Издательство "Ресурс" продолжает приятно удивлять своими на редкость актуальными и адекватными книгами. "Не упускайте своих детей" - это книга, которую просто обязан прочитать каждый современный родитель или сочувствующий. Она пригодится и тем родителям, которые никогда не сталкивались с проблемным поведением отпрысков, а тем, кто сталкивался - сам Бог велел.
Книга написана, кстати, именитым канадским психологом и международно признанным авторитетом в области изучения феномена привязанности в соавторстве с практикующим доктором, который много занимался проблемой пагубных зависимостей.
Авторы, сравнивая американские семьи начала века с современным поколением, приходят к выводу, что с разрушением традиционного уклада семьи в связи с переходом к обществу потребления, родители все чаще - и чем дальше, тем больше - сталкиваются с проблемами поведения у детей разных возрастов. Проблемы могут начинаться по-разному и разрастаться до разных масштабов - от капризов, истерик, драчливости у младших дошкольников до суицидальных наклонностей и пагубных привычек у подростков. Автор связывает эти проблемы, которых раньше не существовало в принципе, с феноменом ориентации на ровесников - т.е. дети, лишенные должного внимания со стороны родителей, заполняют освободившийся вакуум себе подобными детьми, которым самим не на кого ориентироваться. Т.е. в условиях общества, которое "гораздо больше заботится о потреблении, чем о здоровом развитии детей", естественная привязанность детей к своим родителям заменяется на привязанность к ровесникам.
В книге очень-очень-очень подробно описаны механизмы этого замещения, а также иерархия, которая возникает в группах детей, ориентированных друг на друга, описывается феномен плохой обучаемости, пассивности, приведены примеры, результаты исследований и т.д. Но самое главное, описаны пути решения этой проблемы, даже если она зашла слишком далеко.
Недавно интернет вполошила статья "Новой" про волну детских суицидов - после прочтения у меня появилась мысль, что причина конечно же не в таинственных кукловодах, которые подталкивают детей к суициду (хотя, конечно, косвенно и в них тоже), а в том, что дети со здоровой привязанностью к родителям (или другим взрослым - бабушкам, воспитателям, учителям), которые имеют тесную связь с ними, чувствуют невидимую поддержку везде и всегда, никогда не совершат суицид, кто бы их к этому не подталкивал. Авторы пишут, что корень подобных проблем кроется в том, что "в нашем обществе все настолько встало с ног на голову, что мы можем больше ценить отдаление ребенка от нас, чем его инстинктивное стремление к близости". Мы включаем детям мультики, чтобы посидеть в интернете, с удовольствием вручаем им телефон или планшет, чтобы заняться своими делами, потом отдает ребенка в сад и очень радуемся, когда он с упоением начинает играть с детьми и не беспокоит родителей, не замечая при этом тревожных знаков разрыва связи.
Про детские сады ради социализации придумали идиоты - это я давно понимала, но после прочтения книги мое интуитивное ощущения укрепилось. Как пишет автор, "если бы общение со сверстниками было ключом к социализации, уличные хулиганы и беспризорники были бы образцовыми гражданами". При этом авторы не противники садов и школ - они, напротив, объясняют, как избежать негативного влияния этих неизбежных институтов (а с появлением интернета и соцсетей феномен ориентации на ровесников приобретает все более угрожающие масштабы).
Резюмирая, скажу, что это, пожалуй, самая на сегодняшний день полезная из прочитанных мной книг по детской психологии.
Ну и цитата напоследок: "Только жизнеспособные отношения со взрослыми воспитателями могут породить истинную независимость и индивидуальность, качества, которые мы, как родители, больше всего желаем своим детям".