Несколько дней прошло после спектакля, и я только сейчас собралась с силами что-то написать, до сих пор, впрочем, неуверенная, что смогу выдать что-то умное-разумное типа того, что обычно пишут театральные знатоки, которые строчат заумные тексты после каждого спектакля, который они посещают. Тексты выходят гладенькие и иногда гаденькие, и часто понимаешь, что душа пишущего не принимала участия ни в просмотре спектакля, ни в написании комментария к оному. Почему это я сразу кидаюсь в критику? А просто посмотрела отзывы на спектакль - много отрицательных, и больше всех ругают те, кто ничего не понял, те, кто даже произведение не читал, прости господи. Ну что поделать, оставим за каждым право выбирать, что смотреть и что не смотреть, выбирать свой театр, своего режиссера и свои спектакли. Кто-то ведь и вовсе не ходит в театр, не читает книги.… Бедолаги. Ладно, что я все ни о том. Умные слова так неуместны, когда на первый план выходят чувства и эмоции. Зачем вообще людям театр? Может ли он сделать мир лучше? Думаю, что может. Если он способен совершить переворот в душе одного отдельно взятого зрителя, значит, все не зря, все не зря…
(Все фотографии не мои, из Интернета. Свои не получились по двум причинам: первая - контраст черного фона и белых лиц не оставил моему телефону никаких шансов сделать что-то приличное, вторая - я была вымотана в ноль к концу спектакля, и плевать мне было на фотографии и на что-либо вообще.)
Итак, собрались, поехали.
«Пер Гюнт» по произведению Генрика Ибсена в театре им. Вахтангова в постановке Юрия Бутусова. 3.50 затаив дыхание, 3.50 красивого, очень умного и тонкого действия, 3.40 глубокой медитации и размышления о жизни. Я уже писала, что обожаю этого режиссера, что же, придется повториться! Не буду бросаться громкими заявлениями о гениальности, но это круто, ну просто очень-очень круто. Сложное произведение Ибсена, за которое не каждый бы взялся, ЮБ не только раскрывает и поясняет, но и использует как материал, чтобы высказывать свои идеи и взгляды, и это очень любопытно. Безусловно блистательна игра актеров, которые вшестером (можете себе это представить?) показывают нам историю Пера Гюнта (историю, в оригинале которой более 70 персонажей!).
Перед походом на этот спектакль читать текст обязательно, и не просто читать, а еще и хорошенько подумать над прочитанным. Даже не смотря на то, что я уже не первый раз смотрю спектакль ЮБ, я бы много (а может и ничего…) не поняла, если бы не была хорошо знакома с произведением, которое, люблю. Только я в нем вижу, прямо скажем, куда больше светлого и вселяющего надежду, чем это получилось у ЮБ. Спектакль мрачноватый, темный, ощущение такое, что погружаешься медитацию или участвуешь в спиритическом сеансе, куда-то погружаешься, у-лет-а-ешь. И перед тобой приоткрывается завеса, какая-то дверка, поднимается вуаль, которая раньше как бы отделяла тебя от некоторых мыслей, суждений о человек, о мире, космосе, каких-то вещах..., о которых ты, может быть, и не хотел бы думать. Но раз уж пришел, то, пожалуйста, изволь, ЮБ заставляет думать, думать о себе, о своем месте в мире, о нравственности того, что ты совершаешь, о значении своей жизни вообще. Удивительно, но, по-моему, еще ни один спектакль в моем театральном опыте не залезал так глубоко в душу и не выкапывал оттуда что-то такое, что меня очень поразило. Спектакль - личный, очень глубокий разговор со зрителем. Удивительное ощущение того, что я одна в зале, не покидало на протяжении всех четырех часов, погрузилась я в него почти сразу, как только в зрительном зале погас свет. Я не помнила, что в зале есть кто-то еще до тех, пока свет не зажегся снова в антракте (которых было два), и это было восхитительно.
На сцене одновременно присутствуют сразу два Пер Гюнта (Сергей Волков и Павел Попов), в разных сценах выступают на первый план то один, то другой, иногда оба сразу. Как и в других спектаклях ЮБ артисты играют не только одну свою ключевую роль, но и других персонажей, меняются, перетекают друг в друга в зависимости от сцены. Это не создает путаницы, скорее наоборот, ощущаешь какую-то великую всепроникнутость образов единого художественного пространства.
На протяжении почти всего действия артисты задействуют камеру, которая снимает происходящее, что тут же транслируется на заднюю часть сцены и/или на белое полотно-экран, расположенный ближе. Это создает невероятное ощущение, просто фантастическое. Во-первых, одну и ту же сцену ты видишь сразу как бы с нескольких ракурсов, во-вторых, создается невероятное ощущение кинематографичности происходящего, словно ты попал внутрь фильма.
На сцене есть и бесконечные раздевания и переодевания, и вымазывание артистов краской и грязью (глиной, если это была она в ванне), раскрашивание лиц в черный, - привычные и уже любимые элементы бутусовских спектаклей. Реквизит здесь создает волнительную напряженность и загадочность, как будто ты находишься (в некоторых сценах) в антикварной лавке ночью: черный диванчик, низко опущенные люстры, вороньи чучела и много, до ужаса много, зеркал, в которых отражается зрительный зал. Намек, что нам стоит посмотреть на самих себя, в очередной раз ЮБ обращает «глаза зрачками в душу», как Гамлет Гертруде. Над сценой на двигающейся конструкции на протяжении всего спектакля висит, иногда меняя свое положение, большой крест - символ вполне понятный, ведь речь идет о судьбе человека, к концу он как-то совсем «давил» на меня, не знаю, был ли такой эффект задуман, или я просто расчувствовалась не в меру. В сцене, когда корабль с героем на борту попадает в шторм и терпит крушение, Пер Гюнт держится за этот самый крест, как за последнюю надежду, буквально висит на нем.
Какая потрясающая получилась у чудесной Евгении Крегжде мать! Слов не нахожу, чтобы выразить, как она мне понравилась. Необыкновенно красивая, трогательная, сильная, как поет! А каким голосом говорила, мурашки по коже, настоящий голос матери, матери вообще в самом общем и самом высоком смысле этого прекрасного слова. Изящная, элегантная. Несколько маленьких, но очень милых, шуток в ее исполнении были просто прекрасны, это не комедия, конечно, какие шутки, но это разбавило тягостную атмосферу, какой теплотой повеяло. Еще до спектакля мне было интересно, как можно будет обыграть сцену смерти матери Пера Гюнта, а надо сказать, что и в книге, она впечатляющая. Мне понравилось сценическое решение: после диалога между героями, Пер Гюнт сваливает в кучу все свое прошлое - стулья, вещи, камни, - все это сваливается в кучу вокруг нее, вокруг матери, которая с таким красивым лицом, взглядом, полным понимания и принятия, сидит неподвижно и ждет, когда сын придаст ее вместе со всем прошлым огню.
Прекрасным рыцарем света здесь выступает Сольвейг (Яна Соболевская), всю жизнь преданно прождавшая и тем самым спасшая Пера Гюнта. Сольвейг с голосом норвежской русалки, соблазнительной серены, нежная и сильная, ждущая. Она же - женщина в зеленом, она же похищенная Пером невеста Ингрид. Юрий Цокуров - на сцене и прекрасный музыкант, и сразу несколько персонажей. Сцена в сумасшедшем доме в Каире просто на разрыв аорты. Как можно было провести аллегорию между текстом Ибсена и Сталиным, Геббельсом, Гитлером, Битлз? Земные цари, земные кумиры, которых сегодня возносят, а завтра они - прах, тлен. Сам ли человек выбирает свою судьбу или стать царем земным - это крест, который ты должен нести в не зависимости от твоего выбора? Анитра (Аделина Гизатуллина) получилась просто восхитительная - соблазнительная загадочная, девушка без души с очень красивыми ногами. Она же создает образ девушек-пастушек, призывающих горных троллей и привлекающих в свои объятия странствующего по горам Пера Гюнта, потрясающая пластичная сцена, в которой артисты снова вымазываются краской - черной и красной - цвета темной страсти, цвета смерти и крови.
В сцене, где Пер Гюнт становится пророком, Сергей Волков на немецком языке произносит некоторые отрывки из речи (или спектакля, я затрудняюсь дать этому явлению жанровое определение) Клауса Кински «Иисус Христос Спаситель» 1971 г. Перевод зрителям на плакатах демонстрирует мать - Евгений Крегжде. На мой взгляд, слишком смело звучат выбранные фразы в Москве в контексте некоторых последних политических событий и всяких оппозиционных движений. С другой стороны, стара как мир истина, что власти обнаглели, в какое время этого не говорили? Получился страстный, обличительный монолог от имени Иисуса Христа, в котором герой обличает общественные институты, церковь, государство, звучит вызывающе. «Вы не стыдясь даете целовать свои руки на публике». «Я вам не супер звезда, которая для вас играет свою роль, вися на кресте.» «Я - крик». И что-то про то, что я не опора мир и безопасности, которой вы достигаете с помощью слезоточивого газа и резиновых дубинок. Это было мощно, это звучало, не знаю, неужели можно остаться равнодушным к подобному призыву раскрыть наконец глаза и посмотреть вокруг себя, ужаснуться…?
Также в спектакле звучат стихи Арсения Тарковского «Я в детстве заболел…» и «Первые свидания».
…Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами…
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Песни в спектакле артисты поют сами, действие сопровождается живой музыкой - баян, аккордеон, гитара, барабан, пианино. Музыка, как и всегда у ЮБ, играет свою роль, подчеркивает, намекает, создает нужную атмосферу. Даже рэп Хаски в нужном месте выстреливает удачно - прямо в голову. В спектакле звучат песни на французском, английском, немецком, русском, норвежском и лапландском языках. Перевод пьесы звучит современно и свежо.
Пер Гюнт - это поиски самого себя, вопрос о том, сам ли человек выбирает свою судьбу, или подчас, может быть, у него такого выбора. Это о том, как мир разрывает человека в клочья, раздавливает своей махиной. Это бунт простив предопределенности, против предрешенности своей судьбы. Четко прослеживаются канонические образы распятия - снятия с креста - оплакивания, финальная сцена - Пьета, оплакивание матерью Христа.
Если вы готовы заглянуть себе в душу, готовы давать себе ответы на, может быть, не самые приятные вопросы, если вы готовы думать, готовы к театральным экспериментам и смелом режиссерским решениям - идти на «Пер Гюнта» обязательно. Если вы идете в театр, чтобы развлечься и забыть про работу и свою полную суетных забот жизнь, посмеяться на шутками типа «лицом в торт» - не ходите на ЮБ, чтобы не писать потом гадкие отзывы о том, что это пошло, грязно и бессмысленно, ходите на всякие не так идущие шоу и мюзиклы об ограблениях банка.
Стихотворение Арсения Тарковского, которое меня еще не скоро отпустит.
Я в детстве заболел
От голода и страха. Корку с губ
Сдеру - и губы облизну; запомнил
Прохладный и солоноватый вкус.
А всё иду, а всё иду, иду,
Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
Иду себе в бреду, как под дуду
За крысоловом в реку, сяду - греюсь
На лестнице; и так знобит и эдак.
А мать стоит, рукою манит, будто
Невдалеке, а подойти нельзя:
Чуть подойду - стоит в семи шагах,
Рукою манит; подойду - стоит
В семи шагах, рукою манит.
Жарко
Мне стало, расстегнул я ворот, лёг, -
Тут затрубили трубы, свет по векам
Ударил, кони поскакали, мать
Над мостовой летит, рукою манит -
И улетела...
И теперь мне снится
Под яблонями белая больница,
И белая под горлом простыня,
И белый доктор смотрит на меня,
И белая в ногах стоит сестрица
И крыльями поводит. И остались.
А мать пришла, рукою поманила -
И улетела...
Ваша Лисица