книг других религий, прописывает экономические основы жизни человека: невзимание процентного дохода и так далее. Я думаю, перспективы исламского банкинга в России достаточно велики. При умелом использовании этого инструмента мы можем добиться дополнительного вливания в нашу экономику значительных средств и укрепить экономическое сотрудничество с этими странами...

В принципе, в исламском банкинге нет ничего, что может быть нами отвергнуто. Более того, там есть перспективная и конструктивная основа. Скажем, когда банк входит в дело и как равноправный партнер берет на себя соответствующие риски. Поэтому эти принципы не противоречат здравой экономической логике. Великобритания привлекает гигантский объем этих исламских финансовых средств. А ведь, казалось бы, европейская страна... В России пока исламских банков нет. Что обычно ограничивает планы формировать здесь соответствующий сегмент? Я думаю, это опасения, что вслед за этими деньгами пойдут какие-то политические процессы. Я думаю, это не так. И торговля, и финансы стирают эти препятствия, создавая зону взаимодействия. Но препятствием служит в данном случае еще и наше законодательство, и его нужно менять. Может быть, даже не в целом, а исключительно под этот сегмент. В том виде, в каком оно есть сейчас, оно не может обеспечить реализацию этого проекта. И это очень своевременно и целесообразно, особенно сейчас, когда мы свой взор обращаем на Восток. Если мы будем отказываться от этого, мы с трудом будем находить диалог с такими странами, как Индонезия, страны Персидского залива, обладающими перспективой развития и значительным объемом финансовых средств.

http://worldcrisis.ru/crisis/1856500?OLD_WINDOW=YES

В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ БАНК

09 июня 1997. Аслан Масхадов считает, что нынешние светские банки "морально и экономически ущемляют права граждан своими сверхвысокими процентами".

http://www.finmarket.ru/news/16257

Мировой объем активов исламского банкинга составляет $1-2 трлн. Исламские банки открыты более чем в 40 странах мира.

http://www.caucasianpolitics.ru/2015/03/v-rossii-mozhet-poyavit-sya-islamskij-banking/

Ислам запрещает предоставление денег в долг под проценты, в связи с этим исламские банки не кредитуют клиента, а продают ему напрямую нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку. В Центробанке позитивно оценили перспективы экзотической финансовой концепции в России.
***
Например, банк предоставляет компании финансирование на развитие ее бизнеса, а она отдает ему оговоренную часть полученной прибыли в течение оговоренного срока. В этом случае прибыль банка не является фиксированной, как в классическом банкинге. В рознице операция кредитования заменяется куплей-продажей: банк продает гражданину нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку, но по цене, которая несколько выше рыночной. Депозитов в исламском банке тоже не существует. Вместо этого клиенту предлагается дать свои деньги банку в управление и разделить с ним доходы от инвестирования.
***
Мадина Калимуллина: по сути исламский банк - это финансово-инвестиционная компания.

Калимуллина добавила, что о своем инвестиционном интересе к России в настоящее время заявляют в ОАЭ, Кувейте, Бахрейне и в других странах, где есть большой инвестиционный потенциал.

- Но этим странам нужны некие политические гарантии сохранности инвестиций. В стране огромное количество интересных проектов, которые могли бы заинтересовать инвесторов из стран Персидского залива, но не созданы предпосылки для привлечения инвестиций. Наличие в России законодательства об исламском банкинге будет являться еще одним гарантом того, что страна открыта для инвестиционного и финансового сотрудничества, - уверена эксперт.
***
По словам директора финансового дома «Амаль» Рашида Низамеева, спрос на услуги исламского банкинга проявляют также представители других конфессий и атеисты. Гендиректор «ЛяРиба-Финанс» Мурад Алискеров в разговоре с «Известиями» указал, что отличием исламских банков является отсутствие страховки, комиссий, штрафов и иных сборов. Кроме того, долги не продаются коллекторам. При вложении клиентами в компанию «ЛяРиба-Финанс» своих средств в договоре с ним прописываются пропорции распределения будущей прибыли или убытков: 50:50 или 60:40 в зависимости от суммы и срока вклада. Средства инвестируются банком только в бизнес, отвечающий нормам шариата, говорит Алискеров. Что касается кредитных продуктов, то, например, компания покупает на 100 тыс. рублей товар и продает его за 120 тыс. рублей в рассрочку на год, каждый месяц клиент приносит по 10 тыс. рублей.

http://checheninfo.ru/22862-bankam-razreshat-kreditovat-rossiyan-po-shariatu.html

Основная идея работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги - не товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Фактически все операции в финучреждениях, работающих по законам шариата, осуществляются на основе разделения ответственности и долевого участия обеих сторон - как дающей в долг, так и берущей. То есть кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, вложенные в экономику, создали реальную добавленную стоимость. Вознаграждение же банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Естественно, банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков и этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо уплаты традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь - с вкладчиком. Очевидно, что при таком раскладе исламские банки напрямую заинтересованы в успешности дела должника и получении им прибыли, и поэтому подбирают заемщиков с максимальной тщательностью. Мусульманский банкир принимает решение о предоставлении кредита в первую очередь на основе изучения перспектив проекта, предложенного для реализации, а также деловых качеств заемщика. При этом исламские банки не требуют от клиента предоставления залога. Вкладчики исламских банков, в свою очередь, получают от банка информацию о том, в какой именно проект или в проект какой сферы вложены их деньги. Соответственно, можно выбрать, в какой бизнес инвестировать. Эти правила препятствуют появлению эффекта денежного мультипликатора, когда банковская система как целое создает деньги «из воздуха» - на основе неограниченного кредита. То есть, в отличие от западной, в исламской банковской системе исключена ситуация, когда в банках на депозитных счетах существует лишь менее $2 реальных денег на каждые $100, как сегодня в США. Но это совершенно не мешает исламской финансовой системе чувствовать себя не в пример лучше западной. Исламскому банкингу неплохо помогают госинвестфонды арабских стран, и львиную долю его роста составляют процессы поглощения традиционных банков на мусульманском Востоке.

http://umma.ua/ru/article/article/Kak_rabotayut_islamskie_banki/16267



Ассоциация российских банков направила письмо в Центробанк России, в котором предложила принять федеральный закон, регулирующий деятельность исламских финансовых организаций РФ. Авторы письма также предложили создать при Центральном Банке РФ шариатский совет - своего рода арбитражную инстанцию, в юрисдикцию которой входило бы определение соответствия деятельности финансового учреждения канонам ислама.

В письме отмечается, что исламское банковское дело является альтернативой традиционному банкингу. Упор делается, прежде всего, на запрет ссудного процента и чрезмерного риска. Кроме того, подчеркивается, что отличительной особенностью исламского банкинга является запрет вложения средств и получения доходов в запретных отраслях: производство и продажа алкоголя, оружия, порнографии и так далее.

В Ассоциации российских банков полагают, что эффективной работе исламских финансовых учреждений в РФ мешает непроработанная правовая база. Нужен специальный закон, определяющий все понятия и категории. Также есть необходимость в создании схемы регистрации исламских финансовых учреждений и отдельного лицензирования подобных организаций.

***

В случае создания полноценной системы исламского банкинга в России, отечественная экономика станет более привлекательной для инвесторов из мусульманских стран. В условиях санкций в отношении нашей страны, это станет глотком свежего воздуха, которого пытаются нас лишить западные партнеры. А значит, развитие исламского банковского дела - актуальное и перспективное направление в отечественной экономике. Соответственно, существует необходимость в его реализации на российском, а в дальнейшем - и на евразийском экономическом пространстве.

http://islamreview.ru/economy/sariatskij-sovet-pri-centrobanke-rf/

Новость о том, что страны Европы вводят исламский банкинг уже не удивляют. Однако все больше новостей, рассказывающих о шагах, казалось бы мусульманских стран к исламскому банкингу. Так, недавно правительство Мороккоо утвердило проект закона об исламском паевом участии. Более 95% населения Марокко поддерживает введение шариатской банковской системы.

Эфиопия. Преимущественно христианская страна. Тем не менее, с развитием образования, мусульманское население стало понимать, что беспороцентные ставки так же выгодны. Это отрасль начала процветать. Сегодня в Эфиопии функционирует 46 отделений Международного банка Oromia International Bank, которыый и ввел беспроцентные ставки. По словам директора департамента этического банкинга банка Oromia International Bank Нури Хусейна, в планах руководства увеличить количество отделений до 73 в течение полугода.

http://islamreview.ru/economy/islamskij-banking-sagaet-po-miru/



В Священном Коране о ростовщичестве (риба) говорится следующее:

«Те, которые дают деньги в рост, будут лишены душевного равновесия и спокойствия в работе и в поступках подобно тому, кого поверг в безумство шайтан своим прикосновением. Они говорят, что торговля и ростовщичество - это одно и то же, так как в обеих операциях есть обмен и прибыль, и поэтому оно должно быть разрешено. Аллах объявил, что разрешено и запрещено, и того сходства, о котором они говорят, не существует. Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество. Тот, кто послушен заветам Аллаха и удерживается от ростовщичества, тому будет прощено то, что было в прошлом. Те, кто эту мерзость повторяет - обитатели огня, они в нем вечно пребудут! Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста. Он увеличивает имущество, из которого дается милостыня, и воздает за нее. Аллах не любит тех, кто настаивает на разрешении запрещенного Им (как ростовщичество), не любит тех, кто продолжают заниматься ростом. Поистине, Аллах не любит нечестивца!»(2:275-276).

Отсюда вполне логично может возникнуть вопрос о причинах запрета ростовщичества.

На самом деле ростовщичество как таковое несет в себе множество негативных сторон. Главным недостатком является инфляция. Многие экономисты признают, что основным фактором, оказывающим влияние на инфляцию, является ссудный процент. Грубо говоря, если ты взял в долг десять рублей, то должен будешь вернуть уже 11. А откуда взяться лишнему рублю? Необходима лишняя эмиссия денег, то есть выброс большей денежной массы, что, в свою очередь, приводит к обесцениванию денег, то есть к инфляции. Инфляция в современном мире действует как вторая волна налогообложения граждан, только уже не государством, а финансовыми учреждениями, которые имеют прямые доходы от уровня инфляции и наживаются за наш счет. В условиях отсутствия инфляции банки и иные финансовые институты не обладали бы столь крупными доходами, и простым гражданам не пришлось бы переплачивать. Причем, как правило, инфляция растет быстрее, нежели доходы граждан, а значит, из-за инфляции происходит постепенное обнищание людей и обогащение финансовых учреждений. Отсюда и происходит возникновение и увеличение пропасти между самыми богатыми и самыми бедными, которая сегодня признается проблемой глобального масштаба.

http://islamreview.ru/economy/ekonomika-bez-rostovsicestva-put-k-procvetaniu/

Исламский банкинг, Экономика

Previous post Next post
Up