В связи с очередной экранизацией, к роману "Мастер и Маргарита" и его автору снова вспыхнул интерес. Его обсуждают, о нем спорят. В первую очередь, о главном анти-герое - Воланде, столь удачно изображенном в фильме.
Ни в одной из трех экранизаций, даже в объемном сериале Бортко, не была затронута крайне важная тема: роман как "Евангелие от Сатаны". А ведь этот мотив присутствовал в ранних редакциях. Но в основную ткань романа по какой-то причине автор вставлять его не стал.
Моя первая встреча с романом произошла в 19. Помню потрепанный экземпляр "Москвы", с великими предосторожностями данный на одну ночь. Проделки Воланда и его свиты не сильно впечатлили (к сатире в литературе всегда была равнодушна). Библейская часть была воспринята скорее с историческим интересом. Тронула самая маленькая по объему линия: любовная. Больше всего взяла за душу концовка: ночной полет на черных конях, слова Маргариты о вечном Доме Мастера.
Второй раз прочла лет через 12, уже покрестившись. Точки интереса были уже иными. Возник вопрос: почему Булгаков, несомненно, хорошо знавший Ветхий и Новый Заветы, так исказил образ Христа? Тогда и оказалось, что существует определение романа как Евангелия от Сатаны, и на эту тему есть серьезные статьи, в том числе Кураева.
К настоящему времени уже не только статьи, но и книги.
Приводится множество аргументов. Для меня самое убедительное - слова Иешуа, что все люди добрые. Слова Иешуа, но не Христа. Если все добрые, то теряется сама оппозиция добра-зла (света-тьмы), одна из основных, на которых построено мироздание. Ничего даже отдаленно похожего в Евангелиях нет.
Иешуа говорит, что, если ему дадут возможность побеседовать с Крысобоем, угрюмым убийцей, бессловесной глыбой агрессивной плоти, он изменится. Но вряд ли так будет. Вряд ли те, кто творил свои зверства 7.10.23 или 22.03.24, отказались бы от своих намерений после разговора с православным старцем или индийским гуру.
Второе качество, отличающее Иешуа от Христа - слова, что на земле когда нибудь будет построено царство справедливости, без власти, без насилия. Об этом мечтали утописты и революционеры, и последние ради этого пролили реки крови. "Царство Божие внутри вас," - так говорил Христос.
Ну, и в дополнение знаменитая фраза Воланда: "Никогда и ничего не просите, и особенно у тех, кто сильнее вас". Она прямо протовоположна евангельскому: "Стучите и откроется, просите и дано будет". А также тьма мелких деталей вроде той, что, когда Воланд велит Коту принести роман, тот привстает и достает рукопись из-под своей задницы
Булгаков заключил договор с Дьяволом? Ради чего? Что именно он получил? Писатель умер, не завершив роман, в возрасте 48-ми лет, и смерть была мучительной. Но, может быть, имелась в виду посмертная слава?
Россия богата на литературных гениев, но самый любимый, самый читаемый текст, самый задушевный для миллионов, перечитываемый десятки раз и при этом загадочный, как океанская глубь, - пожалуй, это он. "Мастер и Маргарита".
Каким образом Воланд внушал Булгакову свои идеи? Это ведь не автоматическое письмо, как в случаях с Еленой Блаватской и Еленой Рерих. Полноправное соавторство. Нашептывал ночами? Приходил с главными героями во снах? Вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем - если только не будут очень серьезно и подробно изучены дневники писателя и его жены.
Было бы здорово, если бы экранизация номер 4 попыталась осветить эту тьму. И называлась бы "Избранник Сатаны", или "Испирация Воланда", или еще как-нибудь в этом роде. Правда, далеко не каждый сценарист смог бы осилить тему инфернальных глубин. А режиссер и актеры должны быть очень рисковыми людьми: страшно...