Лет десять назад, когда преподавала, очень недолгое время, в Религиозно-Философской школе, как-то провела опрос среди своих студентов: попросила назвать три самых любимых книги. Первенствовала, с большим отрывом, "Мастер и Маргарита". При том, что детки были из образованных семейств, умненькие и верующие, и несомненно слышавшие, что этот роман - "Евангелие от Сатаны".
Думаю, дело не в возрасте. Магия великого текста воздействует на абсолютное большинство читателей.
И я была (и частично осталась) влюблена в роман. Особенно отдельные места берут за душу:
"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его.
Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд".
О романе много спорят, пишут диссертации, статьи и книги. Один из самых существенных камней преткновения - вопрос, кто есть автор и что есть роман? Исповедь гениального художника, гениальная же мистификация (игра) или нечто, написанное под диктовку князя мира сего? У каждой из версий немало сторонников. Мне ближе всего третья.
Тут и признание самого автора: "Бес водит моей рукой", и множество доказательств в самом тексте.
Приводить их не буду: высказаны не раз. Скажем, дьяконом Андреем Кураевым:
http://www.spb.kp.ru/daily/23638.3/48473/ Единственное, что хочу добавить - о третьем афоризме книги. Первые два - "рукописи не горят" и "никогда ни о чем не просите", тот же Кураев (и не он один) обсудил подробно. Но вот о третьем - "все люди добрые", практически не упоминают.
Казалось бы, что такого сатанинского в этом утверждении?
А то, что настоящий Христос (а не булгаковский Иешуа) никогда не говорил ничего подобного.
Если все добры, то исчезает само понятие зла и тьмы. Распадается полярность, на которых - если верить эзотерическому трактату "Кибалион" вкупе со здравым смыслом, построено мироздание.
Когда распадутся, рассосутся все полярности, наступит тепловая смерть, торжество энтропии...