Отклики на текст Nevermore и недавний разговор в жж paparvm (
http://paparvm.livejournal.com/6461.html) оставляют ощущение, что я поторопилась подводить черту под темой о молодых самоубийцах. Видимо, что-то надо добавить.
1. Когда несколько лет назад я попыталась реально (в сети) помогать отчаявшимся молодым людям, мне казалось, что всё необходимое для этого имеется: образование психолога; эзотерические познания (астрология); богатый жизненный опыт; знание проблемы ИЗНУТРИ, т.е. знакомство с депрессиями и помыслами о смерти не понаслышке. Но оказалось, что этого недостаточно.
2. Недоставало того, что можно определить словом святость. Или же - бесконечная доброта в сочетании с бесконечным терпением.
У меня не получалось испытывать симпатию к людям (а без симпатии пропадало желание помочь), которые желают смерти своим родителям или до умопомрачения обожают себя, изливая на весь окружающий мир яд ненависти и презрения. (Разумеется, в этой среде далеко не все такие, но их достаточно много.)
3. Есть мнение, что помочь депрессивным молодым людям можно, но при условии, что не испытываешь по отношению к ним вообще никаких чувств. Относясь к этому чисто рационально. И есть пример такой помощи. Но я не знаю, на каких весах можно взвесить и что перевесит: количество «спасенных» рационально (деньгами, лекарствами, психушкой) или тех, кого окончательно добили равнодушием и цинизмом.
4. Проблема не умещается в рамки психологии и психиатрии. Без религии, эзотерики, духовных учений здесь никак не обойтись. Хотя бы при ответе на вопрос «за что?» За что, за какие грехи определенная часть людей еще при жизни пребывает в аду?..
5. Есть теософская, холодно-отстраненная точка зрения, вытекающая из индуизма с его понятием кармы. Если человек мучается сейчас, значит, в прошлой жизни он причинял ровно такие же мучения другим. Можно помогать суицидникам, но не стоит им особо сочувствовать - поскольку в прошлом они были невероятными злодеями.
6. Подобный взгляд на проблему меня, мягко говоря, отвращает. Мне трудно представить, что за злодеем мог быть человек (мастер пыток в Китае? инквизитор? собрат Чикатило?), годами испытывающий запредельную душевную боль. И хотя одна девушка из френдов обвинила меня в незнании Вед и оскорблении Бога (на высказанное мной мнение, что мир несправедлив), я продолжаю упорствовать, и когда жизненный опыт и разум идут вразрез с догмами, отдаю предпочтение первым двум.
7. Христианская точка зрения еще менее убедительна. В романе об этом спорят Энгри и Инок. В реальной жизни у меня был диспут с православными философами, которые старались убедить меня в том, что Бог любит всех с одинаковой силой. Если кто-то не чувствует этой любви - сам виноват: мешает гордыня и чрезмерное самолюбие. Бог любит родителей, даря им здорового веселого ребенка. Но он любит ничуть не меньше, отнимая ребенка - так как теперь родителям не нужно тратить деньги на его образование, тратить нервы во время его болезней, а главное - у них будет больше времени для заботы о спасении своей души.
8. И какой же может быть вывод? Мало обнадеживающий. К знаменитой фразе Сократа добавлю одно слово: «почти». Я знаю, что почти ничего не знаю. А в том небольшом поле, где есть знание и понимание - почти ничего не могу.