Mar 20, 2016 20:02
В недавней дискуссии прозвучало понятие "ментальный потолок". Интересная тема...
Помню, как на первом курсе психфака ЛГУ нам определяли коэффицент интеллекта по Векслеру. Помню то гоределиво-радостное ощущение, когда оказалась в тройке первых (а факультет занимал первое место по этому показателю среди всех факультетов вуза). Но длилось это ощущение (изрядно подпитывая эго, что я поняла позже) не слишком долго.
Чрез два года я вышла замуж за своего однокурсника. Он был старше меня на год, но знал неизмеримо больше и понимал намного глубже, к тому же был очень талантлив. Для меня на тот период он оказался учителем. Его коэффициент интеллекта был ниже моего на 12 баллов.
Самый низкий бал - 98 (для студента-гуманитария это очень мало), оказался у нашего старосты Ивана. Он, единственный из всех, интересовался вещами, выходящими за рамки атеизма-материализма, в которых нас учили: телепатией, экстрасенсорикой. После выпуска он занялся восточными практиками, организовал группу духовного развития. Потом стал православным. На каждой встрече однокурсников - через 15, 20, 25 лет - я смотрела, как неуловимо меняется его лицо - в сторону покоя и света.
Старая душа... И невысокий балл ай-кю совершенно не мешал ее росту.
В нашу информационную эпоху придается чрезмерно большое значение ментальному телу. Тогда как разум - далеко не самая важная часть личности. Его роль - слуги, проворного помощника. Отслужил свою службу - и можно отставить в сторону, обратившись к более важным вещам.
Главная задача разума - довести до той точки, с которой можно совершить прыжок ЗА - за пределы рассудка, пределы эго. Эта точка и есть тот самый необходимый потолок. Кому-то достаточно низкого - как Ивану, кому-то даже 150 баллов плюс тысяча прочитанных умных книжек не помогают (а возможно, и мешают) пробудиться.
(Яркий пример - эрудит Вассерман, сочетающий огромнейший багаж знаний со служением одному из самых темных эгрегоров - неосталинизму.)
В моем случае необходимый для прыжка ментальный потолок (взгляд на мир, важные знания) был достигнут в 33 года. С тех пор прочла еще немало книг, написала немало текстов, но самое главное - и прочитанное, и написанное, и пережитое - было до этой даты. Тем не менее, прыгнуть так и не сумела. Для этого нужен не ментал, не интеллект, но совсем иное.
В самом раннем, во многом предугадавшем мою жизнь тексте, писала об этом. Внутренний монолог героини (одной из моих субличностей), всегда кичившейся своим умом, попавшей в страшную и тупиковую ситуацию:
"......Рассудок, братишка, родной - помоги! (Лошадка, вытяни!) Бесполезно. Можно напрягать мозг до рези в ушах, до головной судороги. Можно расслабиться, захмелеть, поплыть, отдавшись волнам подсознания. Результат один.
Какого же черта она всегда так гордилась своим умом? (Неженским! Жестким! Свободным от догм!) Хромая он кляча, и никто больше. Жалкая кляча. Не вытянуть.
......Зачем она лжет себе? Рассудок ее - не друг, не тягловая кляча. И уж тем более не братишка. Абсолютный растворитель - вот он что.
(Когда-то в молодости она участвовала в "мозговом штурме" - телевизионной игре. Отбирая участников, им задавали вопросы с подковыркой. К примеру: "Придумайте, как и где можно хранить абсолютный растворитель, если бы таковой существовал". Она прилежно напрягала мозги. Да нигде его не сохранить, если он и впрямь абсолютный. Разве что в центре земного ядра. Растворив все сосуды, покровы, слой почвы, кремня, базальта - неуемная жидкость докатится до центра земного ядра и там зависнет навечно, в непроницаемой тьме, уравновешенная со всех сторон силами тяготения.)
Абсолютная аналогия с ее интеллектом. С ее мозговой машинкой, будь она неладна.
Как нравилось ей оставаться победителем в любом споре. С каким удовольствием находила она уязвимые места в высокоумных построениях философов, в теоретических столпах мировых религий. И постепенно, за двадцать лет интенсивного ментального разбоя, разум ее, растворив все стереотипы, установки и шаблоны, все философские и религиозные догмы, завис в полной тьме и бездействии. Поплатился за свое высокомерие. Разбился о свою неуемность. Сейчас, здесь, в земляной яме это стало ясно, как никогда.
Видимо, есть нечто более важное и сильное, чем рассудок, чего она лишена напрочь.
Вспомнился последний разговор с Будром. Они сидели на одной из макушек острова, под ними шелестела зеленая шерсть кедров, а дальше опоясывала пространство блестящая плоть океана. Обычно молчаливый Будр был словоохотлив. «Боготворят ум, или рассудок те, кому неведомы иные средства передвижения. Ум можно сравнить с ногами. Они нужны. Чтобы, скажем, забраться на этот холмик, где мы сейчас загораем с тобой. Но если нам захочется погладить вон то облако, с розовым подбрюшьем, похожее на валяющегося щенка, ноги нам уже не помогут. У птиц, как правило, короткие и слабые ноги. Но длинные крылья".
Крыльев у нее нет, это ясно..."
эзотерика,
творчество,
психология