Бродский, Бобышев и Басманова - роковой треугольник

May 25, 2020 19:47

В честь вчерашнего дня рождения поэта - не самого любимого, но одного из - решила продублировать пост 4-летней давности.
Он не о самом Бродском, но о столь часто описанном биографами и литературоведами роковом треугольнике.
Мне кажется, двое из трех оценены несправедливо: "холодная и анемичная дева" и "предатель".






Один из самых знаменитых треугольников в российской культуре. Гениальный поэт, поэт и  загадочная красавица.

Бродский любил мучительно, почти всю жизнь, за исключением последних счастливых лет, прожитых с юной итальянкой Марией Соццони и с малышкой-дочерью. Количество его стихов, посвященных одному человеку - М. Б., Марине (Марианне) Басмановой, не имеет аналогов в мировой поэзии.
Бобышев - остались его мемуары, где он подробно рассказывает о начале романа - отделался легче. Расставшись с Мариной, он быстро залечил душевные раны. Правда, получил травму с иной стороны - удар по репутации. Друзья и поклонники Бродского не простили "увод невесты" в самое трудное для поэта время. И в эмиграции в США многие продолжали не подавать ему руки.
А как же Марина? Любила ли она кого-нибудь из них двоих, и если да, то кого?

Чаще всего высказывается мнение, что Марина - "холодная вода" (Ахматова), "рыбья кровь", никого не любила. Не способна была любить.
Мне кажется прямо противоположное: за внешностью анемичной, молчаливой, бесстрастной дивы таился клубок жгучих страстей. Любой астролог, взглянув на ее карту, согласился бы со мной. А не-астролог может придти к такому же выводу, проанализировав ее поступки (горящая занавеска, нож в подарок, резкие душевные перепады) и отдельные замечания оружавших ее людей.
Мне кажется, она любила обоих. Такое встречается (Тютчев, как пример). Разной любовью. Бобышев был интереснее внешне, спокойнее нравом, надежнее как партнер (имел работу и дом, в отличие от бездомного и безработного Бродского).
Бродский - огромный талант, блестящий ум, бешеный нерв, страсть, выходящая из берегов.
И еще мне кажется, что Бродский нередко ее обижал, а с Бобышевым она могла расслабиться, передохнуть, залечить обиды.
(Как умеет обижать великий поэт, мы знаем: чего стоит строка "и, судя по письмам, чудовищно поглупела" в позднем стихотворении, признании в не-любви. Это публичное оскорбление. А сколько могло быть с глазу на глаз?)
Возможно, непрощенные обиды - причиной тому, что Марина ограничивала общение Иосифа с сыном и не привила Андрею любви к поэзии отца. (Как же был разочарован Бродский во время единственной встречи со взрослым сыном в Америке...)

Бобышев (невинно пострадавший) где-то сравнил их треугольник с клубком страстей у Достоевского: князь Мышкин-Рогожин-Настасья Филипповна. Пожалуй, в Марине и впрямь немало от страстной "девы-обиды" (по выражению Г. Померанца).
Можно провести параллель и с Рогожиным: тут и порезанные вены Бродского, и топор на стене, и злосчастный ножик, и жестокие объяснения с соперником.
А вот напоминает ли Бобышев блаженного князя? Частично да. Он ведь готов был принять Марину и беременной, и с ребенком от соперника. А главное, Марина подарила ему повесть Рильке "Записки Мальте Лаурдиса Бригге", заметив, что лирический герой - исключительно светлый и добрый человек, и Дмитрий - одно лицо.

Возможно, когда будет опубликована переписка Бродского с Мариной (а она достаточно обильна и длилась чуть ли не до смерти поэта), мы узнаем об этой истории больше.

астрология, Бродский, люди, психология

Previous post Next post
Up