Люблю шестидесятые и шестидесятников. И не потому, что это время моего детства - детство вовсе не обязательно самый светлый период. Потому что и впрямь удивительное время. Хотя бы по песням можно судить. По фильмам. По пресловутым стадионам, собираемым поэтами.
"Нас мало. Нас, может быть, четверо". Вознесенский имел в виду себя, Рождественского, Евтушенко и Ахмадулину.
У Аксенова шестерка - к четверым поэтам добавил себя (прозаика) и Окуджаву (барда).
Мой рейтинг такой: Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава. И множество любимых второго ряда: Визбор, Городницкий, Матвеева, Мориц, Тарковский...
Неповторимое время. Поэтому, не являясь поклонником Аксенова, прочла "Таинственную страсть", залпом.
И посмотрела все серии фильма. Последняя закончилась только что.
Роман оставил двойственное впечатление.
Соглашусь с отзывом Вознесенского, что это "взрыв любви", но документальной правды здесь искать не стоит.
(А Евтушенко, видимо, не почувствовал любви, но лишь сарказм и иронию, и отозвался о книге резко отрицательно: "озлобленный бред".)
Правда, не всех автор любит с одинаковой силой. Бродский получился схематично-карикатурным. (Вечное соперничество Москвы и Питера?)
Не повезло Татьяне Лавровой, что изображена совершенно спившейся (как она играла спектакли каждый вечер, хотелось бы знать?), плюс в ее судьбу вплели судьбы еще двух женщин. Этакий трехголовый дракончик.
Возлюбленная Майя (Ралисса) написана с огромной страстью. И предельно откровенно. Надо полагать, она читала роман до публикации и была не против такой трактовки. (Возлюбленная главного героя "Острова Крым" один в один та же Майя: очаровательная, жизнерадостная нимфоманка.)
Пребор с эротическими сценами - что характерно для зрелого и стареющего Аксенова.
Одно из самых сильных мест - эпизод с вхождением танков в Чехословакию.
Евтушенко не врал в этих строчках, написанных в те дни:
Пусть надо мной - без рыданий -
просто напишут, по правде:
"Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге".
В романе подробно описано, как Евтушенко отправляет телеграмму с протестом Брежневу и Андропову. Один. Ни всеобщий любимец Окуджава, ни бескомпромиссный диссидент Аксенов не решились присоединиться к нему. Струсили. Для того времени подобный поступок был подвигам. Прежде мне не нравился Евтушенко - ни по-человечески, ни как поэт, но роман (да еще диалоги с С. Волковым) поменяли отношение на 180 градусов. Уже за одно это следует быть благодарным автору.
А вот сериал разочаровал...
Сценарий совершенно ужасный.
Нет, и к режиссеру есть претензии, но их меньше. Главным образом, по кастингу.
Актеры-мужчины похожи на прототипов, либо не дисгармонируют с ними. Даже Безруков в роли Высоцкого (без грима!) органичен. Симпатичен Морозов (Ваксон), приемлем Янковский (Евтушенко), трогает юный Вознесенский.
А вот женщины... За исключнием Чулпан (внешнего сходства с Ахмадулиной никакого, но это уравновешивается незаурядной личностью, талантом) и пленительной Пересильд, все остальные - блеклые невыразительные блондинки, неотличимые друг от друга. А ведь среди них были очень неординарные: Галина Сокол, вторая жена Евтушенко, или та же колдунья Лаврова, или мировая знаменитость Влади, или мудрая Богуславская...
Актеры старались. Перенимали интонации, мимику, жесты своих прототипов, с чувством читали стихи...
А вот сценарно - полный беспредел.
Елена Райская переписала роман от и до. Думаю, честнее было бы - если уж творение Аксенова нуждалось в столь кардинальной переработке - написать свой сценарий на ту же тему.
Особенно не устроили ее любовные истории - что главная, стержневая: Аксенова и Майи Кармен, что второстепенная - Высоцкого и Влади (о которой в романе не было ни слова).
В романе самая ранняя дата - 62-й год, в сценарии - 57-й. И т.д. и т.п...
Особая низость, на мой взгляд - переписанный эпизод с телеграммой Брежневу. Уже не один Янковский, но вся компания пришла на почту. Все совершают подвиг, не один Евгений...
В общем, если в титрах фильма будет стоять "сценарист Е. Райская" - для меня это будет знаком, что смотреть ни в коем случае не стоит.
Но из написанного не значит, что я жалею о времени, потраченным на сериал.
Вовсе нет.
Прикоснуться к любимой эпохе, услышать замечательные стихи и песни...
Тоже немало.)