На этой неделе на экраны кинотеатров вышел долгожданный фильм «Он - Дракон» Индара ДЖЕНДУБАЕВА, продюссером которого выступил Тимур БЕКМАМБЕТОВ. За несколько дней до премьеры, мне удалось пообщаться с режиссером о его фильме, о пути в большой кинематограф, о планах на будущее и о том, каково быть первым абазинским кинорежиссером. Забегая вперед, скажу, что Индар показался мне наглядным примером того, что человек, поставивший цель и верно к ней идущий, рано или поздно ее достигнет. Его пример мотивирует меня, думаю, он способен мотивировать многих других. Кстати, теперь, я не стану первым абазинским кинорежиссером, сделаю все, чтобы стать вторым ;-).
- Привет, Индар. Расскажи о себе, где родился, где вырос?
- Привет. Я родился в Карачаево-Черкесии, в городе Черкесск, вырос там же, учился в школе №9.
- Как попал в кино? Где получал образование? Были ли у тебя работы до к\ф «Он - Дракон»?
- Я с детства очень любил кино, смотрел много фильмов, читал много художественной литературы (приключения, фантастика, фэнтези). Еще я рисовал комиксы, была тяга именно к изображению историй через последовательность картинок, а не одного законченного полотна. Вообще много рисовал. Но склонность была именно к быстрому рисунку, наброскам (персонажи, люди, действия, экшн) - это, в дальнейшем, сильно помогло.
Высшее образование я получил в Москве, специальность - социальная психология. Много играл в студенческом театре, в КВН, был хореографом-постановщиком и режиссером-постановщиком студенческих спектаклей. Если окинуть взглядом прошлое, становится ясно, что большинство событий жизни, так или иначе, были на пользу тому, кем я являюсь сейчас.
Именно профильного образования не было. Но, на мой взгляд, желание работать в кино - это в первую очередь желание быть частью процесса. Так что после Университета, проходя аспирантуру, я стал работать администратором съёмочной площадки в компании, производившей российские сериалы. Это начальная ступень в продюсерской иерархии. В течение 2,5 лет я успел побыть в роли администратора, координатора, продюсера пост-продакшн... Дальше ушёл в творчество - начал рисовать раскадровки для фильмов, клипов и рекламных роликов. Именно постоянная работа в тесном контакте с режиссерами и операторами - вот то, что мне было в первую очередь нужно. Брался за проекты любой сложности. Главным критерием было имя режиссера, оператора и художника картины. Рисовал, слушал и набирался опыта. Со времени стал достаточно известным и востребованным раскадровщиком в Москве. Дальше были ролики, документальные фильмы, короткометражки.
- Где и как ты познакомился с Тимуром Бекмамбетовым?
- Будучи художником-раскадровщиком, еще до знакомства с Бекмамбетовым, я много и плотно сотрудничал с «BAZELEVS». Работал над раскадровками рекламных роликов. Непосредственно с Тимуром мы познакомились на первых «Елках» и, что называется, завертелось. Через некоторое время, Тимур пригласил меня на проект «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Сначала я делал раскадровки для всего фильма, но впоследствии перебрался в США, на съемочную площадку, где снимал материал в качестве режиссера второго юнита.
Дальше в составе американской команды «BAZELEVS» участвовал в разработке и подготовке к запуску нескольких проектов. Одним из них был и «Он - Дракон». Со временем Тимур доверил мне роль режиссера, а моему товарищу и партнеру Игорю ЦАРЮ - роль креативного продюсера. Игорь - прекрасный профессионал и отличный, верный друг. С ним мы познакомились на съемках фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», там он ставил боевые сцены. После этого, мы вместе снимали тестовую экшн-короткометражку «Воин страны ОЗ». Получилось здорово, появилась уверенность друг в друге. И вот таким тандемом мы и отправились в фэнтези-путешествие в мир Дракона.
- Это твой полнометражный дебют. Почему ты решил обратиться именно к такой специфической теме, как фэнтези?
- Я с детства любил визуальное кино. Приключения, фантастика, фэнтези. Зачитывался книгами этих жанров. Среди проектов «BAZELEVS» этот проект мне больше всего импонировал. Когда мне предложили его, для меня выбор был и простой, и сложный одновременно. С одной стороны, это очень сложный с технической, жанровой и стилистической точки зрения проект. Риск был большой. Но с другой, именно такие истории я всегда хотел рассказывать. Так что я, можно сказать, «зажмурился и прыгнул». На мой взгляд, в российской кинотрадиции ничего специфического в сказках и фэнтези-стилистике нет. Просто мы слегка утратили эту традицию, будем наверстывать. В эпоху перехода к неоромантизму в кино, я бы с удовольствием оседлал сказочную и фэнтезийную тему. Ведь что такое современные герои? Это результат мифотворчества. То чем занимались люди тысячи лет. Гильгамеш, Одиссей, Геракл, Добрыня Никитич, получившие сверхсилу от богов, природы. По сути, это те же Бэтмены, Спайдермены и Халки, просто современные герои получили свою силу от современной модели непознанного - науки.
У нас есть свои герои и мифы, свои архетипы и модели, свои интерпретации общечеловеческих ценностей.
Сложность таких жанров, как фантастика и фэнтези в том, чтобы в погоне за увлекательным миром сохранить простую человеческую историю, релевантную современному зрителю. Об этом нужно думать в первую очередь.
- О чем твой фильм? Как бы ты сформулировал его тему и идею?
- Этот фильм про сложное сближение двух очень разных существ (девушки и юноши-дракона),
Мы предложили зрителю Любовь, как большое приключение, путь с препятствиями и опасностями. Это путешествие от смятения к увлеченности, от страха к любви и обретения внутренней силы, к принятию судьбоносных решений в удивительном мире человека-дракона. Но даже если любить иногда очень страшно, нужно обязательно рискнуть, потому, что потерять любовь еще страшнее.
- Каково быть первым абазинским режиссером, снявшим полнометражное кино? Когда нам ждать фентези по мотивам абазинского нартского эпоса?
- Конечно, я испытываю ответственность перед своим народом. Хочется оправдать ожидания, быть примером подрастающему поколению.
Что касается, фэнтези по мотивам нартского эпоса? Я давно думаю этом. Для меня важным условиям является наличие хорошей истории и осознание цели, ради которой делается кино. Если найдется хорошая история, которую захочется рассказать близким, друзьям или родителям - я с удовольствием готов рассматривать вариант ее экранизации.
- Какие у тебя творческие планы?
- Есть несколько очень интересных направлений. Но пока это секрет.
- Насколько ты считаешь важным развивать кинематограф в регионах?
- Я считаю это очень важным. Но, к сожалению, не все регионы к этому готовы. Нужна помощь государства. Страна у нас такая.
- Что бы ты пожелал молодым людям, которые хотят посвятить свою жизнь кинематографу? Как им попасть в кино? Как действовать после получения профильного кинематографического образования?
- Для начала, нужно найти смелость признать, что ты - кинематографист, что ты хочешь рассказывать истории, или участвовать в процессе их создания, даже если это не принесет тебе деньги и славу. Если есть такое ощущение в душе, человек все проблемы осилит. Если нет - быстро выдохнется. Кино - это не гламурный бизнес. Главное не сидеть на месте, не ждать. Есть два варианта. Первый - делать что-то самому. Тут все понятно. Снимаешь, пишешь и рассчитываешь на быстрое признание. Второй - подключаться к «потоку». Я это называю «Войти в информационное поле профессии». Стать подмастерьем. Снижайте профессиональную гордыню. Идите работать в кино на любую должность. Будет это администратор, помощник (монтажера, осветителя, сценариста, режиссера - лучше поближе к своей профессии), не так важно. Просто попадите в кино. Окунитесь в процесс. Набивайте шишки. Набирайте активный круг соратников, коллег. Этот поток обязательно вынесет. вас куда нужно. Организуйте встречи и кружки по интересам, если нет возможности встретиться, общайтесь по интернету.
Чаще задавайтесь вопросами о своей профессии нежели о том, как себя пристроить. Это всегда заметят. Когда я только начинал работать на площадке, я заказывал еду и организовывал перекрытие дорог для "автомобильных съемок". К слову, совсем не моя специфика. В подчинении было у меня двое рабочих, оба молодые парни. Один из них постоянно напрашивался на повышение должности - хотел в осветители податься. А второй просто вечно рядом со «светиками» находился. Утомлял их вопросами: "А чем этот штатив от этого систенда отличается?", "А как?", "А что?". Помогал в свободное время эти штативы таскать. Еще проект не закончился, а он уже перешел к ним работать. Забрали. Пришлось мне искать другого рабочего. А первый так и ходил, напрашивался.
Очень важно знать английский язык. Хотя бы на разговорном уровне.
И главное - Читайте! Много читайте по профессии!
- Готов ли ты к сотрудничеству с местными ребятами (актерами, сценаристами, режиссерами)?
- Да, конечно. Я готов к сотрудничеству с хорошими актерами, сценаристами и режиссерами, но важно, чтобы они были трудолюбы, дисциплинированны и увлеченны.
- Что бы ты хотел пожелать зрителям, которые уже совсем скоро придут на премьеру «Он - Дракон»?
- Не переставайте мечтать.