Дагвуман

Mar 13, 2011 13:28

Агларов М.А.

К положению женщины в семье и обществе.



Внутрисемейные отношения народов Дагестана, продиктованные в большей мере условиями их общественного строя, определялись структурными особенностями независимых общин гражданского типа - джамаатом и формами самоуправления. Семейные традиции всецело отражали их общественно-политический строй и быт; эти традиции обслуживали общество, переиздание которого было связано с семьей. Прежде всего, половозрастное разделение труда, которое предусматривало выполнение домашних работ (за исключением наиболее тяжелых) женщиной. Наиболее тяжелая и ответственная статья женского труда заключалась в выполнении женщиной всех полевых работ (за исключением вспашки поля и перевозки урожая на санях-волокушах домой) там, где условия не позволяли применять сани-волокушы. На дальних альпийских сенокосах, где можно было применять большую фабричную косу, косили мужчины. Н. Дубровин пишет, что, «нет возможности перечислить все разнообразные виды занятий женщины, но можно сказать, что трудно увидеть ее без работы... вся жизнь горянки есть труд и труд самый тяжелый». Алихан Аварский, аристократ, генерал царской службы, просветитель, публицист высмеял, авторов девятнадцатого века, назвав их сентенции о горянке «галиматьей». (Алиханов, с.261). Но, к сожалению, остановить авторов ХХ века, писавшие галиматью о «закрепощенной» горянке, которую « освободила социальная революция», было видимо некому… Горянки, не в пример женщин Востока, действительно трудились, но это был труд, во-первых, не самый тяжелый, а повседневный. Самый тяжелый труд лежал на плечах мужчин или наемных работников. Во-вторых, труд женщин был свободным, продукт которого до единой соломинки шел семье: ни барину, ни государю, ни мечети. Горянки трудились на своей земле, ухаживали за своим скотом и домом, детьми и т.д., поэтому труд одновременно был фактором морального возвышения, а не гнета, как подневольный. Соответственно, горянки сохраняли свой независимый характер, достоинство, открытый нрав, активную роль в общественной жизни, доживали до глубокой старости. Женщины, формально лишенные прав в сфере политической жизни, поддерживали авторитет своих собственных мужчин, создавая все условия для гражданского и рыцарского образа жизни последних. Недаром говорят, что женщины-горянки делают горцев горцами. Мужчины более скрывали свои недостатки и истинные черты характера от жен и женщин в целом, больше чем от мужчин и друзей. С другой стороны мужчины берегли своих женщин, и, не задумываясь, отдавали свою жизнь в делах охраны их достоинства чести. Внедрение «мусульманских стандартов» в семейную жизнь (забота духовенства) была затруднена несоответствием кавказского горского общества с арабским миром на базовом уровне. Арабской культуре не была свойственна, такая как у горцев, высокая хозяйственная роль женщины и вытекающее отсюда положение, когда женщина всегда являлась собственницей недвижимости, включая свою часть земли, получаемой от отца как приданое или в наследство. Декларируемые религией идеалы гармонии семьи на основе полной покорности жены, никогда не соответствовали практике - трудящаяся женщина, женщина собственница, имела четкие и сильные позиции в семье и вес в обществе. Всю наиболее тяжелую часть работы выполняли мужчины, свои или наемные, но они не могли позволять себе быть все время занятыми, как крестьяне, физическим трудом. Самоуправление, физическая и военная подготовка, участие в общественной жизни, необходимые члену гражданской общины, требовали свободного времени, и оно было обеспечено женщиной, взявшей на себя повседневные работы и заботы. Мужчины, воспитанные в этой манере были способны обеспечить и отстаивать свободу гражданских общин и их объединений. Цена этой свободы обеспечивалась высокой активностью женщин во всех сферах частной и общественной жизни. Обрисованная ситуация особенно стабилизировалось в XVIII- XIX веках, после отмены труда рабов и их освобождения, согласно требованиям шариата и имамов Дагестана и Чечни. Бывшие рабы, холопы и зависимые были отпущены и уравнены в правах. Они уже не должны были трудиться на своих бывших хозяев, что только прибавляло работу горянке в поле и дома. Утверждая, что женщины были неравноправны, исследователи упускают из виду вышеуказанные факторы, особенно различия сфер приложения женского и мужского труда, различие ролей мужчин и женщин в личной, общественной, семейной и духовной жизни, оппозицию мужских и женских «партий» в традиционном обществе. Если взять за точку отсчета сферы занятий женщин, то получится, что мужчины также были «ущемлены» в праве заниматься исконно женскими делами и, с этой точки зрения, мужчины также неравноправны. Наука и публицистика на эту тематику по сей день исходит из европоцентристских установок и идеалов половой униформы и феминизма. Публицисты и социологи проявляют, можно сказать, «научный цинизм», перенося этические ценности (избегания, различие ролей и т.д.) в сферу привилегий и дискриминации. Важно знать какова точка отсчета…

Литература

Агларов М. 2002 А Андийцы. Махачкала.

Алихановъ - Аварский. Выбор мужа дагестанской девушкой. Газ.«Кавказ» 3 сентября 1896 .

Булатова А. Г, 2000. Лакцы. Махачкала,.

Гаджиева С. Ш. 1985. Семья и брак у народов Дагестана в ХIХ начале ХХ в. М.

Руновский А. Дневник. АКАК, т. XII. Тифлис

Страна Гор

Previous post Next post
Up