22 мая 2013
Мила ДубровинаКаббала для просвещенных
Считается, что начинать изучать каббалу может только тот, кто уже постиг в совершенстве письменную и устную Тору. Профессор гебраистики и иудаики из Нью-Йоркского университета Эллиот Вольфсон в Москве каббалу преподавал - провел на проекте «Эшколот»
мини-курс из трех семинаров в излюбленном эшколотовском
формате медленного чтения.
Вольфсон - специалист по еврейской мистике и философии, истории религии, гендерным исследованиям, философской герменевтике и феноменологии. Он автор многих книг, одна из которых (Language, Eros, Being) - о поэтике, мистике и эротизме в каббале - получила премию National Jewish Book Award. А другая (Open Secret: Postmessianic Messianism and the Mystical Revision of Menahem Mendel Schneerson) - о мессианстве Любавичского ребе и движении Хабад - стала скандально известной.
Одним словом, профессор Вольфсон - звезда современного религиоведения. Свой мини-курс на проекте «Эшколот» он начал с того, что изложил «матчасть» - рассказал об основных каббалистических концепциях и понятиях.
Каббала-FAQ
● Слово «каббала» значит традиция, в значении «устная передача тайного учения» оно стало использоваться в XII веке.
● Многие последователи этого учения считают, что пророку Моисею на горе Синай кроме Торы, то есть явного учения, было даровано неявное, то есть каббала.
● Каббалисты верят, что тайны мироздания, природы и человека передавались непрерывно и изустно - от учителя к ученику.
● Начиная с XIX века, исследователи еврейской мистики различают два типа каббалы: теософскую (представлена, прежде всего, в книге «Зогар») и профетическую. Это разделение восходит к единственной фразе в сочинении каббалиста XIII века Авраама Абулафии. Этого испанского мистика и аскета принято считать основоположником профетической каббалы.
● Самое важное в профетической каббале - медитативные практики. Мистик в процессе медитации достигает экстатической точки, в которой, как описывает Авраам Абулафия, интеллект человека отделяется от тела и сливается с Божественным интеллектом. Пророчеством Абулафия называет экстатическое состояние, в которое приходит каббалист в процессе медитации, - этой терминологии следовал и Маймонид.
● Кстати, мессианские представления Авраама Абулафии связаны не с идеей появления пророка, который решит все проблемы человечества. Абулафия считал, что во времена Мессии каждый сможет подняться на ступень слияния с Божественным разумом.
● Теософская каббала - учение о десяти сфирот, божественных атрибутах, которые впервые упоминаются в Книге Творения («Сефер Йецира»). Ни на русский, ни на английский перевести сфирот одним словом нельзя. В трехбуквенном корне слова сфирот (сфр) содержатся три смысла: миспар (число), сапир (сапфир и, в метафорическом смысле, нечто светоносное) и сипур (рассказ). Поэтому про сфирот говорят, что это мера неизмеримого, световое отражение Божественного мрака и рассказ о том, что нельзя рассказать.
● Слово «зогар» значит сияние. Оно взято из Книги Даниила (12:2), где говорится, что просвещенные «воссияют, как сияние небес».
● Задача каббалиста-теософа - подняться с помощью созерцания от самой нижней сфиры (малхут) до верхней (кетер), которая ассоциируются с божественным ничто, мраком, полной аннигиляцией.
● Через 10 сфирот выражается единство Бога. То, что нечто единое выражается через 10 сущностей, и есть главный парадокс теософской каббалы. Сторонник профетической каббалы Авраам Абулафия говорил, что каббалисты-теософы хуже христиан - те делят Бога всего лишь на три части.
Московский цикл семинаров профессора Вольфсона не зря получил название «Эротизм и эзотеризм в каббале». Всего он выделил три аспекта эротического, о которых следует говорить применительно к каббале. Это, во-первых, разделение на мужское и женское начало - оно заложено в самой структуре сфирот. Во-вторых, соединение мужчины с женой, которое каббалистами воспринимается как мистический акт (соединение в низших мирах позволяет соединяться сфире Тиферет со сфирой Малхут в высших). Третий эротико-мистический аспект каббалы - это слияние души с божественным. Душа каббалиста во всех каббалистических текстах описывается как субстанция женского рода, которая соединяется с божественным мужским началом, их часто сравнивают с Суламифью и Соломоном из «Песни Песней».
В отличие от Авраама Абулафии профессор Эллиот Вольфсон был справедлив к обоим каббалистическим направлениям. Он разобрал с участниками семинаров проекта “Эшколот”
несколько текстов из теософской каббалы (из книги «Зогар») и из профетической (отрывки из работ Авраама Абулафии и не менее видного испанского каббалиста Йосефа Джикатилы). Услышать, как это происходило, можно
здесь.
Каббала и христианство
Отвечая на вопросы участников семинара, профессор Вольфсон коснулся взаимосвязи каббалистического учения и христианского мистицизма - темы, которую изначально раскрывать не планировал.
В средневековом иудаизме бытовало представление об иудаизме как о религии закона, а о христианстве - как о религии любви. Ответ каббалистов на эту антииудейскую полемику состоит в том, что мессианская Тора основана исключительно на любви, а не на законе, как Тора Моисея. Средневековые каббалисты жили на севере Испании в христианском окружении и были вынуждены соотносить собственные идеи с христианскими. Согласно каббалистическому учению, десять сфирот представляют собой божественное имя, которое эквивалентно имени первого человека, Адама. Оно в свою очередь равно Торе. А Тора, как и вся реальность, состоит из 22 букв еврейского алфавита и описывается каббалистами как тело Бога.
Скорее всего, каббалисты считали, что христиане исповедуют в искаженном виде древние тайны иудаизма и что следует представить эти тайны в неискаженном виде. Поэтому Слово, которое становится плотью, - это для каббалистов не конкретный человек Иисус, а божественное имя, которое воплощается в коллективном теле народа Израиля.
Профессор Вольфсон признался, что если бы кроме этого ничего не поведал своим московским ученикам, все равно считал бы, что приехал не зря.
ИСТОЧНИК