Песах

Mar 27, 2013 19:28



История Песаха в песке ...

image Click to view




Песах


Песах - центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан.

Тора запрещает евреям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Также Тора предписывает есть в эти дни мацу (опресноки).

Песах, наряду с Суккот и Шавуот, - один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»).

В Израиле Песах - 7-дневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Названия праздника

1. Песах - от пасах (ивр. פֶּסַח‎, миновал, прошел мимо) - в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.

2. Хаг а-Мацот - в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.

3. Хаг а-Авив - праздник весны, когда отмечается праздник.

4. Хаг а-Херут - праздник свободы - в память об Исходе из Египта.
История праздника

Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены.
Заповеди
Хамец (квасное)

Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным - хамец (ивр. חמץ‎, «заквашенное», «квасное»). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде.
Ликвидация хамеца

Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель - ликвидировать все квасное в доме. Галаха требует ликвидации кусков хамеца размером крупнее оливки.

Одновременно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамеца (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси).
Продажа хамеца

Хамец, который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа хамеца организуется местным раввином, через процедуру, называемую «мехират хамец». Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить хамец общины обратно.
Формальный поиск хамеца (Бдикат хамец)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца», после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек.

Существует также традиция прятать в доме тщательно завёрнутые десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь хамец, и его благословение не пропадёт даром.
Сжигание хамеца (Биур хамец)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»).
Посуда на Песах

В религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы хамеца. Некоторые сефардские семьи, используют на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, но тщательно их перед этим моют.
Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев».

Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.
Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корбан песах» («пасха»). Согласно Пятикнижию, каждая семья должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и марором.

После разрушения Храма жертвы не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа» - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка.
Пасхальный Седер

Центральное событие праздника - Седер, пасхальный вечер .

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Аггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.
Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.
Маца

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - марор.
Праздничная неделя
Исру хаг

Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.
Отсчёт дней Омера

С ночи 2 дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й - «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».
Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21-29).

В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».
ИСТОЧНИК

традиции, мои фото, Песах, праздники, Израиль

Previous post Next post
Up