О Буковском

Apr 29, 2015 14:37



В 1982 году мне дали - с великими предосторожностями - книгу диссидента Владимира Буковского "И возвращается ветер".
Сказать, что она меня потрясла, мало.
Процитирую слова Бориса Немцова, сказанные им два года назад по поводу юбилея В.Б., поскольку полностью солидарна с ними:
"Первый раз я услышал о Буковском, когда учился в школе в далекие семидесятые. Наша учительница по обществоведению рассказывала про врагов коммунистической системы (с осуждением, естественно), каких-то загадочных диссидентах, мешающих строить коммунизм. В числе злостных врагов коммунизма был назван и Буковский. В то время Владимир Константинович сидел в тюрьме за антисоветскую деятельность. А до этого, за то же самое он подвергался принудительному психиатрическому лечению... На первом курсе Университета я узнал, что Буковского обменяли на лидера чилийских коммунистов, который томился тогда в пиночетовской тюрьме. Народ быстро отреагировал на это событие: Обменяли хулигана на Луиса Корвалана. Где б найти такую бл...дь, Чтоб на Брежнева сменять )... Именно тогда, в эпоху расцвета Самиздата, мы и узнали, что есть бесстрашные люди у нас в стране, которые, несмотря на тюрьмы, лагеря и психушки, борются с гнусностями и жестокостями совка. Борются за вашу и нашу свободу.

Я не мог себе тогда даже представить, что не просто познакомлюсь с Буковским, но создам вместе с ним и моими единомышленниками движение «Солидарность». Движение, которое продолжает традиции советских диссидентов. Продолжает борьбу с негодяями и подлецами. И последнее. В 2002 году я впервые встретился с Буковским у него дома в Кембридже. Это была решающая для меня встреча, в плане отношения к нынешней российской власти. Так что Владимир Константинович для меня еще и учитель и нравственный ориентир. Аллергия к подлости, стукачеству, соглашательству привита во многом Буковским. За что я ему очень и очень благодарен. У нас в стране практически не осталось бесспорных нравственных авторитетов. Это страшная проблема и даже трагедия. Слава Богу есть Буковский".

Выделенное особенно важно для меня.

Спустя три года, в 85-ом, я познакомилась с соратниками Буковского, столь же бесстрашными, чистыми нравственно, героическими людьми. Не просто познакомилась, но какое-то время помогала им. И это было счастье.

Потом я мало что знала о В.Б. - что живет в Лондоне, стал ученым, нейрофизиологом, в 2008 году выдвигал свою кандидатуру в президенты России. И всё.
Сообщение о предъявленных ему прокуратурой Англии обвинениях в педофилии и грозящем суде - словно удар. Шок. И, судя по реакции сети, не для меня одной.
Я не знаю, правда это или провокация. Хочется верить, что последнее. Не знаю, кому мог помешать старый и тяжело больной человек, откуда у него столь могушественные враги на его второй родине, в цивилизованной Великобритании. Очень надеюсь, что суд через неделю во всем разберется и вынесет справедливое решение.

Нисколько не удивила, но опечалила в очередной раз реакция большинства блогеров на это событие: ликование, улюлюканье, злорадство. "Все они, либералы и диссиденты - грязные извращенцы, еще одно доказательство!.."
Представляя себя на месте В.Б, думаю, что к боли от позорного суда на исходе жизни добавлается изрядная горечь от сознания, сколько же бывших соотечественников его ненавидят.

Такой же глумливой радостью цвела всемирная паутина по поводу смерти Новордворской.
Они во многом похожи, при всем внешнем различии, Буковский и Новодворская. И в чем-то эту всенародную ненависть заслужили - она вернулась к ним бумерангом.
И он, и она начинали с любви (к людям) и священной ненависти (к тоталитаризму и беззаконию), а закончили просто ненавистью. Не только к государству, к "кровавой гебне" и к Кремлю, но и к населяющим это государтство людям.
Иначе зачем было так упорно призывать Запад бойкотировать Олимпиаду-80 в Москве? Разве не была она радостью для многих простых людей?
И зачем - последний характерный штрих - дружить с Порошенко? Пожимать руку вурдалаку только по той причине, что он враг моего врага?
Впрочем, последнее характерно для всех - наследников советского диссидентства, нынешних либералов.

Возвращаясь к выделенной мною последней строке Немцова: "У нас в стране практически не осталось бесспорных нравственных авторитетов. Это страшная проблема и даже трагедия", - опускаю последние слова.
Никого не осталось..

Да, они ушли в иной мир - кто давно, кто недавно - те, кто были такими нравственными авторитетами: Сахаров, Мень, Померанц.
Кто (уверена в этом) сегодня не лебезил бы ни перед Путиным, ни перед Порошенко, кто оценивал бы нынешние политические бури с точки покоя и вечности.
Почему они не оставили продолжателей, учеников?

А Буковский, хоть сейчас и не герой, и не нравственный ориентир, но он был героем.
И это останется, как останутся и его книги.

политика, злободневное, Буковский, люди

Previous post Next post
Up