"Драгоценности из Византии"...
Квадрига площади Сан-Марко - одна из жемчужин Венеции. Четыре бронзовые лошади, сделанных словно из плоти и крови, могли бы вполне войти в семерку чудес света. Легенда гласит, что они были впряжены в колесницу знаменитого Колосса Родосского.
История повествует о них не меньше интересного, чем легенда. Созданные в IV или III веках до нашей эры греческим скульптором Лисиппой, они на протяжении семисот лет украшали ипподром Византии. Затем они были похищены во время IV Крестового похода, когда крестоносцы захватили Константинополь, были доставлены в Италию и стали гордостью собора Святого Марка в Венеции еще на семь столетий. В верхней части фасада собора имеется балкон, с которого дожи Венеции могли созерцать различные торжественные церемонии и празднества, устраивавшиеся на площади перед собором; здесь и была установлена квадрига. Необычайная красота этих коней объясняется талантом скульптора, сумевшего придать их телам живость и передать все признаки движения.
Красота и пышность этой квадриги, которую можно было бы счесть вполне достойной впрячься в колесницу бога Солнца, не укрылась от жадного взора Наполеона, приказавшего перевезти ее во Францию в 1797 году и установить в Париже. Она оставалась там 18 лет, пока Франция в 1815 году не вернула ее Италии.
Эти лошади не только отличаются от многих конных статуй красотой, но и тем, что сделаны они из бронзы, но не отлиты целиком, как обычно, а состоят из многих частей, выкованных отдельно, а потом склепанных вместе и тщательно отполированных вручную. Когда-то они были покрыты не то тремя, не то четырьмя слоями золота. Недавно венецианцы были вынуждены придумать способ защиты своих сокровищ от разрушительного воздействия загрязнения окружающей среды, и они заменили квадригу точной копией, а оригинал поместили в собор.
"Квадрига Святого Марка". Бронза. Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.Описание:
Скульптуры датируются концом классического периода и были приписаны скульптору IV в. до н. э. Лисиппу, однако далеко не все согласны с такой атрибуцией. Несмотря на то, что скульптуры называются бронзовыми, на самом деле, как показал анализ, они состоят из 96,67-процентной меди с примесью Высокое содержание олова увеличивало температуру отливки до 1200-1300 °C .Медь высокой чистоты была выбрана для наилучшего способа позолоты методом ртутного золочения. По современным сведениям о древней технологии, такой метод указывает на римское, а не греческое происхождение.
Несомненно, что лошади, вместе с квадригой, с которой они были изображены, долгое время стояли на ипподроме Константинополя. Вероятно, это они были теми «четырьмя позолоченными лошадьми, стоящими над ипподромом», которые «прибыли с острова Хиоса при Феодосии II», упоминаемыми в «Parastaseis syntomoi chronikai» (VIII - нач. IX вв.). Они находились там до 1204 г., когда были захвачены венецианцами в качестве трофея во время разграбления столицы Византийской империи в Четвертом крестовом походе. Вскоре после крестового похода дож Энрико Дандоло отправил лошадей в Венецию, где в 1254 г., в период правления дожа Реньеро Зено (1252-1268 годы), они были установлены на террасе фасада базилики Св. Марка. Первым документальным свидетельством о появлении квадриги в Венеции является ее изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. В 1364 г. восхищенный Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. Квадрига стала одним из символов города. Так в 1370 г., когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, то Дориа Пьетро - генуэзский адмирал, ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка».
В 1797 г. Наполеон захватил лошадей и вывез их в Париж, где они были установлены на триумфальной арке на площади Каррузель вместе с квадригой.
В 1815 г. лошади были возвращены в Венецию капитаном Думареском (Dumaresq). Он участвовал в битве при Ватерлоо и был в Париже с союзными войсками, где австрийский император выбрал его, чтобы снять лошадей с триумфальной арки и вернуть их на прежнее место в Венецию. За хорошо проделанную работу он получил от императора золотую табакерку с его инициалами, выложенными на крышке алмазами.
Во время Второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло.
В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 г. оригинал квадриги был помещен в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.
КВАДРИГА ИППОДРОМА - скульптурное изображение IV века до Р.Х. четырех бронзовых коней, вероятно работы скульптора Лисиппа. Эта скульптура находилась на константинопольском ипподроме над воротами, через которые на арену выезжали колесницы. Возможно, первоначально эти четыре бронзовых коня были частью квадриги Аполлона, подаренной жителями острова Родос дельфийскому храму Аполлона и размещавшейся на его крыше. По другой версии, они были привезены в Рим из Александрии. В I веке, при императоре Августе (43 г. до Р.Х. - 14 гг.), квадрига была установлена на его триумфальной арке. При императоре Нероне (54 - 68 гг.) перенесена на его триумфальную арку, а при императоре Траяне (98 - 117 гг.) - на арку Траяна. После поражения в 312 году Максенция и возведения по этому поводу триумфальной арки императора Константина Великого в 315 году установлена на ней. Затем снята, перевезена в Константинополь и установлена на ипподроме, над зданием карцереса
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=80 .
В конце существования Латинской империи (1204 - 1261 гг.) квадрига ипподрома вывезена венецианцами и установлена на фасад собора Святого Марка в 1261 году. В XVIII веке серьезно решался вопрос о перемещении квадриги на площадь перед собором. Вдохновителем этой идеи был скульптор Антонио Каново. В 1743 году живописец Каналетто (1697-1768 гг.) написал картину-проект. Но мнение о том, что квадригу надо оставить на фасаде возобладали. В 1797 году снята Наполеоном, привезена в Париж и установлена над главными воротами дворца Тюильри. В 1808 году переустановлена на вершину Триумфальной арки на площади Карусель. По решению Венского конгресса возвращена в Венецию на собор Святого Марка. Во время Второй Мировой войны снята с фасада и помещена в бомбоубежище, а после ее окончания возвращена на место. В 1982 году окончательно перемещена в музей, а на фасаде собора установлена точная копия.
Венеция. Главный фасад собора Св.Марка с копией квадриги.
Квадрига.
Французы в Венеции. 1797 год. На заднем плане происходит демонтаж квадриги (последней скульптуры) с фасада собора Св.Марка. На переднем плане - перевозка первой снятой скульптуры. Между ними в глубине композиции видны еще две повозки со скульптурами.
Проект расположения квадриги перед собором. Скульптор Антонио Канава. "Кони Сан-Марко". Каналетто. 1743 год.
СТАТУИ ВОЗНИЦЫ ПОРФИРИЯ - семь бронзовых статуй, находившихся на константинопольском ипподроме до начала XIII века, в том числе и на разделительном барьере. Одна из них была позолочена. Воздвигнуты на рубеже V - VI веков при императоре Анастасии I Дикоре (491-518 гг.) выдающемуся вознице Порфирию Александрийскому (Каллиопасу или Африканцу) на средства, собранные болельщиками. Надпись на сохранившейся мраморной базе одной из его статуй
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=28&start=1#1201680257 сообщает о том, что он дважды во второй части дня ристаний одержал победу на четверках коней, на которых утром проиграли другие возницы. До наших дней дошли 32 посвященных ему эпиграммы.
http://a-nomalia.narod.ru/100sokr/46.htm http://stambul4you.ru/2009/10/around-stambul-eminonu-at-meydani/ Продолжение следует ...