Genrih Faust : "На основании всего, что мне известно - гениальная, в самом деле, картинка ..." Agnes Sitenson : "Да, давно нравится ... И тут много интересного: "Имануэль, Рудольф, Хуан, Карлос ... " Гравюра Камиля Фламмариона
Эта картинка впервые появилась в книге французского автора Камиля Фламмариона «Атмосфера: Популярная Метеорология», вышедшей в 1888 г. На ней изображён человек, одетый в средневековую одежду пилигрима с посохом в руке. Сквозь занавес небесного свода он рассматривает внутреннее устройство вселенной. Один из элементов этой небесной механики очень напоминает традиционные графические отображения «Божьей колесницы» (Меркабы) из видений пророка Иезекиля, в виде «колеса в колесе». Подпись гласит: «Миссионер средневековья рассказывает, что нашёл точку, где небо касается Земли». Текст, который эта иллюстрация сопровождает, звучит так: «что же такое тогда это голубое небо, которое безусловно существует и которое закрывает от нас звезды в течение дня?»
Камиль Фламмарион писал:
"...Когда в ясную, звёздную ночь, среди царящего кругом безмолвия,
наша озарённая светом науки мысль возносится на эту предельную высоту,
мы начинаем чувствовать, что мало-помалу освобождаемся от всего низкого,
от всего мелочного, забываем всякое корыстие,
которыми так проникнуты ещё низшие представители человечества,
и странно желаем приобщиться к данной стройности и правильности,
господствующим в движении миров среди этих вечных пустынь пространства.
Созерцая эти величественные зрелища, мы становимся неспособными
ни на какое дурное дело и перестаём понимать,
как это разумные существа могут истреблять и мучить друг друга
из-за религиозной розни и племенной ненависти..."
Гравюра, раскрашенная в 1998 г. Хуго Хайкенвельдером
В
1957 году астроном
Эрнст Циннер объявил, что изображение является работой художника немецкого круга, относящейся к середине XVI века, но он не смог найти ее публикаций ранее
1906 года. Дальнейшие исследования показали, что в ней сочетаются элементы стилей различных исторических периодов, а также, что она была выполнена с помощью
грабштихеля, - гравировального инструмента, появившегося в конце XVIII века. Затем гравюра была идентифицирована, как впервые появившаяся в книге Фламмариона (независимо астрофизиком и историком науки Артуром Биром и куратором редких книг цюрихской библиотеки
Бруно Вебером).Гравюра Фламмариона, с её аллегоричностью и изображением Земли плоской, сделана в средневековом стиле. Но на самом деле в ней сочетаются элементы разных периодов, а выполнена она была в технике, появившейся только в конце 18 века. Исследователи проследили различные её элементы к книгам и подлинным средневековым гравюрам из библиотеки Фламмариона.
Согласно исследованиям Вебера и астронома
Джозефа Эшбрука, изображение небесной сферы, отделяющей твердь от другой реальности, имеет сходство с иллюстрацией в «Космографии»
Себастьяна Мюнстера 1544 года, книги, которую Фламмарион, как библиофил и коллекционер, вероятно, мог иметь. Идея о пилигриме, разыскивающем место, где встречаются земля и небо, могла быть инспирирована историей
св. Макария Римского, которую Фламмарион в деталях цитирует в своей книге «Les mondes imaginaires et les mondes réels».
Кроме того, известно, что Фламмарион в двенадцатилетнем возрасте проходил выучку у парижского мастера гравюры, и известно, что многие иллюстрации к его книгам были сделаны по его собственным рисункам и, возможно, даже под его непосредственным наблюдением. Поэтому очень вероятно, что автором этой иллюстрации является сам Фламмарион, хотя это не доказано окончательно.
Фламмарион Никола Камиль (фр. Camille Flammarion, 26 февраля 1842 - 3 июня 1925) -
французский астроном, известный популяризатор астрономии.
Родился в Монтиньи-ле-Руа. Образование получил самостоятельно.
В 1858 - 1862 гг. работал вычислителем в Парижской обсерватории,
в 1862 - 1870 гг. - вычислителем в Бюро долгот;
в 1876-1882 гг. - сотрудник Парижской обсерватории.
В 1883 г. основал обсерваторию в Живюзи, был её директором.
В 1861 г. появилась книга Фламмариона "Множественность обитаемых миров",
которая положила начало большой серии популярных астрономических трудов,
сделавших их автора самым известным популяризатором науки своей эпохи.
Наиболее широко были распространены "Популярная астрономия" (1880 г.),
"Звёзды и достопримечательности неба" (1882 г.) и др.
Гравюра Фламмариона,Gravure sur bois de FlammarionДерево, гравюраМатериал брала
тут и
тут ...