В прошлом посте -
http://andeadd.livejournal.com/1224390.html - мы рассмотрели:
Эго (наше уникальное и неповторимое "Я")
Персону (нашу субличность для социальных контактов, которая, увы, частенько полностью ЗАМЕНЯЕТ нам наше Эго)
Тень (средоточие животных инстинктов и прочих качеств, которые мы - иногда справедливо, а иногда ошибочно - считаем неприемлемыми)
А теперь давайте сконцентрируемся на еще одном архетипическом образе - Аниме/Анимусе. Он находится гораздо ГЛУБЖЕ в бессознательном, чем, например, Тень, поэтому понять его будет сложнее. Юнг честно предупреждал, что суть Анимы/Анимуса - УСКОЛЬЗАЮЩАЯ и разобраться в ней непросто.
Но мы же не боимся трудностей, правда? Тем более, нам помогут их преодолеть чувственные иллюстрации
mage_pro.
Итак.
Анима/Анимус
Как мы уже выяснили ранее, Персона служит связующим звеном между Эго и социумом, то есть ВНЕШНИМ миром. Но также существует не менее любопытный архетипический образ, который связывает ваше Эго с вашим ВНУТРЕННИМ миром - с его глубочайшими, насыщенными чудовищной энергией придонными слоями. С коллективным бессознательным.
Этот образ называется Анимой у мужчин и Анимусом у женщин.
Для простоты изложения далее я буду говорить об Аниме, подразумевая, что всё сказанное справедливо и в отношении Анимуса.
Анима существует на границе с коллективным бессознательным; она регулирует наше взаимодействие с глубинными слоями психики и степень проникновения в сознание различных бессознательных содержаний. Содержаний фантастических, восхитительных, пьянящих, обладающих чуждой нашему обыденному сознанию, а значит гипнотизирующей, буквально МАГИЧЕСКОЙ энергией.
Если Тень концентрирует в себе то, что просто имеет иной ЗНАК по отношению к сознанию (скромность - наглость, чувствительность - равнодушие, проницательность - ограниченность и т.д.), то Анима - это то, что абсолютно ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО нашему сознанию.
А перпендикулярны, прежде всего, психические особенности, свойственные противоположному полу.
Поэтому образ Анимы, в первую очередь, концентрирует в себе всё, что наше сознание не может принять с точки зрения половой идентичности. Соответственно, у мужчин этот образ - женский
а у женщин - мужской.
Так как Анима обитает на границе с коллективным бессознательным, она является мощнейшим источником проекций.
Что такое проекция? У психически здорового человека бессознательное не может прорваться в сознание напрямую, поэтому оно выбирает обходной путь: проецируется на объекты и события окружающего мира. Как это происходит - мы все прекрасно знаем на своём опыте - всем нам знакома одержимость какой-то идеей или фантазией, которая захватывает нас и искажает реальность, наполняя ее каким-то нездешним содержанием.
Пожалуй, самый яркий пример - сильная влюбленность. Здесь Анима демонстрирует нам всю свою великую, непреодолимую, инфернальную мощь. Анима "выбирается наружу" из бессознательного, проецируясь на более-менее подходящую реальную женщину, и мы влюбляемся в неё, чувствуя при этом небывалый душевный подъем, ловим ощущение полноты и смысла жизни, бесконечного счастья и веры в собственное БЕССМЕРТИЕ.
Но чем больше мы узнаём реальную женщину, тем более очевидным становится ДИССОНАНС между её настоящими качествами и "волшебной" проекцией, в которую УКУТАЛО обычного человека наше бессознательное. В итоге проекция неизбежно разрушается. Мы вдруг понимаем, что находились под властью ИЛЛЮЗИИ - как будто на бетонную стену проецировался какой-то увлекательный фильм. Но теперь проектор выключен, и перед нами предстаёт чистая реальность.
Естественно, в случае с влюбленностью женщины в мужчину происходит абсолютно та же история: на девичьего ИЗБРАННИКА бессознательное проецирует образ Анимуса, который заставляет женщину воспринимать туповатого ушастого гопника как благородное средоточие светлой мужественности.
Итак, Анима помимо нашей воли проецирует на внешние объекты наши внутренние бессознательные содержания, обладающие колоссальной энергией. Если вы помните, Тень занимается тем же самым. Только Тень проецирует негатив на представителей нашего пола, а Анима - позитив на представителей пола противоположного (но не только на них, а на любых людей из плоти и крови, которыми мы благодаря иллюзиям Анимы очаровываемся и начинаем воспринимать их как полубогов - например, на политических лидеров и киноактёров).
Подытожим: по сути, Анима/Анимус - это вечно морочащий нас владелец мостика между сознанием и коллективным бессознательным.
Обычно по этому мостику из бессознательного в сознание перебегают ИЛЛЮЗИИ.
Но если наше Эго достаточно сильное, умное и бесстрашное, оно может пойти навстречу иллюзиям, и, игнорируя их сладкий шёпот, пройти по этому мостику в незнакомый, магический мир бессознательного.
Это и есть наше ГЛАВНОЕ путешествие, награда за которое - самое ценное что может получить человек: ощущения Смысла своего существования, Спокойствия и Свободы.
Но для этого в глубинах бессознательного наше Эго должно встретить того, с кем заключит Договор о сотрудничестве.
Этот "кто-то" - центральный архетип психики, её истинный КОРОЛЬ. О нём - вот здесь:
http://andeadd.livejournal.com/1229033.html.
Метки:
Юнг,
психологический психологизм,
рисунки,
френды Отсюда
http://andeadd.livejournal.com/1228576.html
lysovalОбалденно. Обожаю тебя.
Ты, что ли, забил на издательство? -- по завершении мы все получим научный труд. Принт энд рид. И воображай ))
andeaddв постах основа будет, а в книжке я РАСШИРЮ.
вчера кстате нашёл у Юнга практически то же недоумение с которого начинался мой прошлый психопост - мол, "когда психология начала стремительно развиваться, было ясно, что для 99% людей это станет главным и ГЛУБОКИМ увлечением, т.к. ЧТО может быть интереснее чем содержимое своей головы? но этого внезапно не случилось; время идет и ничего не меняется - людям по прежнему интересна не своя психика а то, что кушал кронпринц Австрии на ужин"