Бульонный образ ученого

Oct 08, 2010 19:43


Перечитав то, что только что закончила писать, я ужаснулась умению моего мозга синтезировать пласты совсем несвязанной информации в общий, довольно приятно пахнущий бульон.
Проанализировав Фауста, Человека-невидимку, Имя Розы, Когда Ницше Плакал с одной стороны и Грозу, Отцов и Детей, Собачье Сердце и Гиперболоид инженера Гарина с другой, я пришла к парадоксальному выводу. Чем четче вырисовывается образ ученого в литературном произведении, тем рациональнее социальные практики в обществе, к которому принадлежит автор сочинения в данную эпоху. Рефлексивная, духовная, религиозно-философская русская литература (как и философия) начала XIX века противопоставляется ужасающим научным идеям конца XIX века и рационально прагматическому отношению к знанию в произведениях советских писателей. Западная же литература, находящаяся под влиянием протестантской этики и отношений, возникающих в обществе развитого капитализма, показывает ученого способным продать душу за знания. И вот так пятнадцать страниц словесного кружева.
Выводы писать не буду, на тот случай, если кто-то решит стянуть идею...

А в каких еще художественных произведениях раскрывается образ ученого? (кроме Жюля Верна и Стругацких)

почитуха

Previous post Next post
Up