"Виртуальная психология" Н.А.Носова была издана в Москве в 2000 году. Она основана на личном опыте психолога-практика. Теоретическая часть включает новый, поистине революционный, философский подход к бытию человека. Автор показывает, как динамично взаимосвязаны человек (субъект) и его внешний мир.
Начинается изложение с определения виртуальности.
Далее следуют рассуждения об устаревшей парадигме европейской философии.
(курсив означает, что это мой собственный текст. - Синкрозета)
...корень vrt обозначает событие творимое, порождаемое сейчас, в данный момент чьей-то активностью. (с.21)
...в буддизме, как и в схоластике, глаголы с корнем vrt означают мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта в психике йогина. (с.21)
По мнению Носова, реальность зависит от субъекта и строится здесь-и-сейчас. Сколько людей, столько и реальностей.
О современной моноонтичной (т.е. цельной, где всё принадлежит одной - природной, реальности) научной парадигме:
...Отсутствие (в современной философии) идеи полионтичности (т.е. множественности субъективных миров) приводит к стремлению построить в пределе единую теорию, модель мира, в которой всё было бы связано со всем. Собственно, ничего плохого в этом нет, надо лишь понимать, что при этом сам теоретик выходит из этой модели и, к тому же, претендует на то, чтобы обладать божественным разумом, что противоречит научной картине мира, поскольку, если бы такой разум существовал, то его тоже надо было бы включить в картину мира, и поэтому возникает необходимость обладать ещё более сложным умом, который бы знал законы божественного разума первого уровня... и так далее до бесконечности. (с.28)
Полагание существования промежуточных реальностей даёт возможность строить непредельные теории - не сводящие сущность события к конечным законам природы или божественным законам. Непредельная парадигма необходима для построения теорий развивающихся объектов (психики ребёнка...и т.п.)
Полионтичные парадигмы существуют. Например, буддизм строится на основе такой парадигмы. В буддизме признаётся существование нескольких уровней сознания человека, не сводимых друг к другу, т.е. законы одной реальности не сводятся к законам другой реальности. (...)
Причём, что принципиально важно,для буддиста, находящегося на определённом уровне реальности, все реальности более высокого иерархического уровня находятся в свёрнутом виде, они никоим образом не даны ему в ощущениях, переживаниях, понимании, представлении. Они не входят в его жизнь, и он о них знает только по рассказам других людей. Когда же он переходит на следующий уровень, то реальность этого уровня становится ощущаемой, видимой, несомненной в своём существовании; то, о чём он только слышал, становится данным и в ощущениях, и в представлении. (с.29)
Критика теории и практики буддизма:
Но продуктивность работы с индивидуальным сознанием буддистских моделей, определяемая признанием идеи полионтичности, ограничивается тем, что задаётся абсолютная жёсткость иерархической структуры сознания. Это позволяет сделать модель очень технологичной, но исключает возможность существования других типов реальности, не заданных в данной модели, и тем самым - других типов взаимоотношений между ними. В буддизме происходит онтологизация частных теоретических моделей, что с методологической точки зрения неверно. Буддистская философия, так же как и европейская, строится на предположении, что сам философ стоит вне мира и строит модель внешнего мира. И поэтому буддистская парадигма так же абсолютна (т.е. в контексте теории Носова, неверна), как и западная. (с.30)
Подход, основанный на признании полионтичности (множественности) реальностей, разработанный и описанный нами, получил название "виртуалистика".
В дальнейшем были разработаны основы виртуальной философии, виртуальной психологии и практики - аретея.
Виртуалистика не является наукой, она есть онтологический подход, к-й м.б. использован в любой научной дисциплине. (с.32-33)
Интересную интерпретацию психологической виртуальной реальности даёт известный американский психолог Чарльз Тарт. (...) Он написал статью о возможности интерпретации природы психики как виртуальной. Он рассматривает психологическую виртуальную реальность как образ мира, заново порождаемый в каждый момент времени, существующий лишь актуально в данный момент времени. (...)
Ч.Тарт различает виртуальную реальность и ординарную реальность, существующую стабильно относительно виртуальной реальности и "нормально" относительно изменённых состояний.
Тарт:
В голове каждого человека есть "компьютер", основные функции к-го - "синхронизация" событий, "создание представления" о невероятно сложном мире. В настоящее время считается, что мы не воспринимаем мир непосредственно, но только опосредованно... (через) наш персональный Процессуальный Симулятор Мира, наш механизм, порождающий виртуальную реальность, в к-й мы живём.
Эта модель очень похожа на модель отношений между константной и виртуальной реальностями (т.е. на теорию самого Н.Носова), но никто на Западе, даже сам Ч.Тарт, в дальнейшем не развивал её. (с.36-37)
Виртуал и консуетал
В психологической виртуальной реальности есть три типа событий: консуетал, гратуал и ингратуал. Гратуал и ингратуал имеют родовое имя "виртуал".
Виртуал, в отличие от других психических производных типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение собственного ума, а как объективную реальность.
Виртуал может быть лёгким и приятным (гратуал) или неприятным и тяжёлым (ингратуал).
Консуетал - это обычный, привычный ряд событий, переживаемых нами привычным образом. Консуеталы случаются всё время, за исключением тех случаев, когда возникает виртуал.
Следует подчеркнуть, что консуетал - это не обязательно спокойное состояние. Дело не в интенсивности переживания, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни.
Первичные эпизодические переходы в реальность более высокого уровня переживаются человеком гратуально - как необычные, непривычные, экстатические события. Но после того как человек достаточно хорошо овладеет этой реальностью, переживания, происходящие в ней, становятся консуетальными, сама реальность становится константной, а гратуалы он переживает при переходе в новую, более высокую реальность.
Ингратуалы возникают при переходе в виртуальную реальность более низкого уровня, например, когда человек вынужден выполнять (профессиональную) деятельность значительно более простую, чем та, на к-ю он способен. (с.55-56)