Рош ха-Шана - еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю
Рош ха-Шана приходится на сентябрь или октябрь.
С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.
В
Танахе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный
нисан, когда евреи
вышли из Египта.
Праздник же первого дня седьмого месяца
тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в
шофар и совершать жертвоприношения (Лев.23:23-25; Чис.29:1-6).
«В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание». (Лев.23:24)
Рош а-Шана и
Йом-Кипур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников.
Значение праздника
В
Мишне наряду с праздником седьмого месяца (тишрей) перечислены ещё три дня в году, также называемые Рош а-Шана.
Согласно Мишне, первый день месяца тишрей - Рош ха-Шана, от которого ведётся отсчёт субботних и юбилейных годов, царствования чужеземных (нееврейских) царей и посадки фруктовых деревьев и овощей.
Йеменский шофар. Автор:
Olve Utne,
Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.5 Generic Установление 1-го тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир. Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году. Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце тишрей.
В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому - жить, а кому - умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.
В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета» или «Десять дней раскаяния», заканчивающиеся Йом-Кипуром.
Законы праздника
В первый вечер Рош а-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни».
Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую
халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош а-Шана есть яблоки с мёдом.
Варенье Рош ха-Шана, приготовленные ливийскими евреями. Автор:
Aviad Bublil,
Public Domain Слова пророка Михи:
«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». (Мих.7:19)
легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош а-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в
Талмуде, так как он более позднего происхождения.
Дни, на которые приходится Рош а-Шана
Рош ха-Шана
Начинается вечером
Кончается вечером
5768
2007 - 12 сентября
2007 - 14 сентября
5769
2008 - 29 сентября
2008 - 1 октября
5770
2009 - 18 сентября
2009 - 20 сентября
5771
2010 - 8 сентября
2010 - 10 сентября
5772
2011 - 28 сентября
2011 - 30 сентября
5773
2012 - 16 сентября
2012 - 18 сентября
5774
2013 - 4 сентября
2013 - 6 сентября
Праздничное собрание в синагоге
Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве.
Молитвы, читаемые в Рош а-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Бога как царя, 10 текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и 1 текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош а-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.
Во время Рош а-Шана на собрании в
синагоге в первый день читают Быт.21 и в качестве хафтары (отрывка из Книг Пророков) - 1Цар.1:11-2:10, а во второй - Быт.22 и в качестве хафтары - Иер.31:2-20; в оба дня - мафтир - Чис.29:1-6.
Характерная черта празднования Рош а-Шана - трубление во время синагогальной службы в шофар.
Это действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию.
События, согласно традиции, произошедшие Рош ха-Шана
- Создание первого человека (Адама), создание Евы (Хавы), нарушение запрета не есть от дерева познания добра и зла, изгнание из рая.
- Ной (Ноах) вышел из ковчега после потопа.
- Была послана беременность Саре, Рахили и Прочице Анне (Ханне).
- Жертвоприношение Исаака (Ицхака)
- Иосиф (Йосеф) вышел из заточения.
- Прекратился каторжный труд евреев во время египетского рабства.
Традиционные продукты Рош ха-Шана: яблоки, мед, гранаты и вино для кидуша. Автор:
Gilabrand,
Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported ИСТОЧНИК