Проект художницы Сидзуки Йокомидзо “Strangers” (1998-2000) - пример использования фотографии как средства психологического исследования.
В разных городах (Берлин, Токио, Лондон, Нью-Йорк) художница выбирала удобные для съёмки дома и посылала их жителям письма, начинавшиеся словами «Дорогой незнакомец». В письме объяснялась цель проекта и содержалась просьба - если человек согласен участвовать, в определённое время он должен выглянуть в окно - так, чтобы его было удобно сфотографировать снаружи. «Никого, кроме вас не должно быть в комнате». Да, ни родственников, ни друзей, ни полиции, - никаких свидетелей, только вы и я.)))
Со своими моделями Йокомидзо обходилась максимально этично, присылала готовый отпечаток на рассмотрение и дополнительно спрашивала разрешения на его демонстрацию и публикацию. Но никогда лично не встречалась ни с кем из этих людей.
Таким образом, получился парадоксальный перформанс, в котором сошлись противоположности: абсолютное дистанцирование и предельная интимность; анонимность, эксгибиционизм и вуайеризм; сотрудничество, доверие, контроль и власть.
Проводя каждую съемку, художница всякий раз испытывала эмоциональное напряжение и волнение. А для людей, которые соглашались побыть объектами такого анонимного портретирования - это могло быть просто страшно, это она тоже понимала. Их взгляды и позы демонстрируют разное: любопытство, смущение, подозрение, вызов и т.п. Однако все они проявили высокую степень доверия абсолютно чужому человеку.
Социальное положение, возраст, обстановка квартиры и т.п. Йокомидзо не интересовали. Эта работа - один из многих подобных проектов на стыке документальной и постановочной фотографии - не социально-статистический, а психологический. Её интересовал только момент контакта, столкновения, доверия - разного рода психологических взаимодействий между незнакомцами.