Думаю, что в моем журнале должен быть пост про моего однофамильца.:) На самом деле именно у Генриха Фогелера я взяла фамилию. Потому что она такая немецкая, потому что она всегда казалась мне очень красивой и потому что я люблю букву «Фау», хотя и не люблю птиц.:) А Генрих Фогелер - интересная фигура. Его биография - яркий пример того, как сквозь человеческую жизнь проходит История и наоборот, - как человек проявляет себя ее творцом. Про него довольно много можно найти на русском языке, например
вот длинная подробная биографическая статья, так что я не буду писать много. Только перечислю несколько фактов, которые, я надеюсь, вдохновят кого-нибудь на то, чтобы самостоятельно узнать больше.
Фогелер заметный представитель немецкого Модерна - Югендштиля, один из активных участников и вдохновителей колонии художников в Ворпсведе (объединения единомышленников, творящих красоту, вдохновляясь Природой и крестьянским искусством, аналогичного нашим Талашкину, Абрамцеву и др.) На рубеже веков занимается живописью, графикой, оформляет интерьеры, работает с серебром, оформляет символистский журнал «Остров», много путешествует.
В 1914 году идет на фронт добровольцем, в 1917 пишет гневное письмо кайзеру с требованием прекратить войну, за что попадает в сумасшедший дом. В процессе Ноябрьской революции в Германии вступает в компартию, участвует в выборах бременского Совета рабочих и солдатских депутатов, выступает с докладом «Экспрессионизм любви - путь к миру», в 1919 году публикует эссе «Новая жизнь. Коммунистический манифест».
Участвует в движении «Роте Хильфе», создает «Рабочее товарищество Баркенхов» (в собственном имении) и Трудовую школу. С 1923 года совершает регулярные длительные поездки в Советский Союз. В том же году устраивает в своем доме приют для детей политзаключенных. Делает агитплакаты, оформляет спектакли революционного театра, занимается монументальной живописью (например, делает панно для здания МОПРа).
В конце двадцатых все больше осознает, что ему нечего делать в Германии среди нацистов и в 1931 переезжает в Советский Союз. Много ездит по стране в командировки, занимается антифашистской публицистикой, сотрудничает с различными журналами в качестве художественного критика, живет в Доме на набережной.
В конце мая 1941 года - персональная выставка в выставочном зале МОСХа. В начале войны активно участвует в пропагандистской работе политотдела Красной Армии. В сентябре 1941, как лицо немецкой национальности был депортирован из Москвы, отправлен в село Корнеевка Карагандинской области. По ряду недоразумений не получает положенной ему пенсии, голодает, умирает от истощения и сопутствующих болезней в июне 1942 года.
Вот еще интересные ссылки:
Генрих Фогелер в казахской степи А он очень старался соответствовать эпохе и ее требованиям. Написал, например, портрет человека, вернувшегося из немецкого концлагеря, и заполнил все пространство вокруг разными сюжетами из его жизни. Я в каком-то архиве видела протокол заседания художников, которые этот портрет обсуждали. Фогелер жутко это обсуждение переживал, потом замазал весь фон черным. Он очень хотел влиться в искусство социалистического реализма. Рисовал Дзержинского на смертном одре и плакал над ним, был очень увлечен Николаем Островским. Коллекция акварелей Фогелера в Петрозаводском художественном музее Немецкая Википедия