Йозеф Мысливечек - Josef Myslivecek - Божественный чех ...

Apr 26, 2013 17:14

Проверяя почту, получила рассылку от моего еженедельного дайджеста YouTube. И на одином из моих любимых каналов "Chaîne de RIRRATTO" появился новый ролик "MYSLLIVECEK - OUVERTURE DE MEDONTE - WERNER EHRHARDT".

"Оперные увертюры Мысливечека такие же по структуре (да и по длительности), как и его
"синфонии": быстро - медленно - быстро. Не зная, что "синфония", а что увертюра -
догадаться на слух невозможно "...
И я отправилась в путешествие по волнам симфоний и увертюр великолепного композитора Йозефа Мысливечека , заглянув при этом в "Осеннее путешествие по Венеции"...

image Click to view



Йозеф Мысливечек - Josef Myslivecek
1737-1781


Биография
Йозеф Мы́сливечек (чеш. Josef Mysliveček; 9 марта 1737, Прага ― 4 февраля 1781, Рим) ― чешский композитор, один из представителей классицизма. Мысливечек родился и вырос в Праге, в семье мельника. Мельником же был и отчим, взявший его и брата-близнеца на воспитание после смерти отца в 1749. Получив образование в школе при доминиканском монастыре святого Ильи и в иезуитской гимназии, Мысливечек поступил на философский факультет Карлова университета, но в 1753, недоучившись, покинул его и поступил на обучение ремеслу мельника. В 1758 вместе с братом он был принят в Пражскую гильдию мельников, а в 1761 получил звание мельника-мастера. В начале 1760-х годов Мысливечек принял решение оставить ремесло и серьёзно заняться музыкой, первые уроки которой получил ещё в детстве от отца. Начав заниматься композицией под руководством Франца Хаберманна, Мысливечек вскоре перешёл на обучение к Йозефу Сегеру, органисту одной из пражских церквей. За полгода обучения у Сегера Мысливечек написал шесть симфоний, названных им по месяцам (январь―июнь). В 1763 Мысливечек при финансовой поддержке графа Винценца Вальдштейна отправляется в Венецию, чтобы совершенствоваться в композиции у Джованни Батиста Пешетти. Вскоре появилась первая опера Мысливечека ― «Семирамида», поставленная в Бергамо в 1765, а первым крупным успехом композитора стала опера «Беллерофонт». В первой постановке, состоявшейся в 1767 на сцене оперного театра Сан-Карло в Неаполе, участвовала знаменитая певица Катерина Габриэлли. Вдохновлённый успехом оперы, Мысливечек обосновался в Италии. В 1771 он был избран в члены Филармонической академии в Болонье. Среди итальянской публики, которой было сложно запомнить и произнести фамилию композитора, Мысливечек был известен как «Богемец» (Il Boemo). Важным эпизодом в биографии Мысливечека является его знакомство с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Впервые они встретились в 1770 году в Болонье и сохраняли дружеские отношения до 1778, когда Мысливечек не смог выполнить обещание о помощи в организации постановки одной из опер Моцарта в Неаполе. До конца жизни Мысливечек почти не покидал Италии. Известны его поездки в Прагу в 1768, в Вену в 1772 и в Мюнхен в 1777―1778 (по приглашению баварского герцога Максимилиана III), где были с успехом исполнены его опера «Аэций» и оратория «Исаак». В Мюнхене же Мысливечек лечился от венерического заболевания и после неудачной операции потерял нос. Вернувшись в Италию, Мысливечек принялся за написание двух опер ― «Армиды» для миланской сцены и «Медонта» для римской. Оба спектакля, поставленные в 1780, потерпели провал, что тяжело сказалось на здоровье и финансовом положении композитора. Через год Мысливечек умер, деньги на его похороны выделил англичанин по имени Барри, оказавшийся одним из его учеников. Биография Мысливечека легла в основу нескольких литературных произведений, а также оперы Станислава Суды «Божественный богемец» (1912). [править]Творчество Мысливечеку принадлежат двадцать шесть опер, симфонии, концерты для различных инструментов, камерные произведения. Оперы (исключительно в жанре «серьёзной оперы») несут на себе отпечаток типично итальянского стиля. Творческий же почерк инструментальных произведений отчасти схож с ранними работами Моцарта (которому даже приписывались некоторые из сочинений Мысливечека). [править]Литература Freeman, Daniel E. Josef Mysliveček, "Il Boemo": the Man and His Music. Sterling Heights, Mich.: Harmonie Park Press, 2009. Бэлза И. Ф. История чешской музыкальной культуры ― М., 1959, стр. 285―306 [править]Ссылки Биография Мысливечека (фр.) Шагинян М.С. "Воскрешение из мертвых : повесть об одном исследовании".-М.:Художественная литература, 1964
wikipedia

"В записи приходской книги не сказано «после долгой и тяжёлой болезни». Те, кто давал сведения в приход, ничего не знали, болел ли и сколько болел Мысливечек. Они переврали его года - поставили шестьдесят пять вместо сорока четырёх без малого. И в записи стоит: «скончался скоропостижно» - mori all improviso.

Так могло быть записано лишь потому, что никого не было в последние дни у смертного ложа больного; никто но знал, как долго и чем он болел; и никого не обеспокоил, не затруднил Мысливечек заботами и уходом за собой: он умер, как умирает звук музыки над клавесином, - аль импровизо.

Но я столько была с ним, живым, так воскрешала его к жизни, так часто чувствовала его рядом, в работе своей, что не могу оставить его умирать одного. Мне чудится и старинное его ложе, со сбитой простынкой и подушками, где покоится его голова без напудренного парика, с короткими поседелыми волосами; и худые руки с длинными пальцами музыканта и ногтями, которым он, чувствуя приближение смерти, не дал отрасти и с трудом, слабеющей рукой, остриг их в прирождённой потребности благообразия... Сколько мук испытал он в одиночестве, когда уже не мог писать, а другого делать тоже не мог, потому что всю жизнь жил одной лишь музыкой. Он лежал тихо и ждал смерти, быть может, понимая и примиряясь, и мог бы, если б сумел, в музыке передать это примирение. Сознание с ним было. И это было его последним счастьем, потому что приближение смерти он сознал как последний наплыв - вместе с затихающим сердцем - слабого своего вздоха куда-то вверх, из тела, и вместе с последним вздохом поднял плавным, как взмах крыла, дугообразным жестом руку свою, руку дирижера, словно показывая людям, что душа человека, умирая, улетает.

И душа его улетела в мир музыки, туда, где сливается воедино всё, что создано было, что было отстрадано, отрадовано, отдумано миллионами и миллионами жизней человеческих, и каждая из этих жизней была кем-нибудь любима и оплакана как единственно дорогая. Мы ничего не знаем о смерти и очень мало знаем о жизни. Только подходя к концу, честно говорим себе, что не знаем. Когда я дописываю эти строки, слёзы у меня бегут по щекам на бумагу, и хочется написать, как дорогому живому, кто умер и отнят у меня:

Спи с миром, Иозеф Мысливечек!"

Из книги Мариэтты Шагинян
"Иозеф Мысливечек.
Воскрешение из мёртвых


"Йозеф Мысливечек" 4-е издание. Москва. Молодая гвардия, 1983 год

Йозеф Мысливечек - оратория "Страсти Христовы"- скачать

Слушать онлайн симфонии и увертюры"Осеннее путешествие по Венеции"...

музыка, мои фото, классицизм, Йозеф Мысливечек, магия искусства

Previous post Next post
Up