May 05, 2013 17:44
Ладан, что ты шептал церковной службе?
- Никто из молящихся не может достичь Господа, пока он не поднимется из пылающего сердца.
Ладан, что проповедуешь ты в церкви?
- Кто за чужих терпит боль должен подняться из царства мертвых в сферы бессмертия.
Ладан, что означает твой аромат?
- Мой аромат, это свидетельство моего самопожертвования.
Ладан, скажи какая сущность таится в твоей природе?
- Когда мое сердце выдерживает испытание огнем, мое тайное качество становится явным.
Ладан, поведай мне тайну своего существа.
- Я сердце возлюбленного поклоняющегося Богу, чей глубокий вздох устремляется вверх, источая аромат вокруг. Инайят Хан. «Вы спрашиваете меня что такое ладан. Но в ответ позвольте спросить: "Вы хотите знать о настоящем ладане или о тех веществах которые называют этим именем?" И он ответил: "Я хочу знать об обеих!" Ну хорошо тогда слушайте». Слово Ладан теперь синоним благоухания, про все что хорошо пахнет можно сказать благоухает как ладан. Одним из древнейших фимиамов, судя по дошедшим до нас историческим источникам, является ЛАДАН. Так что же это такое, ЛАДАН? О ладане определенно говорится в Библии, в книге ИСХОД, собственно там содержится один из первых в истории рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать: 34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну,
35. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый чистый, святый;
36. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас.
37. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа.
38. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребиться из народа своего. В Библии вещество именуемое "чистый Ливан" и есть "Ладан" в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем, то чем кадили в христианской церкви стало называться одним словом ладан. И мне не известно что бы где-либо теперь изготовляли ладан по библейскому рецепту. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов. Хотя многие люди думают что это что-то одно. Настоящий ладан - это смола очень редкого дерева произрастающего в Аравии в Восточной Африке и Индии. Латинское название его - Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому что называется ладаном. Желательно сразу договориться, что ладаном мы будем называть смолу дерева Boswellia Carteri, произрастающего в Аравии. К остальным же видам и сортам ладана мы будем добавлять определение: "индийский", "иерусалимский", "росный", "африканский" и т.д. Для большей точности приведу небольшой список латинских названий растений и название продуктов производимых ими, так дерево - Boswellia carteri производит "настоящий", "Чистый" или "Аравийский ладан". Следующее и самое близкое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera - растущая в Сомали и Эфиопии дает "Сомалийский" или "Африканский ладан" иногда его еще называют "Абиссинский ладан". И наконец дерево растущее в Индии и Персии Boswellia Serrata доставляет "Индийский ладан". Но честно говоря по запаху своему при воскурении оно раза в три уступает первым двум и попало в эту компанию только из ботанических соображений, да по внешнему сходству смолы.
Родиной настоящего ладанного дерева считается Южная Аравия а именно долина Дуфар в Хадрамауте Южная часть Аравийского полуострова. Сомали же, Судан и остров Сокотра доставляют "Африканский ладан". Теперь дерево входит в Красную книгу ему дорого стоило обладание таким сокровищем, как ладан. Но как выглядит сам ладан? Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розоватого, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый но не сильный. Так я могу описать ладан наших дней. В торговых законах 1200 г. до Р. Х. Рамсес III постановил что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного как лунный свет, но все остальные не имеют никакой ценности. Как видите эти два описания не разнятся. Плиний: "Однако благовоние которое ценится выше других, - это такое, которое имеет форму соска или груди. Он получается когда одна капля вдруг останавливается, а другая, следующая непосредственно за ней, прилипает и соединяется с ней в единое целое". Бируни говорит: "Лучший ладан - мужской (с мужского дерева) белый, круглый, золотистый в изломе и быстро воспламеняющийся..." Относительно ладана привозимого из Индии он говорит: "Ладан зеленоватого и черноватого цвета. Продавцы придают ему округлую форму так: его режут на небольшие куски различной формы и кладут в кувшин, который вращают пока куски не станут круглыми. Этот ладан хуже настоящего, он горький и зеленый." И здесь мы снова согласимся с Бируни. Древнегреческий ботаник Теофраст /ок. 372-ок. 287 гг. до н. э./ пишет: "Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что заполняет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется что это преувеличение, я думаю такое зерно изготовляли специально, отливая смолу в форму, а затем придавали ей вид естественной капли. Так что бы поразить воображение царей. Ибо долгое время считалось, что ладанные деревья произрастают в Раю. И в то же время он же очень достоверно описывает сбор ладана в Аравии: "У деревьев были надрезаны стволы и ветви, только первые казалось были надрублены топором, надрезы же на ветвях были менее глубоки. Смола частью скатывалась вниз, а частью приставала к дереву. Кое-где под деревьями были расстелены плетенки из листьев финиковой пальмы; а кое-где землю просто утрамбовали и чисто подмели. Ладан на плетенках был чист и прозрачен; стекавший прямо на землю был хуже. Смолу приставшую к дереву, обдирают железными инструментами; поэтому в ней иногда оказывается и кора... Слышали они еще, что ладан и мирру свозят отовсюду в храм Солнца, это величайшая святыня Сабеев. Привозят ладан, каждый ссыпает его в свою особую кучку и то же самое делает с миррой. Кучки эти остаются под охраной стражи; в кучку втыкается дощечка с обозначением числа и имеющихся здесь мер и цены, по какой следует продавать каждую меру. Купцы явившись рассматривают эти надписи и, перемерив понравившуюся им кучку кладут указанную плату на то же самое место, откуда взяли кучку. Жрец придя на место забирает третью часть этой платы в пользу бога, остальное же оставляет на месте, и деньги лежат в полной сохранности, пока за ними не приедут и не заберут их хозяева." В начале XX века Ладан добывали так: в феврале или марте делают на стволе и ветках дерева надрезы, из которых вытекает сок похожий на молоко Смола вытекает довольно продолжительное время покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. Тогда собирают засохшую смолу с дерева и земли. Затем попадающий в Европу товар тщательно отбирают, разделяя на два сорта: Отборный ладан - Olibanum electum и обыкновенный - Olibanum in sortis. Отборный ладан представляет круглые или продолговатые куски, подобные каплям, светло-желтые или розоватые, с восковым блеском, сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения, друг об друга, обладают приятным бальзамическим, терпким запахом и вкусом: при растирании превращаются в порошок белого цвета. Второй сорт представляет собой менее чистые, более крупные и темные куски. Он в последствии часто используется для приготовления "составного ладана". В настоящее время в Дофаре юго-западном районе государства Оман ладан добывают таким образом: на дереве делают зарубки в конце марта (месяц "канд.;) В последующий за этим дождливый сезон, сок поднимается по стволу и вытекает из зарубок. С одного дерева собирают до 400 грамм ладана. Местные жители считают, что курение им изгоняет дьявола. Нельзя не сказать о традиции "ладановарения", то есть о приготовлении ладана из нескольких компонентов. В православных монастырях русской, греческой, румынской церкви на Старом Афоне в Греции почти в каждом имеется свой рецепт приготовления ладана, который держится в секрете. Существует, например, ладан "Студитского монастыря по Оптинскому рецепту". "Охридского болгарского монастыря" румынского монастыря "Брынковяну". Очевидно что традиция "ладановарения" существует давно и центром этой традиции в настоящее время являются монастыри Старого Афона. Качество ладана приготовленного в этих монастырях изумительно что ж, это и понятно его составляют монахи, а когда человек достигает определенного духовного уровня он уже ничто не может делать плохо. Печалит одно как бы эта традиция не потерялась из-за теперешних трудностей на Старом Афоне. В монастырях там сейчас не очень людно, не то что век-два назад.
Как "варят" такой ладан то что называют этим именем, как правило, многокомпонентное вещество в котором иногда может присутствовать часть настоящего ладана, а может и не присутствовать. Часто такой составной ладан делают из смол местных деревьев: фисташки, можжевельника, сосны, с добавлением эфирных масел, к примеру розового. Кстати в составных ладанах используют настоящий ладан низкого сорта, тот что в порошке. Так, например, делают ладан известный у нас среди православной паствы и духовенства под названием "Иерусалимский". Его привозят обычно из Иерусалима, в виду своей дороговизны он достаточно редок. Это небольшие подушечки 5-8 мм в диаметре, розового цвета обсыпанные снаружи порошком из смолы. При воскурении их можно услышать нежный запах розы. По сообщению Д. Перлова его делают в Иерусалиме для армянской церкви и приобрести его можно там в Армянском квартале, поэтому будет также справедливо называть его "армянский ладан". Интересно, что еще Ксенофонт живший в третьем веке до Р. Х. лестно отзывается в своей книге "Анабазис" о душистых благовониях изготовлявшихся в Армении. Возможно традиция приготовления этого "армянского ладана" очень древняя. В нашей стране тоже пытаются делать ладан да все как-то неуспешно, денег нет на хорошие, настоящие вещества, связано это с экономикой. Признаться нелюбим же этот отечественный ладан духовенством и прихожанами, да делать нечего. Кому-то и плохо от него становилось. К сожалению, ладанное дерево очень прихотливое оно растет на высоте около двух тысяч метров при определенной влажности и температуре и вырастить его где-либо кроме мест его привычного обитания не удавалось нигде, даже в теплице.
Придя на службу в православную церковь в праздник, вы сможете узнать как пахнет настоящий "ладан", его, любящий свою паству священник, припасает специально для такого случая, в коробочке от леденцов, прячет глубоко в складках своей рясы и в особо торжественный момент кладет в кадило. Именно запах такого ладана создает во время службы особое, приподнятое настроение у прихожан и клира. Он служит при этом для всех присутствующих камертоном, с помощью которого соотносятся общие чувства и мысли. Молитвы же вместе с благовонными клубами поднимаются ввысь под церковные своды и далее на небеса. Так и звук молитвы будто бы исчезает растворяясь в воздухе, но оставляет вокруг себя "аромат праведности и любви". Ладан воскуряется на древесном угле который является тихим и незаметным спутником, но без которого вознесение к небесам не возможно. Что касается угля, у нас в России предпочитают березовый древесный уголь, который сгорая почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же целей, используют уголь получаемый из виноградной лозы. А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь. На его основе с добавлением ладана и других ароматических смол делались курительные свечки позже известные у нас в России под именем "монашенок". Теперь в домах часто для воскурения ладана используют настольную электрическую лампу, для этого на ее стеклянную колбу кладут колечко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того чтобы растопленная смола не попала в патрон. Сложилась даже традиция нужна лампа в 60 ватт если меньше то тепла не достаточно если больше то ладан начинает давать горьковатый дым. На вкус, ЛАДАН, терпкий, горьковатый и если жевать его некоторое время, то во рту останется что-то напоминающее по виду жевательную резинку, благодаря этому пластичному свойству он также с древних времен использовался в составе ранозаживляющих пластырей. Как и всякая растительная камедесмола он обладает свойствами, подавлять действие микробов в воздухе, в воде и организме. Врачи античности чувствовали и предполагали сходство между деревом и человеком. Известно, что смола вытекает из порезов и трещин на древесной коре, то есть дерево таким образом само себя лечит, и восхитительно то, что полезно дереву, также, полезно человеку особенно при поранениях и порезах. В мире все как-то подобно друг другу, и деревья подобны людям. Зная, что дереву при сборе смолы наносятся раны, древние особенно ценили "самоточный ладан", то есть такой ладан, который, иногда сам вытекает из коры по воле Божьей от избытка благодати. Так древние являли достойный образец доброго отношения к природе. Если вдуматься, как может быть Богу угодно принимать фимиам, если добывая его человек заставляет страдать дерево. Ладан век от века везли по суше из Дуфара и Хадрамаута в Южную Аравию, пройдя ее и попав на запад в Йемен, оттуда повернув на север и двигаясь вдоль Красного моря до того места где дорога благовоний разделялась и один путь шел в Египет, а другой на восток в Вавилон и Сирию. К тому времени когда груз достигал места назначения его стоимость увеличивалось в шестеро. Поэтому египтяне стремились сами проторить этот путь избавившись от посредников, и даже привести саженцы чтобы их рассадить в Египте. Первая известная экспедиция египтян за благовониями в Сомали была отправлена примерно за 3000 лет до Р. Х. Это значит что ладан как благовоние уже используется пять тысяч лет. В последующие века такие экспедиции предпринимались неоднократно, последняя была послана в Сомали в 1493 г. до Р. Х. по приказу египетской царицы Хатшепсут. Флотилия из пяти больших судов с тридцатью гребцами на каждом. Мы знаем об этом благодаря рисункам и надписям на стенах храма Дейр-эль-Бахари. Известно, что помимо самих благовоний, а это были в основном Ладан и Мирра, пытались привести сами деревья, что бы развести их в Египте и таким образом значительно сократить расходы, так как ладан и мирра ценились в те времена по настоящему на вес золота или даже дороже золота. К сожалению деревья не прижились. В Греции на алтарях храмов олимпийских богов воскуряли ладан о чем свидетельствуют как свидетельства очевидцев так и рисунки дошедшие до нас. Как известно греки все необычное и прекрасное в природе связывали с каким-нибудь мифом не прошли и мимо ладана, считалось, что он был создан Солнцем из тела Левкотеи его возлюбленной погребенной заживо. Об этом сообщает Седир. По-гречески название его звучит как ladanon, на персидском laden, на арабском la'den. Арабское слово " Лабан" - так арабы называют ладан переводится как "молоко". Так выглядит смола перед тем, как застыть и стать прозрачной.
Греки считали, что ладан с молодых деревьев более светел и менее ароматен, а со стареющих желтее и ароматнее. С этим нельзя не согласится и применительно к другим смолам: сосны, лиственницы, но главное что бы дерево было зрелым, красивым и не изуродовано человеком. Также считалось, что ладан привозимый с островов, а именно с Сокотры лучше, нежели привозимый из Аравии. Трояновский в комментариях к книге Седира "Магические растения" сообщает, что: "Деревья дающие ладан надрезали перед восходом Пса (это Сириус в созвездии Ориона, по Евдоксу его восхождение 25 июля по другим данным 18 июля) и в самые жаркие дни, смола получаемая из ветвей пахнет хуже, чем смола получаемая из ствола. Самую лучшую и чистую смолу получают из мест залитых Солнцем и обращенных к Северу". Это сообщение Трояновского спорно, мне думается, что надрезы на дереве делали все же в марте, а вот собирали действительно перед восходом Сириуса. И в Риме ладан не был забыт, Вергилий в "Буколиках" упоминал о нем: "Родина есть у деревьев.
Эбен лишь Индия знает,
Ветви которые жгут в курильницах, - только сабеи." Из этого отрывка видно, что во времена Вергилия жгли не только смолу ладана, но также и ветви ладанного дерева, очевидно они были дешевле, чем смола. Надо сказать, что Вергилий был большой любитель растений и сельского хозяйства, некоторые его стихи содержат рекомендации, как ухаживать за пчелами, садом и огородом. Времена уходят, а проблемы все те же "пчелы заболели - окури их гальбаном". Везде где есть христианство есть ладан, это связано с традицией воскурять ладан во время службы, как мы видим это повелось с библейских времен. Но и лекарственные свойства ладана так же широко позволяли ему распространяться по всему миру.
Средневековый французский врач ѕ Одо из Мена, говорит что ладан своим ароматом укрепляет силу памяти.
Чешский врач XIV века Ян Черны советовал лечить темноту в глазах ладаном растертым на меду. Уже позже в XVII веке в справочнике по домоводству называемому "Новый Альберт" советуют лечить лошадь от восцы/воспаления с чирьями/ окуривая ее по утру и вечеру ладаном и мышьяком в количестве одной драхмы. Перед окуриванием лошадь необходимо было вымыть.
Кстати, у мусульман существовала традиция окуриваться после бани ладаном, очевидно из-за того что все поры тела открывались. Так вот странно традиция движется из одной страны в другую меняя области применения. Как мы видим во все времена врачи искали эффективные средства борьбы с болезнями и мимо ладана не прошли ни древние, не средневековые, ни современные. Кстати в наше время ладан используется в парфюмерии и ароматерапии. Но все же надо признать что ладан, как и молитва более лекарство для души, нежели для тела. Именно врачуя душу человек может избавиться от телесных недугов. А аромат ладана бесценен тем, что он приводит сердце человека в определенное соответствие к небесным силам. Русские. На одно из первых мест в борьбе с нечистью народная мудрость у русских ставит ладан. Это отражается в фольклоре, пословицах: "Боится, как черт ладана." Или: "Бежит как черт от ладана", "Его ладаном не выкуришь" , "Святым духом, ладаном запахло", "Ладан на чертей, а тюрьма на воров", "Ладан на вороту, а черт на шее" (то есть на шею надета "ладанка" так у русских назывался мешочек с ладаном носимый на шее, считалось что он предохраняет от напастей и нечистой силы. Обычно этот мешочек привешивали к нательному кресту.)
В обиходном словаре у русских достаточно слов связанных с ладаном и приспособлениями для его хранения и употребления, так например - "Ладанницей" назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также "Ладанная курильница" которая ставилась перед иконами, обычно ее делали из меди в виде шара, с крестиком на верху. Такую информацию можно найти в "Словаре русского языка" составленного В. Далем. правда Даль немного ошибается определяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это как известно можжевельник. Вообще во времена Даля в России не было четкости в ботаническом определении производителя ладана, например, Энциклопический словарь А. Старчевского изданный в С. Петербурге в 1853 году. Из главы "Ладан" посылает читателя в главу "Бальзам" и там в числе естественных бальзамов, упоминает: "гальбан, смирна, бделий, росный ладан, стиракс". И все на этом следы настоящего ладана здесь просто теряются. Наверное автор подумал: "Потом отдельную статью напишу." Да видно забыл. Через тридцать лет уже в энциклопедическом словаре "Гранат" ладан определяется правильно, это смола производимая деревом Босвеллия. Кстати, написал эту статью о благовониях для словаря - о. Павел Флоренский!
В средние века известны были в России "Ладанные книги" в них вписывались расходы на ладан и облачение, которые отпускались из казенного приказа в разные московские и иногородние церкви, а также к государю и царице. Главный интерес представляется куда, в какие монастыри и церкви посылали ладан и облачения, а также сведения о лицах которые являлись в приказ за получением этих вещей. Книги эти относятся к царствованию Алексея Михайловича и хранятся в архиве московской оружейной палаты. Глянуть в них мне не довелось, а то бы было интересно узнать сколько же ладана употреблялось в том или ином городе. В Новгороде в начале восемнадцатого года в "весчей" книге мы находим запись за 1714 год: " Ладан - 7.75 пудов общей суммой 78 рублей". Вероятно это цифры годового потребления ладана в Новгороде и окрестностях, всего 124 килограмма, цифра не маленькая, я думаю теперь в Новгородской области употребляют настоящего ладана в 10-20 раз меньше. Связано это с тем, что настоящий ладан дорог, также долгое время при советской власти ладан практически не употребляется прихожанами и священниками в домашних службах, в домовых церквях, как это было раньше. Надо отметить, что духовенству было запрещено совершать молебны, погребальные ритуалы вне стен церкви, что тоже уменьшало количество потребления ладана. Так как ладан использовали в церкви его использовали и в народе, иногда с несколько языческим оттенком или даже с магическим. Например, в Сараповском уезде Вятской губернии в XIX веке был такой способ выявления колдунов. Нужно было взять "сорокообеденный ладан" то есть пролежавший на престоле во время Сорокоуста, растереть его в порошок и всыпать в вино или пиво. Затем надо было подозрительному человеку дать это выпить, после чего тот если был колдуном начинал ходить по избе с одного угла в другой и он при этом не мог выйти в двери, для этого ему нужно было дать выпить обычной воды, тогда он мог покинуть дом, но при этом такой колдун терял всю свою магическую силу. Без ладана не обходилось на Руси при лечения "кликушества", то есть особого рода психической болезни или одержимости бесом, при которой страдающий этим недугом выкрикивает разные бессвязанности или подражает крикам животных. Если припадок был сильный и больная при этом не могла двигаться, то ее вносили в избу и начинали окуривать ладаном с трех сторон, таким образом чтобы сторона открытая к двери была свободна и бес мог покинуть больную и выйти на улицу. Так как бес нападает на человека изнутри, то только ладан мог туда проникнуть и вытеснить его из одержимого. На орловщине для этих целей используют ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз утром вскипяченный в чугуне. Затем, этот отвар сливают в штоф, после чего дают пить его больной. В Болоховском уезде, там же, на орловщине, в одном из сел продавали подобный ладан под названием "херувимского" то есть таким которым кадят в киевских пещерах, во время исполнения "Херувимской песни" причем "одну росинку дают на трешку". Нельзя не отметить, что народ был весьма искушен в отношению к ладану. Прочитав об этом у С. Максимова - этнографа XIX века, я был сильно удивлен, и в тоже время опечален, как много теперь утрачено тонкости в отношении к подобным вещам. Ладан является также основным средством во время совершения очень важного для русской деревни обряда "опахивания". Обряд производится для того чтобы оградить деревню от моровых поветрий, то есть эпидемий, угрожающих, как скоту так и людям. Для его совершения собираются как правило девицы и вдовы и ночью впрягшись в соху пропахивают вокруг деревни борозду. В Судогском уезде Владимирской губернии обряд "опахивания" проводят под Духов день при этом поют "Да воскреснет Бог" на всех перекрестках дорог ведущих в селение проводят сохою крест, а в копанные специально ямы закладывают ладан. Здесь мы очевидно сталкиваемся с древними языческими очистительными обрядами которые народ мило пытается замаскировать под что-то церковное. В православной церкви перед литургией разжигает кадило пономарь, а потом уже священник или диакон им кадит во время службы. Вот как это описывается "каждение" в "Богослужебном уставе Православной Церкви." изданном в Москве в 1902 году: "Иерей принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан, при чем тайно читает молитву кадила: "Кадило тебе приносим...", а диакон берет зажженную свечу; священник кадит около престола с четырех его сторон, жертвенник и весь алтарь; диакон ему сопутствует при каждении. Когда каждение алтаря окончится, сей последний проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Восстаните. Господи, благослови". Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава святой и единосущей..." и под пение с клироса: "Благослави душе моя..." Священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местные иконы, весь храм, клир, и народ. По окончании каждения царские врата затворяются. Интересно, что сейчас благочестивый священник не разжигает уголь в кадиле при помощи спички, но использует для этого свечу по сообщению Романа. Из других источников известно, что если и приходится зажечь в храме спичку, то дым от нее выпускается в форточку, так как запах серы традиционно противостоит запаху ладана и символизирует при этом нижние миры. Мне доводилось слышать от некоего монаха, что если диакон пользуется авторитетом, то есть статен, имеет внушительный вид и голос, то это примета того, что у него имеется хороший, настоящий ладан. Мне правда не совсем была понятна связь между статностью и ладаном. Но впрочем, подумалось, таких диаконов нет в простых сельских церквях, такие встречаются только в "кафедральных", а значит не бедных. "Афонский" или "Иерусалимский ладан", а так же настоящий ладан - во времена СССР привозили высокие церковные делегации, привозили тайком иногда под видом канифоли для скрипок, потому что в Союз нельзя было ввозить церковные книги и предметы культа. Такой ладан в церквях использовали по праздникам, хотя впрочем и поныне его так используют, поэтому он называется "праздничный". Что касается настоящего времени то в Хадрамауте местный ладан называемый "Либан баляди" используют для окуривания общественных бань и банных помещений в частных домах. Для более важных случаев используют ладан привозимый из Сомали его называют "либан митый" его используют во время религиозных церемоний вокруг могил особо почитаемых суфийских святых - "вали". Я не удивился бы если узнал что в Сомали местный ладан жгут в банях, а аравийский в особо торжественных случаях. Люди часто не ценят то что у них под ногами. Вот тут ладан роднит мусульман и христиан веры разные, а ладан общий. Во время погребальных церемоний при обмывании покойника мусульмане так же используют ладан. В качестве лекарства используют воду настоянную на ладане, ею поят детей которые долго не говорят после рождения.
В Аравии часто начинают и заканчивают день курением ладана. Для этого в качестве курильниц используют глиняные сосуды различной формы. Всенепременно дочитайте здесь:
http://www.futura.ru/inc/Ladan.htmМоскалев С. Э. "Наука и Религия" 1995 № 8 ИСТОЧНИК
Библия,
ладан,
тайна,
эзотерика,
философия