Оригинал взят у
alex1270в
Обострение отношений с окружающими и миром Click to view
--------------------------------
Вступительный текст Дедюховой к этому ее очередному материалу также очень силен:
Отчего-то положено представлять, будто кризис, т.е. некое обострение отношений с окружающими и миром, переоценка ценностей - это весьма плохо. Понятно, что сегодня подобный кризис у всех сопряжен с достаточно тяжелыми внешними условиями, создаваемыми каждому на государственном уровне.
Тем не менее, есть ряд вещей, которые можно осознать лишь в кризисной ситуации. О них не принято задумываться, когда все хорошо, а солнце еще даже не встало в зенит. Если ничего не болит, все живы-здоровы, если есть некая, слегка раздражающая своей определенностью, уверенность в будущем, - то вряд ли кого-то посетят мысли о бренности бытия и нашем месте в этом мире.
Проблема в том, что такие минуты, наполненные счастьем, то есть равновесием со всем мирозданием - каждый испытывает отнюдь не часто и крайне недолго. Подобные моменты каждый хранит в душе и уносит с собой, но они есть у каждого. Наше вечное сожаление в том, что жизнь устроена так, что эти моменты… как искорки золотого песка в тоннах пустой породы.
Однако уж и я буду последней, кто бы пожелал продлить вечно состояние подобного равновесия созревшего овоща на июльской грядке в день летнего солнцестояния… поскольку именно это переполненное восторгом перед сущим состояние полного счастья - не является предметом искусства, не рассматривается в искусстве вообще, само искусство тут будет лишним.
В литературе оно описывается обкатанной за века фразой: «Они жили долго и счастливо!» И даже удивительные живописные полотна, переполненные подобным состоянием абсолютного счастья, создаются в слезах и сожалениях о навсегда ушедшем Лете жизни - в темной каморке, в полном сознании, что этих дней уже не вернуть. Не зря же говорят, что подобные полотна может создать лишь самый голодный и раздавленный жизнью Мастер.
Пожалуй, на любое ваше пожелание вечного счастья - во мне немедленно сработает такой писательский эгоизм. Кризис - это поворотный маховик любого романа. Я ведь и сама с горечью понимаю, что лишь мои собственные неудачи придают моим вещам глубину и… легкость. Самое время вставить цитатку из Ахматовой про то, как из разного сора вырастают цветы, «не ведая стыда»…
Скажите, а какие сожаления тревожат вас в тот момент, когда чья-то безжалостная рука хватает за сердце, гася вокруг саму память о недавнем счастье?.. Что за мутные волны безразличия страшат вас в тот момент, когда вам кажется, что «жизнь пропала» и ничего вокруг «не имеет смысла»?..
Не правда ли, каждый вдруг с холодной тоской думает: «А ведь делать этого я не имел права…»
О нашем личном праве, о нашем личном нравственном выборе, который мы совершаем ежедневно, абсолютно за все расплачиваясь собственной душой - мы говорили и еще поговорим один на один, даже тогда, когда я навсегда стану только книжкой.
Но у всего нашего общества есть неверно пережитый в конце XIX века «кризис среднего возраста», можно сказать, некий «пережиток», оставшийся нам с тех времен. И тогда обществу не дали спокойно обо всем подумать, да и нынче все вокруг торопят, кричат, пихаются локтями, лезут на трибуны…
Поэтому давайте попытаемся наверстать этот процесс, благо, что сейчас не конец XIX века, а начало XXI века. Появились технические возможности, о которых еще год назад мы и мечтать не могли. Поэтому и все кризисы можем пережить не только вместе, но и с интеллектуальным комфортом. Главное, начать!