Каббала для просвещенных

May 22, 2013 20:11

22 мая 2013 Мила Дубровина
Каббала для просвещенных
Считается, что начинать изучать каббалу может только тот, кто уже постиг в совершенстве письменную и устную Тору. Профессор гебраистики и иудаики из Нью-Йоркского университета Эллиот Вольфсон в Москве каббалу преподавал - провел на проекте «Эшколот» мини-курс из трех семинаров в излюбленном эшколотовском формате медленного чтения.


Вольфсон - специалист по еврейской мистике и философии, истории религии, гендерным исследованиям, философской герменевтике и феноменологии. Он автор многих книг, одна из которых (Language, Eros, Being) - о поэтике, мистике и эротизме в каббале - получила премию National Jewish Book Award. А другая (Open Secret: Postmessianic Messianism and the Mystical Revision of Menahem Mendel Schneerson) - о мессианстве Любавичского ребе и движении Хабад - стала скандально известной.

Одним словом, профессор Вольфсон - звезда современного религиоведения. Свой мини-курс на проекте «Эшколот» он начал с того, что изложил «матчасть» - рассказал об основных каббалистических концепциях и понятиях.


Каббала-FAQ

● Слово «каббала» значит традиция, в значении «устная передача тайного учения» оно стало использоваться в XII веке.

● Многие последователи этого учения считают, что пророку Моисею на горе Синай кроме Торы, то есть явного учения, было даровано неявное, то есть каббала.

● Каббалисты верят, что тайны мироздания, природы и человека передавались непрерывно и изустно - от учителя к ученику.

● Начиная с XIX века, исследователи еврейской мистики различают два типа каббалы: теософскую (представлена, прежде всего, в книге «Зогар») и профетическую. Это разделение восходит к единственной фразе в сочинении каббалиста XIII века Авраама Абулафии. Этого испанского мистика и аскета принято считать основоположником профетической каббалы.

● Самое важное в профетической каббале - медитативные практики. Мистик в процессе медитации достигает экстатической точки, в которой, как описывает Авраам Абулафия, интеллект человека отделяется от тела и сливается с Божественным интеллектом. Пророчеством Абулафия называет экстатическое состояние, в которое приходит каббалист в процессе медитации, - этой терминологии следовал и Маймонид.

● Кстати, мессианские представления Авраама Абулафии связаны не с идеей появления пророка, который решит все проблемы человечества. Абулафия считал, что во времена Мессии каждый сможет подняться на ступень слияния с Божественным разумом.



● Теософская каббала - учение о десяти сфирот, божественных атрибутах, которые впервые упоминаются в Книге Творения («Сефер Йецира»). Ни на русский, ни на английский перевести сфирот одним словом нельзя. В трехбуквенном корне слова сфирот (сфр) содержатся три смысла: миспар (число), сапир (сапфир и, в метафорическом смысле, нечто светоносное) и сипур (рассказ). Поэтому про сфирот говорят, что это мера неизмеримого, световое отражение Божественного мрака и рассказ о том, что нельзя рассказать.

● Слово «зогар» значит сияние. Оно взято из Книги Даниила (12:2), где говорится, что просвещенные «воссияют, как сияние небес».

● Задача каббалиста-теософа - подняться с помощью созерцания от самой нижней сфиры (малхут) до верхней (кетер), которая ассоциируются с божественным ничто, мраком, полной аннигиляцией.

● Через 10 сфирот выражается единство Бога. То, что нечто единое выражается через 10 сущностей, и есть главный парадокс теософской каббалы. Сторонник профетической каббалы Авраам Абулафия говорил, что каббалисты-теософы хуже христиан - те делят Бога всего лишь на три части.


Московский цикл семинаров профессора Вольфсона не зря получил название «Эротизм и эзотеризм в каббале». Всего он выделил три аспекта эротического, о которых следует говорить применительно к каббале. Это, во-первых, разделение на мужское и женское начало - оно заложено в самой структуре сфирот. Во-вторых, соединение мужчины с женой, которое каббалистами воспринимается как мистический акт (соединение в низших мирах позволяет соединяться сфире Тиферет со сфирой Малхут в высших). Третий эротико-мистический аспект каббалы - это слияние души с божественным. Душа каббалиста во всех каббалистических текстах описывается как субстанция женского рода, которая соединяется с божественным мужским началом, их часто сравнивают с Суламифью и Соломоном из «Песни Песней».

В отличие от Авраама Абулафии профессор Эллиот Вольфсон был справедлив к обоим каббалистическим направлениям. Он разобрал с участниками семинаров проекта “Эшколот” несколько текстов из теософской каббалы (из книги «Зогар») и из профетической (отрывки из работ Авраама Абулафии и не менее видного испанского каббалиста Йосефа Джикатилы). Услышать, как это происходило, можно здесь.

Каббала и христианство

Отвечая на вопросы участников семинара, профессор Вольфсон коснулся взаимосвязи каббалистического учения и христианского мистицизма - темы, которую изначально раскрывать не планировал.


В средневековом иудаизме бытовало представление об иудаизме как о религии закона, а о христианстве - как о религии любви. Ответ каббалистов на эту антииудейскую полемику состоит в том, что мессианская Тора основана исключительно на любви, а не на законе, как Тора Моисея. Средневековые каббалисты жили на севере Испании в христианском окружении и были вынуждены соотносить собственные идеи с христианскими. Согласно каббалистическому учению, десять сфирот представляют собой божественное имя, которое эквивалентно имени первого человека, Адама. Оно в свою очередь равно Торе. А Тора, как и вся реальность, состоит из 22 букв еврейского алфавита и описывается каббалистами как тело Бога.

Скорее всего, каббалисты считали, что христиане исповедуют в искаженном виде древние тайны иудаизма и что следует представить эти тайны в неискаженном виде. Поэтому Слово, которое становится плотью, - это для каббалистов не конкретный человек Иисус, а божественное имя, которое воплощается в коллективном теле народа Израиля.

Профессор Вольфсон признался, что если бы кроме этого ничего не поведал своим московским ученикам, все равно считал бы, что приехал не зря.

ИСТОЧНИК

теософия, Вольфсон, мистика, каббала, Букник, эзотерика

Previous post Next post
Up