Ротонда
Ротонда - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны.
Ротонда Храма Гроба Господня
Рото́нда
итал. rotonda
от лат. rotundus - круглый
ивр.רוטונדה
Форму ротонды имеют древнегреческие толосы и моноптеры, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. - парковые павильоны и беседки.
Ротонда на плане Храма Гроба Господня, 1149 год.. Автор:
unknown,
Public Domain
ИСТОЧНИК Множество
приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В
1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3
апсиды с южной, западной и северной сторон.
Южная часть нижнего яруса принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный
киворий на 4 колоннах с 6-гранным
куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви,
Пресвятая Дева в момент
Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания.
Средний ярус ротонды, представляющий собой балконную
галерею с
аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между армянами и римо-католическими общинами. Галереи северной стороны принадлежат римо-католикам, южной - армянам (на армянской стороне на галереях расположены 2 церкви).
3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит православным. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из которых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола.
На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной
Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха
Мартироса в
1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (
Ин 19, 1)
[3]. Второй престол храма посвящен святителю
Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.
В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого
Никодима. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных
Иосифа Аримафейского и Никодима.
Северная часть ротонды принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой
Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.
Римо-католикам-
францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии. Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (
Ин 19, 1)
[4]. Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к
Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
ТЕКСТ: ИСТОЧНИК фото из "Один день в Иерусалиме... Полдень... Храм Гроба Господня."